Почетные грамоты кончаются, очередь не занимать!
Практически все комитеты заседали долго, депутаты были активны и заинтересованно обсуждали повестку дня. Исключение составил комитет по жилищно-коммунальной политике. Он работал, как всегда, оперативно, и депутаты уложились в 14 минут. Заседание комитета по госстроительству и местному самоуправлению и вовсе сорвалось из-за отсутствия кворума.
Начал иссякать поток почетных грамот, которые депутаты щедро раздавали на каждом заседании. Судя по всему, народные избранники исчерпали свои лимиты. На минувшей неделе почетными грамотами награждали в большинстве своем по представлению муниципалитетов.
Федеральных законопроектов тоже было совсем немного. Или думский принтер готовится к очередному фундаментальному выбросу, или депутаты Госдумы утомились и снизили свою законотворческую активность.
Комитет по аграрным вопросам:
КОНКУРС ПОД ОДНОГО ПОСТАВЩИКА
Депутаты аграрного комитета законотворчеством занимаются не очень активно. Судя по всему, нормативная база в сельскохозяйственной отрасли проработана фундаментально. В минувшую среду вносились поправки в закон Саратовской области о правительстве, который был принят в 1996 году. А в 2009 году был принят федеральный закон об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. А несоответствия нашего и федерального документов обнаружились аккурат к окончанию 2014 года и были быстренько ликвидированы. Теперь в региональном законе за правительством области закреплено право «на определение исполнительного органа государственной власти Саратовской области, осуществляющего организацию проведения аукционов на право заключения охотохозяйственных соглашений».
Что удивительно, в положении о комитете охотничьего хозяйства и рыболовства области это право оговорено было, а в законе о правительстве – нет. Теперь это досадное недоразумение, по единогласному решению депутатов комитета, будет устранено.
Что касается федерального законотворчества, то наши депутаты с удовольствием поддержали коллег из Удмуртии, которые предложили кратно увеличить штрафы за реализацию семян и иного посадочного материала без посевных документов.
Традиционным было рассмотрение вопроса, который находится, по словам председателя комитета Николая Кузнецова, «в ведении законодательного сопровождении комитета». А именно – депутаты обсудили предварительные итоги реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014–2020 годы».
В связи с отпуском министра сельского хозяйства Александра Соловьева вопрос докладывал его заместитель Александр Зайцев, который не только исправно и творчески прочитал пояснительную записку, но и вполне внятно ответил практически на все вопросы.
Развитие сельских территорий предполагает обустройство жизни сельских жителей. А конкретно – улучшение их жилищных условий, строительство школ и фельдшерско-акушерских пунктов, проведение газо– и водопроводов.
Так вот, в рамках программы 61 сельская семья улучшила свои жилищные условия. Предпочтение тут отдается семьям молодых специалистов или молодым семьям. Из областного бюджета на эти цели выделено 35,8 млн рублей, из федерального – 31,7 миллиона.
В лидерах Ивантеевский и Федоровский районы – там «расширились» по 8 семей.
В рамках программы планируется строительство двух общеобразовательных школ – в Энгельсском и Ровенском районах. На эти цели предусмотрено 20 млн рублей, и уже перечислено районам из средств федерального бюджета 17,7 млн рублей. Но в ходе обсуждения выяснилось, что при запланированном в программе финансировании школы будут строиться 7–10 лет. И проблему больше обсуждать не стали.
Зато говорили о ФАПах. Тут ситуация более жизнеутверждающая. Как следует из пояснительной записки: «В текущем году на строительство 4 ФАПов средства федерального бюджета в сумме 7,6 млн рублей и на завершение строительства 2 ФАПов в сумме 2,9 млн рублей выплачены в полном объеме. В областном бюджете предусмотрено 8,6 млн рублей».
Для тех, кто не знаком с тонкостями написания пояснительных записок, переводим: предусмотрено в бюджете – это вовсе не значит, что деньги выделены и доведены до исполнителя.
Впрочем, в ходе обсуждения выяснилось, что с ФАПами ситуация все равно вполне себе приличная. В селе Золотая Степь ФАП будет непременно сдан в третьей декаде декабря, а в Большой Поволожке буквально через несколько дней – там осталось заплатить в межрегиональную распределительную сетевую компанию 550 рублей.
Впрочем, и тут есть нюансы. Николай Кузнецов спросил у и. о. руководителя комитета капитального строительства Николая Якубовича, каким образом будет завершено строительство ФАПов в этом году, если конкурсные процедуры завершены 15 ноября. Господин Якубович на чистом глазу ответил, что поставщик уже определен, что конкурс разыгрывался с одним поставщиком – ООО «Строитель», которого «мы знаем» и который сделал «не один ФАП».
Судя по тому, что депутаты не очень сильно мучили докладчиков вопросами, все они понимают, что ситуация с бюджетным финансированием программ не самая лучшая. Потому чиновникам посоветовали активнее информировать муниципалитеты об имеющихся программах. И попросили чиновников сообщать им, депутатам, об участниках программы. Чтобы оказывать им, участникам, посильную помощь.
Комитет по социальной политике:
УКРУПНЁННЫЕ УСЛУГИ
Повестка дня комитета была насыщенной, как никогда. Причем 13 из 19 вопросов были именно региональными законопроектами.
Как водится, в тонкости формирования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования никто вникать не стал, потому руководитель фонда Андрей Саухин был предельно краток и просто назвал цифры. На 2015 года бюджет ТФОМС, сбалансированный по доходам и расходам, составит 20,78 миллиарда рублей, на 2016-й – 21,96 млрд, на 2017-й – 24,49 млрд. У депутатов вопросов не было, и законопроект отправили на думское заседание.
Законопроект о признании утратившими силу некоторых законодательных актов касался реорганизации регионального здравоохранения. Дело в том, что в соответствии с федеральным законодательством все медицинские учреждения области, за исключением тех, которые финансируются из федерального бюджета, передаются в региональное подчинение и, соответственно, будут финансироваться из областного бюджета. То есть органы местного самоуправления полномочиями по оказанию медицинской помощи не наделяются, и в региональное законодательство вносятся соответствующие изменения.
Министр Лариса Колязина сообщила, что услуги «укрупнили» |
Заместитель министра здравоохранения Жанна Никулина, докладывая вопрос, рассказала, что «губернатор Радаев дал указание создать модель, оптимальную для пациента. И при нынешнем финансировании это будет сделано». Судя по всему, Жанна Алексеевна говорила о модели оказания медицинской помощи. Далее госпожа Никулина рассказала о том, что планируется промониторить суммы, которые закладывают медицинские учреждения, в том числе и Саратова, для более эффективного использования бюджетных средств. «Да, в Саратове есть масса уникальных учреждений, потому наша задача – создать качественную и доступную медицинскую помощь, чтобы модель была понятна», – добавила заместитель министра. Впрочем, говорила Жанна Алексеевна много и между строк пыталась оправдать перевод средств на региональный уровень. Хотя никто ее в этом и не упрекал.
Изменения в закон о комиссии по делам несовершеннолетних индексирует фонд оплаты труда сотрудников комиссии на 5,1 процента.
Законопроектом «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Саратовской области», как рассказала министр социального развития Лариса Колязина, вместо 200 услуг в закон внесены всего 56. Но это вовсе не значит, что ухудшается положение граждан. Просто услуги были «укрупнены».
Еще один документ – «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Саратовской области». В законопроекте говорится, что «указанная предельная величина не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения». Как пояснила Лариса Колязина, например, прожиточный минимум для пожилого человека равен 5,597 тысячи рублей. И если доход этого пожилого человека не превышает 8,395 тысячи рублей, то социальные услуги ему будут предоставляться бесплатно.
По словам министра, раньше бесплатную социальную помощь получали 996 человек. После принятия закона число получателей превысит 7 тысяч человек.
Довольно бурное обсуждение произошло при внесении изменений в закон о региональном материнском капитале. Разработчики предложили сократить число направлений, на которые можно тратить деньги, с пяти до двух. После обсуждения и наверняка принятия на думском заседании, куда при двух проголосовавших «против» (Зинаида Самсонова, Сергей Афанасьев) отправлен документ, региональный материнский капитал (100 тыс. рублей) можно будет тратить только на улучшение жилищных условий и на получение образования ребенком. Платить за медицинскую помощь, погашать долги и проценты по кредитам или выплачивать потребительские кредиты придется из других доходов.
Комитет по культуре, общественным отношениям, спорту, делам молодежи и информационной политике:
Я ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ. НУ?
В четверг на встрече губернатора с работниками муниципальных учреждений культуры области, приуроченной к Году культуры в России, Валерий Радаев сказал буквально следующее:
«Я считаю, что необходимым итогом Года культуры должно стать решение о создании памятника, где отразится сельская культура, труд человека, ее создающего и незыблемые ценности, которые эта культура несет. Появиться он может на территории того муниципального района, который больше всего этого заслуживает, где библиотекаря уважают не меньше, чем успешного фермера.
Уверен, памятник, посвященный сельской культуре, будет уникальным. Но прежде мы должны сказать спасибо каждому сидящему в этом зале. Ваше творчество – душа региона».
В связи с этим пламенным спичем возникает вопрос: где будет установлен памятник – на руинах сельской культуры или сразу на ее могиле?
Потому как буквально накануне, на заседании комитета по культуре и спорту в областной думе, о памятниках никто не говорил. Председатель областной профсоюзной организации работников культуры Вера Дмитриева пыталась достучаться до депутатов и объяснить, что культура на селе заканчивается.
В письме председателю думы Владимиру Капкаеву говорится, что «за последние годы потеряно 270 учреждений, численность работников сократилась почти на три тысячи человек», «по-прежнему сохраняются долги по зарплате». Помимо общей печальной картины, приведены и конкретные примеры. Например: «Критическая ситуация сложилась в Балашовском муниципальном районе, где органы местного самоуправления вот уже более 5 лет не в состоянии обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам учреждений культуры. В результате 50-миллионной задолженности перед внебюджетными фондами на 1 ноября т. г. в 8 учреждениях культуры района закрыты расчетные счета...»
И еще: «Закрытие расчетных счетов учреждений культуры имеет место во многих районах области (Воскресенский, Балашовский, Федоровский, Духовницкий и др.)».
Собственно письмо на заседании комитета зачитывать не стали, попросили выступить Веру Дмитриеву. Она столь же сумбурно, как и в письме, начала говорить о том, что работники культуры в муниципалитетах уже предупреждены, что грядет сокращение. Что многих придется перевести на половину или даже четверть ставки. И это притом что ставка данная равняется 10 тысячам рублей. И в тот год, который объявлен Годом культуры.
При этом Вера Николаевна не забывала делать реверансы в адрес министерства культуры, с которым профсоюзы взаимодействуют. И пишут туда письма, а им в ответ рассказывают, как рассчитывается средняя заработная плата.
Первой не выдержала представитель правительства в областной думе Ольга Павлова и спросила, совпадают ли прогнозные показатели, которые объявляет министерство, с реальными цифрами, которые выплачиваются работникам культуры из муниципального бюджета. «Нет», – ответила Дмитриева.
Дело в том, что учреждения культуры в муниципалитетах финансируются из местных бюджетов, куда из региональной казны поступают субсидии. А вот как этими средствами распоряжаются местные органы власти – это уже вопрос.
И тут не выдержал депутат Николай Семенец, который строго спросил у Дмитриевой, видит ли она в зале людей, которые могут осмелиться не выполнить указы президента. И еще Николай Яковлевич сообщил, что сейчас ситуация такая и что дума сократила свои расходы на 58 миллионов. А вообще депутаты о культуре не забывают, и всего два года назад было выделено 180 миллионов рублей на ремонт сельских клубов.
Косвенно поддержала Семенца министр культуры Светлана Краснощекова, которая сообщила, что, как правило, сокращают ставки или закрывают клубы в малонаселенных пунктах, где осталось 50–70 жителей, которые собираются в клубах лишь для того, чтобы отпраздновать чей-либо день рождения.
Не смолчал депутат Александр Гайдук, который говорил, как всегда, долго. Смысл его спича сводится к тому, что губернатор свои обязательства исполняет, а вот почему не выполняют свои обязательства местные власти, надо разобраться.
Председатель комитета Владимир Писарюк предложил министерству рассматривать думу как переговорную площадку, а член общественной палаты Иван Кузьмин напомнил о своем предложении провести выездное заседание комитета в одном из муниципалитетов. С обязательным приглашением местных депутатов.
Собственно, на том и порешили.
Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:
ПРИСМОТРИМ И ЗА МАЛЕНЬКИМИ
Заседание комитета по строительству и ЖКХ – это всегда напор силы ума и стремительность мысли. Опоздавший на 10 минут депутат Александр Сундеев попал исключительно к шапочному разбору, но успел выступить с предложением о необходимости поддержать законопроект.
Неизвестно, понимал ли Александр Александрович, о каком документе шла речь, но коллеги, уже обсудившие вопрос, Сундеева поддержали. Потому как речь шла о поддержке инициативы депутатов Ленинградского законодательного собрания о необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс. А именно о том, что необходимо усилить надзор за малоэтажными строениями – домами до трех этажей. Потому как безнадзорное строительство ведет к многочисленным проблемам. На слуху, например, выселение жителей таунхауса в поселке Юбилейном.
Но до одобрения изменений в федеральный закон депутаты успели отработать четыре документа.
Очередной раз были внесены изменения в закон о предоставлении меры социальной поддержки гражданам, участвующим в строительстве жилых помещений с привлечением заемных средств». Теперь эти граждане должны будут представлять проектную декларацию, в которой в том числе оговаривается срок ввода в эксплуатацию жилья.
Очередной раз был рассмотрен законопроект под универсальным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». В данных законах идет речь о постановке на учет как нуждающихся в получении жилья людей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства. Теперь «судебное решение об установлении места жительства гражданина в случае, если у заявителя отсутствует регистрация по месту жительства, будет заменять справку о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с учета...»
Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:
НЕ ЧИТАЛ, НО ОСУЖДАЮ
Главным героем комитета был депутат Владимир Архипов. И больше всего Владимира Григорьевича волновало, как можно оценить эффективность деятельности и уволить уполномоченного по правам предпринимателей.
Дело в том, что на заседании комитета рассматривали большой блок – 8 законопроектов, регулирующих деятельность бизнес-омбудсмена. И в этих законопроектах ничего не сказано об отзыве и тем более увольнении уполномоченного. Более того, в документе говорится, что уполномоченный может покинуть пост только по собственному желанию или по представлению федерального коллеги и старшего товарища.
Министр экономики Владимир Пожаров пытался объяснить Архипову, что одна из целей законопроекта – сделать бизнес-омбудсмена максимально независимым от любых местных влияний. Но при этом утверждается кандидатура уполномоченного депутатами, раз в год предусмотрен обязательный отчет, что предпринимательское сообщество, в случае недовольства работой, может обратиться к федеральному уполномоченному и так далее.
Но Архипов был неумолим: оценка эффективности в документе не прописана. Увольнение – тоже. Впрочем, аргументы он слушал не очень внимательно. А в ходе обсуждения выяснилось, что ни он, ни поддержавший коллегу Владимир Соловьев документов не читали.
Обсуждение пакета законов об уполномоченном, которые должны вступить в силу после 2016 года или раньше, если нынешний уполномоченный по защите прав предпринимателей Максим Фатеев досрочно уйдет в отставку, заняло довольно много времени.
Но все равно львиную долю времени говорили об итогах социально-экономического развития области за первое полугодие 2014 года и ожидаемых итогах за 2015 год.
Понятно, исполнительная власть могла говорить только о хороших и очень хороших итогах. Например, из 14 видов деятельности по 8 наблюдается рост производства. В первом полугодии 2014 года в области освоено 39,97 млрд рублей инвестиций на основной капитал. Индекс физического объема составил 104 процента к аналогичному периоду прошлого года.
Понятно, внеэкономическая ситуация в стране сложная, и это не могло не отразиться на экономике региона.
Тем не менее, «в 2014 году промышленное производство, преодолев замедление в первые месяцы текущего года, вышло на положительные темпы роста. Индекс промышленного производства, по оценке, составит 103,4 процента».
Эти данные приведены в раздаточном материале, а все депутаты умеют читать. Потому министр экономики Владимир Пожаров расширил имеющуюся информацию. Владимир Александрович рассказал, что в министерстве имеется базовый вариант прогноза и умеренно-оптимистический. Базовый вариант – это публичный, предназначенный и для отчета в минэкономике России, и для расчетов бюджетных показателей. Но специалисты министерства всегда имеют в виду, что ситуация может быть не самая радужная. Или, как сказал председатель комитета по экономической политике Алексей Мазепов, анализ показывает, что прогноз зачастую отличается от ожидаемых показателей». Именно поэтому в региональном минэкономе заранее просчитывают бюджет, исходя из максимальных рисков.
И тут опять взошла звезда Владимира Архипова, который начал говорить, что надо поддержать бизнес, определиться со стратегией развития наполнения бюджета.
Владимир Пожаров печально сообщил, что бюджет развития в нынешнем и грядущем бюджета не превышает одного процента доходной части. И потому говорить о поддержке бизнеса излишне оптимистично.
Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:
ОБ ОЖИДАЕМО НЕСОСТОЯВШЕМСЯ
Самый спокойный и трудолюбивый, если считать число вопросов повестки дня, комитет не состоялся. Из-за неявки депутатов. Причем, судя по всему, отсутствие кворума было вполне ожидаемо. Потому как председатель комитета Александр Сундеев ровно в 10 часов заявил, что кворума нет и не будет. И даже поименно назвал отсутствующих. Черняев и Старенко – в отпуске, Афанасьев заболел, а депутаты Курихин и Глозман отсутствуют по неизвестным причинам.
Нет, неоднократно случалось, что заседания комитетов начинались с задержкой по причине опоздания депутатов. Или их нехватки. Тут же Сундеев знал, что комитет не состоится, и даже опоздавший депутат Нестеров ситуацию не спасет. Кстати, раскрасневшийся с мороза Нестеров вошел в зал, когда Сундеев уже объявил о переносе заседания. Надо сказать, что заседание, судя по повестке дня, могло стать самым обычным: согласование кандидатур судей и представителей думы в квалификационную коллегию, награждение почетными грамотами – это 12 вопросов из 15. Плюс три законопроекта. Первый – о наделении органов местного самоуправления полномочиями по присвоению наименований объектам дорожно-уличной сети. Второй – о том, что главу муниципального образования депутаты выбирают из числа депутатов. И, наконец, третий – о том, что ходатайство о проведении референдума должно быть подписано всеми членами руководящего органа того общественного объединения, который инициируют референдум.