Слова правильные, но слишком общие
Государственная дума РФ в настоящее время работает сразу над несколькими фундаментальными законопроектами, призванными кардинально изменить положение вещей в российской экономике. Одним из таких проектов является закон о промышленной политике, принятый в первом чтении в начале октября. Многие эксперты возлагают большие надежды на этот документ. Называют его «той правовой основой, которая позволит создать в России современную промышленность и обеспечит своевременный переход на новый технологический уклад». Однако радоваться пока рано. Ознакомившись с текстом законопроекта, мы не смогли разделить восторгов по поводу содержательности и значимости документа. Нам он показался слишком декларативным. Как ни старались, но найти в нём конкретных направлений и механизмов реализации промышленной политики нам не удалось.
Да, в проекте написано, что принципом новой промышленной политики Российской Федерации станет в том числе право предприятий на равный доступ к государственной поддержке. Или, например, предприятия будут стимулироваться к внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в РФ. А также говорится о стимулирование к повышению производительности труда и внедрению импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий. Но всё это пусть и правильные, но слишком уж общие слова.
В целях и задачах промышленной политики, указанных в проекте, не написано, как государство будет определять приоритетные направления развития отечественной промышленности и что, собственно, будет пониматься под приоритетами.
Да, в законопроекте есть целая глава, где прописаны условия применения уже существующих мер стимулирования (например, предоставления субсидий действующим предприятиям). Новые меры там тоже есть – субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, заключение специальных инвестиционных контрактов и т. д. Но опять же из этой главы так и не стало понятно, что является более приоритетным для государства – оказание поддержки конкретным промышленным предприятиям, создание кластеров, поддержка развития промышленной инфраструктуры или же обеспечение равных конкурентных возможностей для промышленных субъектов. Проект закона не дает ответ на главный вопрос, надо ли обеспечивать равные конкурентные возможности для всех промышленных компаний – отечественных и не отечественных.
Помощи в понимании значимости нового фундаментального законопроекта мы попросили у саратовских специалистов.
Сергей Лисовский, министр промышленности и энергетики Саратовской области, заверил нас, что в проекте закона о промышленной политике на самом деле прописаны реальные инструменты поддержки промышленности.
«Законопроект прошел широкую общественную экспертизу, был поддержан большинством субъектов РФ, бизнес-сообществом и профильными комитетами Госдумы. В Саратовской области обсуждение законопроекта прошло с участием руководителей ведущих промышленных предприятий региона. Были собраны предложения от промышленников», – отмечает министр. По его словам, ключевыми новациями законопроекта являются, например, заключение специальных инвестиционных контрактов, налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов. Кроме того, в законопроекте прописан механизм возвратного финансирования долгосрочных займов на конкурентоспособных условиях и новые принципы субсидирования НИОКР, что тоже очень важно, по мнению Лисовского. Ещё в проекте закона о промышленной политике содержится пункт о создании государственной информационной системы промышленности для контроля над состоянием промпроизводства и выстраивания системы отраслевых балансов.
«Этот законопроект был принят единогласно, потому что в нём содержатся реальные инструменты поддержки промышленности, в том числе финансовые. Планируется, что уже до конца года инструменты поддержки отдельных отраслей будут работать», – говорит Сергей Лисовский.
Максим Фатеев, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области, подтвердил наши опасения, что законопроект, находящийся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме, представляет собой основу, которую ещё нужно основательно дорабатывать. Тем не менее, по его словам, документ, безусловно, будет полезен промышленникам. К тому же они этого закона давно ждут.
«Федеральный закон о промышленной политике ждут давно, он нужен нашим предприятиям, органам власти, муниципалитетам, особенно сейчас, в условиях напряженных бюджетов и непростой экономической ситуации. Мы говорили об этом, когда представляли региональный проект закона о промполитике в Саратовской области. Над тем проектом торгово-промышленная палата области, один из разработчиков этого документа, много работала вместе с экспертным сообществом, производственниками, юристами. Он был далек от совершенства, но уже тогда представлял собой хорошую рабочую основу для дальнейшего его развития и применения, – говорит Фатеев. – Наши замечания к проекту закона, который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме, мы давали в областную думу и в ТПП России. Скажу о них кратко. На наш взгляд, в законе нужно больше внимания уделить госпрограммам, которые в данный момент и определяют промышленную политику в стране. Кроме того, считаем необходимым точнее описать меры стимулирования промышленной деятельности, дать более чёткое определение понятиям «освоение производства», «промышленная деятельность», «научная и научно-техническая деятельность», «поддержка научно-технической и инновационной деятельности», «индустриальный (промышленный) парк» и др.
Желательно, чтобы законопроект предусматривал создание советов по промышленной политике на региональном уровне или глава региона имел бы право на создание таких советов. К сожалению, формирование промполитики на региональном уровне, реально учитывающее специфику региона, федеральным законопроектом не предусмотрено. Еще ряд замечаний касается инвестиционной деятельности, статуса инвестора и т. п.
Могу с уверенностью сказать, что производственные предприятия ждут от закона не декларации о намерениях, а четких векторов развития и механизмов поддержки. Надеемся, что ко второму чтению документ будет доработан с учетом всех замечаний экспертного сообщества. Мы можем рассчитывать, что он эффективно заработает, только если наполнится необходимой конкретикой, недостающей сейчас».
Юрий Ерофеев, генеральный директор группы компаний «Тесар», признался, что текст законопроекта он не видел, но необходимость такого документа не оспаривает.
«Закон о промышленной политике нам нужен. Только он должен быть проработанным и чётким, направленным прежде всего на защиту интересов отечественных предприятий, – говорит Ерофеев. – Я не против конкуренции, но сегодня ситуация для российских промпредприятий складывается не лучшим образом. Правительством выпущено довольно много различных постановлений, но они по большому счёту нашу жизнь не облегчают. А иногда, наоборот, откровенно нам вредят. Вот, например, тендерная система. Благодаря ряду нормативных актов из неё удалось исключить фирмы-однодневки, мешающие реальным предприятиям выигрывать конкурсы, но вмешательство разных посреднических структур исключено не было. В итоге по-прежнему в тендерах, объявленных государственными, кстати, компаниями, преимущественно выигрывают те, кто «должен» выиграть. И зачастую этими победителями оказываются зарубежные компании, невзирая на то что отечественные предприятия производят аналогичную продукцию, отличающуюся гораздо более высоким качеством и при этом в разы дешевле.
Мне нравится промышленная политика Казахстана, например. Там государство обязало в первую очередь приобретать продукцию отечественных производителей, даже если она оказывается дороже зарубежных аналогов. Это, конечно, играет на пользу казахстанским предприятиям. Поэтому мне бы хотелось видеть закон о промышленной политике Российской Федерации регламентирующим такие, в частности, нюансы. А в целом такой закон нужен, чтобы дать нашей промышленности толчок к развитию».