То ли «смерть», то ли «взвешенное решение»

Оценить
Изъятие денег из бюджетов сельских поселений заставило паниковать многих. Но только не в Саратовской области

В Бюджетный кодекс РФ внесены поправки, которые оголяют бюджеты сельских поселений. В ряде регионов России на грядущее сокращение сельских бюджетов уже начали бурно реагировать. Главы поселений заявляют, что новая система перераспределения налоговых и неналоговых доходов окончательно добьёт российское село, и просят президента Владимира Путина не подписывать новый закон. Саратовские эксперты считают, что паника нагнетается искусственно.

Денег у сельских администраций станет еще в два раза меньше

Поправки в Бюджетный кодекс РФ были приняты Госдумой в минувшую среду уже во втором чтении. Они по сути пересматривают систему муниципальных налогов. Законопроект появился в связи с изменениями общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти. Этими изменениями, в числе других нововведений, были перераспределены вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями. Соответственно, потребовалось подкорректировать и систему распределения доходов между этими уровнями бюджетной системы.

Документ предусматривает сокращенные, по сравнению с действующими, отчисления сельским поселениям от федеральных налогов и сборов. Они составят 2% от НДФЛ (сейчас 10%) и 30% от единого сельхозналога (сейчас 50%). По мнению руководителей сельских администраций, эти поправки значительно ухудшат и без того непростое финансовое положение населенных пунктов.

Главы поселений Южного Урала, например, даже написали открытое письмо президенту России Владимиру Путину, в котором попросили его отклонить поправки в Бюджетный кодекс РФ.

«Происходит снижение в пять раз поступлений доходов от налога на доходы физических лиц в бюджеты сельских поселений, – говорится в письме. – Почти в два раза снижается объем поступлений от единого сельскохозяйственного налога. Это значительно ухудшит финансовое положение низового уровня местного самоуправления, сделает неэффективным и фактически недееспособным местное самоуправление в сельских поселениях».

Авторы открытого письма говорят также, что изъятие доходных источников у сельских поселений и их перераспределение в пользу районов окончательно убьют и без того слабое местное самоуправление в поселениях.

«Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, по оценке Минфина России, объем всех расходов сельских поселений в 2013 году составил всего 201,9 млрд рублей. Данным законопроектом предполагается изъять из этих и без того скудных средств еще 90,7 млрд рублей, что означает уменьшение почти вполовину. Просим Вас, в случае принятия Государственной думой РФ законопроекта, ухудшающего положение сельских поселений, отклонить его при подписании», – пишут главы сельских поселений, обращаясь к президенту.

Тревоги по поводу перспектив разделяют и в Калининградской области. Главы местных поселений завили, что «сокращение налоговых и неналоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований первого уровня негативно скажется на состоянии села в целом».

«Мы много лет добивались, чтобы отчисления в поселениях первого уровня не были такими мизерными. О каком возрождении села можно говорить с такими отчислениями? Отчисления сельским поселениям должны быть от всех налогов. Почему этого никто не понимает? Почему никто не выходит с инициативой о внесении таких поправок в Бюджетный кодекс?» – возмущаются главы калининградских сёл. И приводят в пример литовский опыт грамотного распределения бюджетных доходов между разными уровнями муниципальных образований. В Литве в поселениях остаётся до 70 процентов налоговых сборов! Оттого, мол, территории европейских соседей более благоустроенные.

Есть и среди российских экспертов такие, которые говорят, что у сельских поселений не просто должны оставаться свои финансовые средства на решение местных проблем, но что бюджеты сёл необходимо увеличивать.

«Чем ниже уровень управления, тем больше бюджетных средств должно оседать. Сельские поселения – это тот самый уровень местного самоуправления, который ближе всего к жителям. Первый, к кому идут жители, – это глава сельского поселения. Но он же вообще никакими средствами не обладает. Поэтому даже желающих избираться сельскими главами нет. Проверяющие органы требуют у них выполнения обязанностей, а они не имеют на это средств», – заявляет, в частности, депутат Госдумы Валерий Гартунг.

Чужими деньгами можно свое выровнять

В Саратовской области на поправки реагируют спокойно. В ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области», в которую в том числе входят и сельские поселения, ничего устрашающего в изменениях Бюджетного кодекса не увидели.

Людмила Жуковская«Многих смущает снижение норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемого в бюджеты сельских поселений, с 10 до 2 процентов, – признаёт Людмила Жуковская, руководитель ассоциации и министр по делам территориальных образований. – Но тут нужно отметить, что эти средства не уходят с территории района совсем, а поступают в районные бюджеты. Это дает больше возможностей для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений.

Законопроект также предусматривает расширение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов, а также штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в том числе в бюджеты поселений. Поэтому считаю, что эти изменения, напротив, приведут к повышению финансовой устойчивости муниципальных образований области и дадут дополнительный стимул для органов местного самоуправления к пополнению местных бюджетов».

Александр СтепановАлександр Степанов, член Общественной палаты Саратовской области, увидел в поправках в первую очередь ограничение свободы для сельских поселений и счёл это явление негативным.

«Есть такое понятие, как «люфт», то есть определённая степень свободы движения. Если говорить о механической системе, то люфт в работе какой-то из её частей будет считаться недостатком. Но для социальной системы люфт – необходимое условие. Здесь, наоборот, ограничение свободы, жёсткость управления часто приводят к негативным последствиям.

Так вот, изъятие трети доходов из бюджетов сельских поселений – это по сути дела снижение люфта, то есть ограничение свободы этих поселений, ограничение их и без того небольших возможностей развиваться. Конечно, нет в этом ничего хорошего. Мне это решение кажется негативным шагом, который не может быть оправдан даже сегодняшней весьма непростой экономической ситуацией в стране».

Николай СеменецНиколай Семенец, депутат Саратовской областной думы, председатель комитета по бюджетным вопросам, убеждал нас, что решение об изъятии денег из сельских поселений принималось осторожно:

«Дело в том, что летом этого года Государственная дума внесла изменения в федеральный закон № 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления. Ранее этим законом предусматривалось 38 полномочий на поселенческие органы местного самоуправления, а после внесения изменения их осталось всего 13. То есть сократили втрое. Естественно, раз количество полномочий уменьшилось, то и объёмы финансирования тоже сократились. В том числе через бюджетные отчисления. Если раньше 10% от НДФЛ оставалось в поселениях и 50% от единого сельскохозяйственного налога, то сегодня соотношения другое – 2% и 30% соответственно. Это не означает, что деньги забрали совсем. Полномочия, изъятые у поселений, переданы в муниципальные районы и выше. Соответственно, также происходит и перераспределение финансовых потоков. При этом у поселений остаётся 100% земельного налога и 100% от налога на имущество физических лиц. Поэтому я всегда говорю главам поселений, что вот эти резервы они должны использовать максимально. Но на практике выясняется, что даже не вся земля в сёлах оформлена. Так что я не могу согласиться с заявлениями, что ситуация для поселений складывается критично. Повторяю: им втрое сократили полномочия и при этом изъяли всего треть доходов. И прежде чем принять такое решение, всё было положено на весы и тщательно взвешено. А панику нагнетать у нас умеют и по более безобидным причинам».

Александр ВыскребенцевАлександр Выскребенцев, министр финансов Саратовской области, тоже считает, что вносимые коррективы в распределение доходов между уровнями бюджетной системы не должны повлечь ухудшения финансового положения сельских поселений:

«Напротив, по мысли законодателя, они создают условия для стабильного финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления своих полномочий, поскольку позволяют более гибко выстраивать межбюджетные отношения на местах. В конечном итоге всё будет зависеть от практической реализации положений нового закона на муниципальном уровне, от того, насколько взвешенно и ответственно подойдут районные власти к данному вопросу».