У деловых людей чемоданные настроения

Оценить
Поправки в Налоговый кодекс для предпринимателей будоражат умы и бизнеса и власти

Тема муниципальных предпринимательских сборов, которые собирается уже с июля следующего года ввести Госдума, на минувшей неделе получила и продолжение и развитие. Федеральные информагентства сообщали то об обещании депутатов Госдумы заморозить идею удушающих налогов, то о твёрдом намерении минфина претворить эту идею в жизнь. Саратовские предприниматели, не зная, чего ждать, но на всякий случай ожидая худшего, организовали мозговой штурм на тему, как не допустить и что предпринять, если не допустить не получится.

Чемоданные настроения

На дискуссионный клуб в Торгово-промышленную палату Саратовской области пришли самые видные и самые активные представители регионального бизнес-сообщества. Многие откровенно заявляли, что если обсуждаемые поправки в Налоговый кодекс будут приняты, они закроют свои предприятия и уедут за рубеж.

«Пусть я буду наёмным работником на какой угодно работе, но я знаю, что буду там нормально и спокойно жить на зарплату», – сказала одна из участниц встречи. Наличие чемоданного настроения у саратовских предпринимателей подтвердил и председатель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Юрий Романов. По его словам, как минимум семеро из его хороших знакомых уже уехали за пределы Саратовской области, трое из них – за границу. Возможность отъезда всерьёз обдумывает ещё целый ряд таких же хороших знакомых.

Когда эмоции немного утихли, разговор стал строиться более конструктивно. Юлия Назарова, вице-президент ТПП Саратовской области, отметила, что, по подсчётам представителей бизнеса, на уплату готовящихся к введению сборов будет уходить от 40 до 100 процентов ежеквартальных доходов малых и средних предприятий. И что всем, безусловно, понятно, к каким последствиям приведёт такое увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Поэтому она предложила сосредоточиться на обдумывании возможных способов противодействия: какие меры можно предпринять, чтобы попытаться не допустить ведения региональных сборов.

Владимир Видро, основатель и руководитель школы бизнеса «Диполь», предложил перенести «линию обороны» на муниципальный уровень. В конце концов, как он отметил, окончательное решение о размерах ставок сборов, если их всё-таки введут, будет приниматься на местном уровне. И согласно законопроекту, лежащему в Госдуме, ставки могут быть как увеличены в разы, так и отменены совсем. По словам Видро, предпринимательскому сообществу через ТПП или Общественную палату Саратовской области надо объяснять местным властям конкретику, посвящать чиновников и депутатов в свои предпринимательские расчёты.

«Депутаты неплохо представляют, как формируются доходы, какие есть расходы, какие уже платятся налоги. Давайте объясним депутатам, как функционирует бизнес. Пусть они послушают наши расчёты и наши обоснования. Пусть они увидят, как их решения на нас отразятся, – говорит Владимир Видро. – И хотелось бы, чтобы потом, когда в каждом отдельном муниципалитете будут принимать решение, обсуждение ставок сборов было публичным. Предприниматели должны знать, кто конкретно из представителей власти проголосовал за поддержку бизнеса, а кто против».

Муниципалитеты не бессребреники

Позицию муниципалитетов на встрече с предпринимателями выражала Елена Ножечкина, заместитель главы администрации Саратова по экономике. Она вообще оказалась единственным представителем власти, вовлечённым в обсуждение этого острого вопроса. При этом функцию свою чиновница выполняла добросовестно. Ножечкина сразу сообщила представителям бизнес-сообщества, что ни у кого из муниципальных органов власти, да и федеральных, скорее всего, тоже, нет желания задушить и уничтожить бизнес. А дополнительные сборы вводятся с одной только целью – пополнить местные бюджеты.

«Предлагаемые сегодня меры вызваны хроническим недофинансированием муниципалитетов. При этом при существующей сегодня системе распределения бюджетных доходов в Саратове остаётся всего 8 процентов всех сборов! То есть если собирается 80 миллиардов рублей на территории города, то нашему городскому бюджету достанется только 8 процентов от этой суммы, – наглядно показывала удручающую картину Елена Ножечкина. – Поэтому если нам сверху спускается дополнительная возможность пополнить бюджеты, то вы должны понимать, что мы от этого отказаться не можем. Никто не скажет, «мы тут такие бессребреники, и нам ничего не надо». Но решения о величине сборов, я уверена, будут приниматься в зависимости от реальной ситуации на местах. И от множества других нюансов. Сейчас что-то гарантировать бизнесу просто невозможно. Надо ещё посмотреть, каким закон будет в итоге, если он вообще будет. Сейчас всё меняется каждый день, и пока что мы с вами делим шкуру неубитого медведя».

В общем-то, предприниматели согласились, что их паника по поводу новых поборов несколько преждевременна. Что по большому счёту это эксперимент, проводить который будут на «группе избранных». Обкатывать ежеквартальные предпринимательские сборы законодатели планируют с июля 2015 года в трёх крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. И только в случае успеха норма распространится на все российские регионы. Однако вместе с тем предприниматели убеждены, что лучше приложить усилия для предотвращения катастрофы, чем потом пытаться бороться с её последствиями. Поэтому, какой бы преждевременной паника ни казалась, она имеет под собой весьма веские основания.

Если не бизнес, то кто?

Выступление Елены Ножечкиной сместило рассуждения представителей бизнес-сообщества в бюджетную плоскость. Предприниматели решили подумать ещё и над тем, как помочь муниципалитетам заработать. Исключая при этом самый простой вариант дохода – выжимание последнего из бизнеса.

«Законодатели как будто не понимают, что повышение налоговой нагрузки на бизнес на самом деле не увеличивает налогооблагаемую базу, а стремительно её сокращает, потому что бизнес просто начинает закрываться. То есть это имеет обратный эффект – снижение доходов бюджета, – отметил Михаил Волков, бизнесмен, член Общественной палаты Саратовской области. – Однако бюджетам нужны деньги и давайте мы с вами подумаем, где ему их взять?»

Назвав навскидку пару вариантов, например активней использовать имеющиеся ресурсы (аренду земли и прочее), выводить из тени нелегальный бизнес, совершенствовать налоговую политику, улучшать условия для развития предпринимательства и др., предприниматели пообещали разобраться с поставленной задачей дома и оформить предложения письменно.

Юлия Назарова, вице-президент региональной торгово-промышленной палаты, куда саратовские бизнесмены обещали присылать свои письма, отметила, что все предложения бизнеса, расчёты и выводы экспертов будут направлены в правительство Саратовской области и в областную думу, с тем чтобы власти обратили внимание на эту проблему независимо от того, будут приняты поправки или нет.

Дополнительное время

Тем временем события вокруг законопроекта о скандальных поправках в Налоговый кодекс развивались и в Государственной думе. Буквально в среду СМИ распространили информацию о том, что с обещанием «заморозить» грабительские сборы или отложить их до 2018 года вдруг выступил первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин. Что этим шагом демонстрировал и чего добивался Вячеслав Викторович – неравнодушие к нуждам предпринимательства или желание приобрести дополнительные очки своей персоне, – неизвестно. Володинское заявление навело предпринимателей на мысль, что их «разводили» с самого начала, и намерение ввести предпринимательские сборы было «обманкой». «Классический приём, – рассуждали представители бизнеса в соцсетях. – Направили негатив от курса евро на тему предпринимательских сборов, потом заморозили инициативу. Классический прием – получить благодарность за нереализованную угрозу».

Или вот ещё вариант типичных мнений: «Испугать (хотели) сверхбольшими цифрами, потом эти цифры уменьшить, чтобы мы были счастливы уже этим...»

Днём позже федеральные информагентства рассылали уже другое сообщение – о том, что депутаты Государственной думы, а также Министерство финансов Российской Федерации ничего и слышать не хотят ни о какой «заморозке», и сборы будут однозначно введены. Без отсрочки. А уже в пятницу, когда должно было состояться чтение законопроекта, Андрей Макаров, автор и инициатор обсуждаемых поправок, вдруг снял свою идею с обсуждения и даже стал открещиваться от всякой к ней причастности, сваливая ответственность на федеральное правительство.

Дальнейшая судьба ежеквартальных предпринимательских сборов на сегодняшний день не известна. Но депутаты Госдумы предупреждают, что снятие законопроекта с обсуждения не означает, что проект закона отзывается вовсе. Просто у всех появилось дополнительное время.

Пока верстался номер

Как сообщил на форуме «Общероссийского народного фронта» помощник президента России Андрей Бело­усов, на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева в понедельник обсуждались новые поправки к Налоговому кодексу. Согласно принятым там решениям сборы будут вводиться не по 22 видам деятельности, а по 6 относящимся к торговле, а также, возможно, к транспортным перевозкам. Ставки будут существенно снижены и приравнены к сбору по патентам. Если предприниматель покупает патент, а потом уплачивает сбор, ему будут засчитаны деньги, уплаченные за патент. Кроме этого, отменят авансовые сборы и платежи.