Мария Евтеева: Хороший чай отдают только в хорошие руки

Оценить
Чайная церемония – это не просто чаепитие, это особый ритуал знакомства с чаем. В основном эта традиция с глубочайшими историческими и культурными традициями распространена в странах Азии.

Чайная церемония – это не просто чаепитие, это особый ритуал знакомства с чаем. В основном эта традиция с глубочайшими историческими и культурными традициями распространена в странах Азии. Например, в Китае чай относят к семи базовым вещам, которые потребляются ежедневно. Там его пьют на больших семейных встречах, на торжествах, во время приема уважаемых гостей. О бытовании чая в России, о самоварах, чабреце и многом другом мы беседуем с чайным мастером Марией Евтеевой, которая приехала из Новосибирска, чтобы продолжить свое музыкальное образование в cаратовской консерватории.

– Как вы можете описать чай, который мы сейчас пьем?

– Очень теплый, приятный. В нем нет никаких примесей. Даже человек, которому не с чем сравнить, может его оценить.

– А кто собирал чай, который мы пьем?

– Его собирали хорошие люди. Вам нравится этот чай?

– Да.

– Значит, о нем хорошо заботились. Его любили. Хорошего чая, который собирается вручную, очень мало. Чай – это все-таки индустрия. С другой сторон, и это правильно, хороший чай не каждый может оценить. Потребляем мы уже по-другому.

– А как сохранить те чувства, которые испытываешь после хорошего чая? Ты выходишь на улицу – кругом суета, ощущения постепенно стираются.

– Чай уже в тебе. Он тебе уже помог, он всё сделал. Чай будет настолько долго, насколько это необходимо, чтобы что-то понять, переосмыслить. Это ощущение тебя уже не отпустит.

– Из каких стран к нам привозят такие качественные чаи?

– В основном это Китай. Также крупные производители – Индия, Лаос, Непал. Но они больше сконцентрированы на массовом производстве, нежели на качестве сырья. Раньше в России в основном продавался краснодарский чай. Сейчас, кстати, южане стали возрождать свои традиции. Недавно пила краснодарский чай, очень вкусный, он меня впечатлил.

– Где и как можно купить этот хороший чай?

– Просто так хороший китайский чай не достать. Всё, что продается в интернет-магазинах, далеко не всегда качественный товар. У китайцев всё построено на доверии. Продавец должен знать, что отдает свой чай в хорошие руки. Поэтому тот, кто имеет многолетний опыт и «построил» доверие, чаще пьет хороший чай. Но это если вы решили купить чай у китайца. В наших магазинах и чайных обращайте внимание на цвет чайного листа, чистый аромат, без примесей, и собственные ощущения. Вкус же такого чая сильно отличается, особенно если не заглушать его лимоном и сахаром. Когда я угощаю друзей качественным чаем, они уже достаточно скептично относятся к своим пакетикам.

– Есть еще растворимые чаи, гранулированные и огромное количество других видов. Это вообще считается чаем?

– Знатоки чайного дела часто называют их «пыль с чайных дорог». Все эти разновидности делаются для того, чтобы чай быстрее приготовился. Если покупать чай просто, чтобы запить печеньку, может быть, и не стоит гнаться за качеством. Если торопишься, выпей лучше воды. Пакетики вгоняют нас в бессмысленный круговорот. Хороший чай дарит время. Когда пьешь его медленно, можно уловить цепочку вкусов, ароматов, смыслов, которые просто не доступны нам в вечной суете.

– Именно в этом смысл классической чайной церемонии?

– Она призвана познакомить человека с чаем. Это не просто знакомство, а таинство, глубокое сакральное проникновение. Не зря же это называется церемонией. Ты проникаешь в какие-то сложные состояния. У тебя появляются совершенно новые чувства и переживания.

Можно встретиться с друзьями за чаем, использовать его на переговорах или пить в одиночестве – чай может использоваться где угодно. Это удивительный проводник. По сути он обостряет наши ощущения, чувства, позволяет нам куда-то глубже проникнуть, чаще всего в себя. Чай помогает привести свое тело в гармонию и рассудок в порядок. Но если мы говорим именно о церемонии, то тут важна атмосфера, люди, которые сидят рядом, и, конечно, смыслы, которыми наполнено пространство.

– Как подобрать правильное время для церемонии или у каждого оно свое?

– Важно просто иметь время для чая. Чаепитие столь ценно, сколько ты ему уделяешь внимания. Должно возникнуть «личное» доверие, чтобы чай успел тебе рассказать свою историю и ты – ему. У чая нет временных границ, его можно пить когда угодно. Но в разное время суток мы выбираем разные чаи. Утром красный чай мы, скорее всего, пить не будем, потому что он располагает нас к теплу, беседе, отдыху. А бодрость зеленого ни к чему нам вечером.

Я не выхожу из дома, не попив чай: сразу кажется, что встала не с той ноги. Всегда ношу с собой немного чая. Это не значит, что я по три раза в день церемонии устраиваю. Если выдается минутка, могу пойти в какую-нибудь столовую, попрошу кипяток и брошу несколько листьев в стакан. Больше ничего не надо, всё очень просто. Дело не в том, как ты завариваешь чай, дело в том, как ты к нему относишься.

– У русских ведь есть свои чайные традиции – заваривают же чабрец, мать-и-мачеху, другие виды трав. Можно ли с ними проводить чайные церемонии – с самоваром, например?

– Конечно, все травы можно заваривать. Русские традиции чаепития имеют богатую историю и сейчас активно возрождаются. Сама я травы пью не так часто, кроме, пожалуй, иван-чая. Но считаю, что это очень важно. Ведь эти травы собраны на нашей земле, в них заключена сила родной природы. Благодаря им мы можем обратиться к своим корням, от которых так отдалились. Между нами нет диалога. Мы привыкли ко всему как к данности. Никак не отплачиваем природе взаимностью. Чай может нас научить именно этому.

Что же касается самоваров, то впервые я видела такую церемонию на чайном конкурсе в Томске. Один парень на мастер-классе рассказывал о русских чайных традициях, с тех пор среди чайных мастеров это пользуется популярностью. Вообще разделять чайные традиции очень сложно, сейчас всё смешалось. Мне интересна и корейская, и японская, и русская церемония. Тут ничего нельзя отрицать.

– А медики часто говорят, что горячий чай вреден для здоровья. Есть ли еще противопоказания?

– Действительно, очень горячий чай не рекомендуют пить, собственно, как и холодный. В Древнем Китае считалось, что от холодного чая застаивается энергия Ци. Китайские чаи довольно сильны по воздействию. Не зря же они изначально использовались как лекарство. Например, зеленый чай достаточно агрессивный. Особенно если его заварить в кипятке и еще несколько дней настаивать. Это может быть вредно.

Из всех чаев я была бы осторожна с пуэром, потому что он сильно влияет на давление. А многие им увлекаются. Везде хороша мера.

Но лучше говорить о пользе чая. Сейчас распространяется очень много мифов. Медикам выгоднее, чтобы люди пили таблетки, а не чай.

– А можно сравнить чайную культуру Сибири, откуда вы родом, с чайной культурой Поволжья и конкретно Саратова?

– Культура китайской чайной церемонии в России связана с именем Бронислава Виногродского, который первым начал массово пропагандировать чай. В девяностых годах был первый серьезный бум. Сегодня в любом городе развивается чайная культура благодаря людям, которые этой темой интересуются, дорожат чайными традициями. Так в Новосибирске я нашла своего чайного мастера Евгения Старшинова, так в Саратове я попала в чайный клуб «Дао Ча».

Но разница, безусловно, есть. В Саратове есть специализированные чайные. Сюда может прийти любой человек. Ему заварят определенным образом напиток. Он может им насладиться и посидеть в спокойной обстановке с кальяном и едой. Это не обязывает участвовать его в особой церемонии. Он может сесть и пообщаться с чаем наедине или в шумной компании.

В Новосибирске чайных нет. Но там есть чайные клубы и сообщества. Люди собираются в барах, творческих мастерских, на квартирах, в тренинговых залах. Точно так же дегустируют чай. Чай может быть единственной целью для их собрания, а иногда он как что-то сопутствующее, как располагающее к чему-то, будь то массаж, чтение сказок или просмотр фильмов.

– То есть вас порадовала ситуация с чаем в Саратове?

– Меня порадовало, что это есть. Что это хороший зародыш. Больше и больше людей узнают о традициях чайной церемонии. Но все равно это продвигается очень медленно. Только люди определенного плана могут позволить себя такое удовольствие – специально прийти в какую-то эзотерическую тусовку, слушать странные вещи и пить чай. Люди, которые пьют хороший чай, смотрят на мир по-другому. Даже «пуэровая» тусовка, которая пьет чай, чтобы почувствовать измененное сознание, – даже до них чай доносит что-то созидательное. Я уверена, что через чай эти люди способны прийти к чему-то. Мы все говорим, что наше общество катится куда-то в непонятном направлении из-за отсутствия культуры. Думаю, что чай здесь реально может быть выходом, путем человека к своей душе.

– А кто участвует в ваших чайных церемониях? Что это за люди?

– Бывают очень разные люди. В этом прелесть чая. Он объединяет абсолютно непохожих людей. По тем характеристикам, к которым мы привыкли, чайных любителей классифицировать нельзя.

Люди, которые могут понимать чай, – это, как правило, личности, нуждающиеся в какой-то глубине, искреннем открытом общении. Или, наоборот, у них избыток этой постоянной глубины.

Мы очень часто надеваем маски. Нам хочется все время отгородиться – боимся, что нас могут ранить. Когда мы пьем чай даже в кругу незнакомых людей, то внезапно понимаем, что можем открыться, поделиться чем-то. Человек, который испытывает одиночество, тоску, чувствует, что может подпитаться внутренней силой. Ему может кто-то помочь. Или поможет сам чай. Он может найти эти недостающие ресурсы в себе.

Мы стали абсолютно невосприимчивыми. Весь день нам чем-нибудь забивают рецепторы – засоряют обилием информации нашу голову, уши, глаза, обоняние. В настоящем, живом чае нет никаких ярких ароматов, искусственных добавок, которые бы забивали наши рецепторы. Мы настолько виртуозно научились отключаться, быть в себе, что уже не можем выйти из этого состояния. Когда мы приходим к чаю, то мы даже не можем уловить его аромат, настолько он необычный для повседневной жизни, и это нам нравится. Потому что это очень тонкая материя. Этим она и привлекает.

Общаясь с чаем, ты перестаешь бояться высказывать какие-то глубокие переживания, мысли. В нас во всех есть волшебный щелчок, когда ты можешь остаться наедине с чаем и с собой. Посетители вдруг понимают: «Почему раньше я не задумывался над этими вещами?» Этот процесс поиска очень вдохновляет меня.

Людям просто интересно молчать. Чувство внутреннего себя очень важно. Просто прийти и помолчать весь вечер.

– В церемонии очень часто присутствует музыка, она отчасти тоже помогает найти некоего внутреннего себя. Это привнесенный элемент?

– Я не знаю, как было это исторически. Но сейчас музыка всегда присутствует. Это такой слуховой стабилизатор. Когда человек заходит в иную атмосферу, то с помощью музыки он начинает в нее погружаться. Музыка настраивает на другой тон. Она порождает какие-то образы, мысли. Это важный элемент чайной церемонии.

– Какую музыку вы выбираете?

– Как карты лягут. Я доверяю случаю. С другой стороны, могу очень долго подбирать подходящую музыку. В основном если мы говорим о классической китайской церемонии, то это аутентичная китайская музыка.

– А как вы решили стать чайным мастером?

– Я не решала стать чайным мастером. Всё само за меня решилось. Когда ты встаешь на чайный путь, уже ничего не решаешь. По этому пути меня ведет судьба. Это одна из тех ситуаций, когда я не прилагаю усилий для выбора. Всё приходит само. И я это принимаю.

Со своим чайным мастером Евгением Старшиновым я была знакома давно. Мы с ним работали вместе в другой области, и я даже не знала, что он чайный мастер. Однажды он предложил мне поучаствовать в чайной школе. На первом занятии мы разговаривали о чае, даже еще не приступили к дегустации. И я поняла, что хочу этим заниматься, зацепило!

– Сейчас вы не воспринимаете свою работу как работу?

– Нет, абсолютно.

– Для вас это дело жизни или хобби?

– Своим призванием я считаю вокал. Дело жизни – пение. Но чай перешел даже не в хобби, а в какой-то параллельный путь. Я не отделяю чай от своей остальной жизни.

Когда переехала в Саратов, чтобы продолжить учебу, первым делом заглянула в чайный магазин. А через некоторое время меня пригласили поработать в чайной. Я окончательно поняла, что чай всегда со мной.

– Чай может надоесть?

– Нет. Для меня это духовная практика, как может надоесть собственное развитие? Если говорить о проведении церемоний, тут я устаю немного. Чайный мастер необходим для того, чтобы контролировать общую энергию, как-то ее объединять через чай. Это требует больших затрат энергии. Ни одна чайная церемония не похожа на предыдущую. Каждый раз это загадка, всегда есть определенное волнение – получится или нет. Ты уходишь уставшим психологически. Но я ощущаю очень сильный духовный подъем, я знакомлюсь с прекрасными людьми, открываю чай снова и снова, меняюсь вместе с ним.