Пей не глядя! Госдума угощает...

Оценить
Что будет, если алкоголь убрать с витрин и прилавков, как это уже сделано с сигаретами

После того как на днях группа депутатов Госдумы от партии ЛДПР предложила спрятать алкогольные напитки долой с глаз покупателей, мы решили проверить, как действует уже введенная ранее аналогичная мера в отношении табачных изделий. Мы попытались также оценить перспективу игры в прятки с покупателями спиртного.

По словам депутата Ярослава Нилова, одного из инициаторов этой игры, выставленный на витрину алкоголь является ненужным раздражителем: человек приходит за хлебом, а уходит с водкой. Кроме того, постоянное лицезрение алкогольных напитков в магазинах вырабатывает у детей лояльное отношение к ним, а у студентов и школьников рождает соблазн скрасить вечер бутылочкой.

На предложение депутатов скептически отреагировал главный нарколог министерства здравоохранения РФ Евгений Брюн, заметивший, что в результате таких мер из всего множества алкогольной продукции люди просто станут чаще делать выбор в пользу водки или даже предпочтут самогон. По его словам, лучше научить россиян правильно пить и закусывать, а продажу алкоголя перенести в специализированные магазины. В ответ лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что Брюна давно пора уволить. Неожиданно не поддержала своего подчинённого и глава федерального мин­здрава Вероника Скворцова. По словам чиновника, предложение жириновцев может положительно сказаться на неокрепших «хрупких душах», у которых отношение к алкоголю ещё не сформировалось.

О, прикрой свои сигареты!

Всё это заставило вспомнить нашумевший «антитабачный» закон, который накладывает ограничения на реализацию табачной продукции на территории РФ. Продавать сигареты теперь можно только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. Кроме того, запрещается торговля с выкладкой и демонстрация табачной продукции в торговом объекте.

Теперь на витрине вместо ярких сигаретных пачек нас может ждать только лист бумаги с перечнем табачного ассортимента, обязательно выполненный буквами «одинакового размера чёрного цвета на белом фоне» и составленный «в алфавитном порядке, с указанием цены без использования каких-либо графических изображений и рисунков». Такие меры призваны уменьшить подсознательный соблазн потребителей попробовать «сигаретки вон из той стильной голубой пачечки».

На полках специализированного табачного магазина на проспекте Кирова разложено много всего – курительные трубки, зажигалки, фишки для казино... Нет главного – табака. Точнее, в наличии он имеется, но лотки с товаром плотно задёрнуты шторами. Да-да, не удивляйтесь, требования нового закона распространяются даже на специализированные магазины. Желающие ознакомиться с табачным ассортиментом могут сделать это по специальным спискам. Как пояснили мне продавцы, вступление в силу закона никак не повлияло на поток клиентов.

Расположенные на проспекте Кирова киоски когда-то занимались преимущественно реализацией аудио– и видеопродукции, но позже перешли на табак и до сих пор являлись главными точками по продаже сигарет на главной прогулочной улице города. Купить их можно было прямо через окошко. По идее, согласно новому закону, с 1 июля реализация табачных изделий в таких объектах должна быть прекращена. Однако коммерсанты нашли весьма элегантное решение и попросту распахнули двери ларьков для всех желающих, оборудовав внутри каждого из них некое подобие «торгового зала». И пусть на этих микроскопических площадях «зала» вряд ли сможет развернуться даже пара посетителей, буква закона здесь соблюдена. Пачки сигарет тоже теперь не красуются прямо в витринах, а собраны в глубине павильона и прикрыты шторами... Но вот в одном ларьке ассортимент был явственно виден с улицы через окно (на вопрос, не ругают ли их за открытый товар, подозрительный продавец ответила отрицательно). Внутри другого ларька несколько пачек лежали прямо на прилавке. В одном из павильонов мне посоветовали не открывать дверь и не заходить внутрь, а обратиться за покупкой прямо с улицы. «Холодно», – объяснила продавец.

На вопрос о снижении числа клиентов из павильонов ответили по-разному: кто-то сказал, что покупателей стало меньше, кто-то пояснил, что меньше, но не намного. Одна собеседница связала снижение продаж с сезонным похолоданием, однако заметила, что в прошлом году дела всё равно шли лучше. По её словам, цены на сигареты в последнее время тоже выросли (помимо ограничений на реализацию, государство повышает и акцизы на табачные изделия).

Курильщиков знают в лицо

Сигареты предлагают и торговые точки в крытых рынках – очевидно, что условия продажи в них тоже соответствуют требованиям нового закона. Но из-за того что выкладывать пачки сигарет на всеобщее обозрение теперь нельзя, продавцам пришлось оборудовать у своих закутков вывески с большими буквами ­»ТАБАК». Однако в расположенном в центре города рынке «Губернский» я встретил таких вывесок совсем немного. Как пояснил мне один из продавцов, сейчас открыть табачную лавку на рынке непросто: на вывески посетители не обращают внимания, поэтому сигаретами продолжают торговать только те, кого покупатель уже знает в лицо.

Стены торговой точки, где ютился мой собеседник, были плотно обвешаны листками с названиями и ценами сигарет, сами табачные изделия прятались где-то в недрах киоска. Продавец тоже сказал, что сигареты в последнее время подорожали, но покупателей от этого у него меньше не стало, хотя изменения есть. Курильщики начали переходить на более дешёвую продукцию. «Да я сам раньше курил вот эти, – показал он пальцем на строчку в списке, – но сейчас цена на них под 80 рублей за пачку. Дороговато стало. Но вообще-то что в дорогих сигаретах яд, что в дешевых. Дорогие просто качественнее, поэтому курить их приятнее». По мнению моего информированного собеседника, в борьбе с курением закон не поможет: разве что дети будут меньше соблазняться покупкой сигарет, и жёны станут больше давить на курящих мужей из-за удорожания пачки. Тут же продавец вспомнил одну из своих клиенток, которая рассказала, что после принятия закона у неё на работе курить бросили аж семь человек, за что все были премированы начальником.

В других торговых точках рынка мне подтвердили, что из-за роста цены на сигареты люди переходят на более дешёвые изделия, но клиентов всё равно меньше не стало. «На 99 процентов те, кто курил, так и будут продолжать курить, – уверяет одна из продавщиц. – К нам приходят те, кому уже под 80 лет, и говорят: «Нам и так два понедельника жить осталось...» Женщина считает, что закон не нужен, «как и 50 процентов законов, которые у нас принимают».

С глаз долой – из стакана вон?

Очевидно, воодушевившись антитабачным законом, группа депутатов Госдумы от партии ЛДПР предложила аналогичным образом поступить и с алкогольными напитками, то есть спрятать его от пытливых глаз посетителей торговых залов.

Оценивать инициативу парламентариев я пошел в торгующие спиртным магазины Саратова. Работники специализированного алкогольного бутика в центре города посчитали её неприемлемой. По их словам, поступить с алкоголем так же, как это сделали с табаком, в этом заведении точно нельзя: на прилавках стоят преимущественно напитки хорошего качества, которые надо выбирать, обязательно изучая этикетки. Сделать это по вывешенным листочкам будет невозможно, и посетитель уйдёт неудовлетворённым. Что касается пользы в деле борьбы с пьянством, то это не к ним. Как мне пояснили, основная масса клиентов этого винного бутика – приличные люди.

А вот работница обычного круглосуточного продуктового магазина посчитала, что такие меры будут весьма полезны. «С сигаретами же помогло», – пояснила девушка. Услышав, что продавцы сигарет утверждают как раз обратное, собеседница заметила, что «у каждого своё мнение». Парень-консультант одного из сетевых магазинов города, напротив, считает, что если просто скрыть алкоголь от покупателей, то толку от этого не будет. «Всё равно все знают, где это продаётся», – пояснил мужчина. Зато в борьбе с несовершеннолетними покупателями «на сто процентов» поможет продажа алкоголя исключительно по паспорту. Ведь определить возраст клиента по внешнему виду продавцам зачастую бывает просто невозможно.

 


[кстати сказать]

Михаил ВолковПредседатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков:

ТАБАК И АЛКОГОЛЬ НЕЛЬЗЯ РАВНЯТЬ ОДНОЙ ЛИНЕЙКОЙ

Торговля табаком – по сути торговля наркотиком, и, очевидно, влияет на здоровье людей. Её нельзя назвать предпринимательством в чистом виде и невозможно оторвать от социальной значимости. Это не торговля досками. Но понимать нужно все стороны – не только ту, которая запрещает, но и ту, которая продолжает курить, а также ту, которая зарабатывает на этом.

Ограничения в данном направлении должны быть постепенными, и это нормально. Другое дело, что и бизнес должен готовиться к этому плавно и постепенно. Собственно, так и происходит – это давно поставленная программа, и люди, которые хотели как-то подготовиться, постепенно диверсифицировали свой бизнес. Если ты сегодня торгуешь лошадьми, то должен понимать, что завтра, возможно, нужно будет торговать уже машинами. Так же и с табаком. Сейчас ведь вечного бизнеса практически не бывает – меняются направления, размеры, профили...

Ограничения продажи сигарет в специализированных табачных магазинах я не считаю большой экономической проблемой. У нас в городе их один или два, и очевидно, что в общем объёме продаж табака они составляют какие-нибудь десятые или даже сотые доли процента. Тем более что люди, которые заходят в такой магазин, ищут что-то оригинальное или экзотическое и знают, чего хотят. Они не приходят просто поглазеть на пачки. Я думаю, что такие магазины представляют в основном элитные сорта табака и пострадают меньше всех.

Что касается инициативы депутатов ЛДПР, то я отношусь к этому отрицательно и с точки зрения человека, и с точки зрения предпринимателя. Табак и алкоголь нельзя мерить одной линейкой. Табак отличается только брендом, в котором зашито всё. Если вы покупаете, например, «Мальборо лайтс», то сразу понимаете, о чём идёт речь. Но если вы покупаете французское сухое, то получите десятки тысяч наименований разного продукта, который нужно вычитывать. Я читаю всю этикетку, целиком, потому что у каждого вина очень много параметров: какой сорт винограда, когда и где он был выращен, в какой провинции (иногда указывается конкретный склон), вино номерное или не номерное, выдержанное или не выдержанное и так далее. Смотрят и пробку – какая она. Для всего этого нужно иметь доступ к бутылке. В отличие от табака здесь невозможно дистанционно разговаривать с продавцом. Другое дело, что можно делать отдельные комнаты по типу интим-салонов, куда не должны заходить школьники. Алкоголя в магазинах продают столько, что выделить в них отдельные углы, наверное, не проблема.

Михаил ЯкушевПредседатель гильдии организаций мелкорозничной торговли Торгово-промышленной палаты Саратовской области Михаил Якушев:

ПОЧЕМУ, ЗАЙДЯ ЗА ХЛЕБОМ, Я ДОЛЖЕН КУПИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОДКИ?

В своих магазинах (имеется в виду сеть специализированных пивных магазинов. – Прим. авт.) мы вообще отказались от продажи сигарет полностью, чтобы не заморачиваться. Что до предложения ЛДПР касательно алкоголя, то, если в двух словах, я к нему отношусь как к очередной бредовой идее. Что, мы подойдём к тому, что у нас скоро все товары в магазинах будут завешаны и зашторены, как в старой сказке, где бабушка открывает окошко: «Здравствуйте, ребята, что вы хотели?» – и выдаёт товар в пакете? Бред полный. К положительным последствиям это не приведёт. Почему я должен, как они говорят, зайдя за хлебом, купить обязательно водки? Почему не рыбу или семечек? Бороться надо не с причиной, а со следствием.

Это приведёт к очередным проблемам для продавцов, потому что нельзя весь товар убрать. Как это будет выглядеть? Ведь если вы товар покупаете, то хотите посмотреть, потрогать. Это всё равно как покупка одежды или обуви через Интернет. Когда вы их не трогаете, у вас стопроцентно возникает какая-то проблема: или размер не подошёл, или фактура не та. Так что эта инициатива – очередная головная боль на плечи предпринимателям. Тот, кто хочет напиться, не идёт в магазин, он покупает с рук казахскую водку по 60 рублей. Сейчас проблем с этим нет.