Аромат арены того стоит!

Оценить
Аромат арены того стоит!
Фото Вера Салманова
Стать зрителем циркового представления – немалое испытание для семейного бюджета

Расклеенные повсюду красочные плакаты, рекламирующие новую программу в саратовском цирке, как бы говорят: «Да, это не дешево, но это того стоит!» Я решил лично разобраться в том, стоит это того или нет, и купил билеты. Тем более что в саратовском цирке я не был с 7-го класса.

Эффект присутствия

Пришел я заранее, минут за тридцать, чтобы успеть сдать верхнюю одежду в гардероб, погулять по зданию и только после этого занять свое место. Я был немного разочарован. Цирк оказался намного меньше, чем в моих детских воспоминаниях.

К реальности из мира воспоминаний меня вернул едкий неприятный запах. Чем-то напомнило скотный двор в деревне. Рядом со мной шла женщина, которую запах также впечатлил. Своей спутнице она сказала: «О, соответствующий запах!» Честно говоря, я был не готов к тому, чтобы всё представление наслаждаться такими ароматами.

К счастью, билет у меня был в 11-й ряд. Наверху от неприятного запаха не осталось и следа. А ведь самые дорогие места в рядах с первого по пятый! Может быть, потому что запах усиливает эффект присутствия?

Кстати, о билетах. Самые дорогие – на места в 1, 2, 7 и 8 секторах, которые расположены прямо напротив выхода артистов. Стоят они от 700 (на самом последнем, 16-м, ряду) до 1000 рублей. Билеты в 3 и 6 секторы – от 500 до 700. Самые дешевые – 4 и 5 секторы: от 600 до 400 рублей, но смотреть придется на спины артистов. Неслучайно оба эти сектора были практически пустыми. Зато почти не было свободных мест в самых дорогих секторах.

Основная масса зрителей – родители с детьми. Для детей посещение цирка – настоящий праздник. А вот для взрослых, хоть и не всех, такое посещение приравнивается к работе. «Мне не пять лет. Я в цирк успел в детстве находиться. Что здесь может быть интересного? Всё всегда одно и то же», – успел пожаловаться мне отец двоих детей, пока стоял в очереди в буфет.

Эквилибр с подносом мороженого

В цирке стараются заработать буквально на каждом метре площади. По зрительному залу разносили мороженое в вафельных стаканчиках, сладкую вату. В холле цирка работало несколько буфетов. Но чтобы приобрести что-то в буфете, необходимо было выстоять огромную очередь. Намного проще было приобрести мороженое или сладкую вату. Для этого достаточно было просто встретить девушку с подносом. В минуты перед представлением и в антракт их работа смело может заменить часы занятий в спортзале, ведь за небольшой промежуток времени им надо успеть продать как можно больше товара. В буфете они выкладывают на поднос стаканчики мороженого и чуть ли не бегом в зрительный зал. Закончилось мороженое? Снова бегут в буфет за новой порцией вафельных стаканчиков с шоколадным и сливочным мороженым. Один стаканчик стоит 20 рублей. И лучше оплачивать любимое лакомство мелкими купюрами. Сдачу искать девушкам с подносом в руках не очень удобно!

Персональное авто жирафа

В программе, которая сейчас идет в саратовском цирке, участвует много животных. Это кабаны, собаки, верблюды, леопарды, пумы, лошади и жираф. К жирафу приковано было больше всего внимания. Перед его выходом арену специально огородили решетками.

Если верить словам шпрехшталмейстера, Багир – единственный в России дрессированный жираф. Его дрессированность заключалась в том, что он сумел поклониться публике, облизать дрессировщика и пару зрителей из зала и станцевать подобие вальса. Но, похоже, и это стоило ему огромных усилий. Я смотрел и мучился вопросом: «Как же такого шестиметрового красавца доставляют из одного города в другой?» Ответ оказался прост: жираф Багир приехал в Саратов на специальной машине.

«Да лопни ты шарики!»

Помимо животных, в представлении участвовали акробаты, гимнасты, жонглеры и, конечно же, клоуны. В одном из номеров клоун пытался в чемодан уместить несколько надутых воздушных шаров. У него это не получалось, и шары постоянно разлетались в разные стороны. Взрослые зрители понимали, что клоун, как в той песне, «заполняет перерыв». Но со мной рядом сидел мальчик, которого попытки клоуна начинали уже раздражать. В итоге мальчик выдал клоуну совет: «Да лопни ты шарики уже эти и запихай их спокойно в чемодан!» Клоун этот совет не услышал...

За время всего представления шпрехшталмейстер неоднократно предупреждал зрителей о том, что пользоваться фотоаппаратами, снимать на видео происходящее на арене запрещено. Во-первых, это нарушение закона, а во-вторых, может непредсказуемо сказаться на поведении животных. Но далеко не все зрители прислушались к его просьбам и предостережениям.

В антракте время дорого!

Самое активное зарабатывание денег начинается во время антракта. Шпрехшталмейстер, объявляя перерыв между первым и вторым действием, предупредил: «А сейчас самое любимое время для детей и самое дорогое для взрослых. Антракт!»

На местах осталось не много зрителей. Это и понятно – высидеть, не вставая, два с половиной часа на не очень удобных креслах, когда коленки упираются в кресла соседнего ряда, не каждому под силу. Кто-то ринулся занимать очередь в буфет, кто-то побежал курить, а кто-то торопился сделать как можно больше фотографий. Чтобы все в «Инстаграме» знали, что ты сегодня побывал в цирке!

В фойе предлагалось сделать профессиональную фотографию с далматинцем, на которого надели забавную шляпку. Далматинец послушно и с равнодушным видом сидел на табуретке и ждал, когда рядом с ним окажется очередной желающий сделать снимок на память. Мне стало очень жалко пса! Конечно, у нас подавляющее большинство россиян на работу ходят не с улыбками на лицах, но это же животное...

Тем временем на арене зарабатывали деньги другим способом – катали детей на лошадях. И тут опять же образовалась довольно внушительная очередь.

Клоунов всегда хватает

Вдруг девушка обратилась ко мне с просьбой. Она попросила меня сфотографировать её на фоне арены. Повсюду сновали туда-сюда люди, так что сделать хотя бы более-менее приличный снимок не представлялось возможным. Я предложил девушке встать на бортик арены (­обувь на девушке была без каблуков). Она спросила меня: «А разве можно вставать туда?» В этом я не был уверен, но в том месте, где совершалась высадка-посадка желающих прокатиться на лошади, дети и взрослые гуляли по бортику арены без зазрений совести. Только девушка встала на бортик, как появилась женщина-администратор. «Нельзя вставать на бортик! Спускайтесь!» – сказала она. Спорить с ней я не стал, да и сфотографировать девушку я все-таки успел.

Представление длилось более двух часов. Правда, под конец я уже устал от цирковой атмосферы. Для меня цирк оказался не тем местом, которое стоит посещать часто. Раз в несколько лет в цирк ходить, на мой взгляд, можно. И то лишь для разнообразия. А стоя в очереди в гардероб, я вспомнил слова Германа Грефа, которые он несколько лет назад адресовал губернатору Нижегородской области: «Денег я вам точно не дам, потому что ясно, что Федерация не должна заниматься строительством цирков... Клоунов у нас и так много, в том числе и на региональном уровне».