Зона повышенного отдыха

Оценить
Вольск станет городом-карнавалом, саратовская гармошка продолжит звучать, а в старинной усадьбе сделают гостиницу. Если найдут деньги

В Саратовской области достаточно мест с благоприятными условиями для развития регионального туризма. Люди, готовые заняться этим, тоже есть, но им требуются инвестиции. На минувшей неделе предприниматели и потенциальные инвесторы смогли встретиться на инвестиционной ярмарке объектов внутреннего туризма в Саратовской областной универсальной научной библиотеке.

Чувство Родины и другие приятные ассоциации

Знали ли вы, что в окрестностях села Белогорское Красноармейского района существует природно-исторический ландшафт «Белый берег»? «Это место уже давно вызывает интерес у туристов, а также является местом паломничества, – рассказала собравшимся главный редактор красноармейской газеты «Город живёт» Антонина Ермакова. – Ежедневно в весенне-летний период туда приезжают десятки туристов». Приезжих привлекают сухие степи, меловые скалы и изрезанный оврагами холмистый рельеф. Всё вместе это «формирует неповторимую картину, которая у нас с вами определяет чувство Родины и рождает очень приятные ассоциации». Местные ландшафты не только красивы, но и «хранят много загадок». Так, геологов давно интересуют Даниловский овраг и гора Дурман, с которой связано много легенд и «аномальных явлений», возможно, имеющих под собой «реальную геофизическую основу». А самая знаменитая местная достопримечательность – утёс Степана Разина на высоком правом берегу Волги. В народе бытует легенда, что именно здесь находилась пещера легендарного атамана. И всё это – только часть достопримечательностей, о которых весьма живописно рассказала Ермакова.

Статус «всё сложно»

С каждым годом белогорский ландшафт становится всё популярнее, но неуправляемые туристические потоки могут нанести ему непоправимый вред. Для развития территории требуется наладить эффективную систему частно-государственного партнёрства. Как пояснила Ермакова, есть намерение сделать на этом месте природный парк, однако планам препятствует присвоенный ландшафту статус памятника природы, он мешает развитию туристического направления, не позволяя разделить местность на заповедную и хозяйственную части. «Статус существует только номинально, – заметила Ермакова. – В 2007 году, когда подписывался приказ о его придании, на мой взгляд, это было сделано, чтобы снять с себя всякую ответственность за развитие территории... Она огромна, не может она вся являться памятником природы». Для пересмотра статуса необходимо участие региональных властей.

Среди других проблем, препятствующих развитию территории, были названы транспортная (в некоторые наиболее интересные места можно добраться только на внедорожниках), отсутствие гостиниц и даже просто магазинов в селе Белогорском. Вообще село сейчас находится в упадке, но это может сыграть и на руку будущим предпринимателям: в селе много неоформленной земли и покинутых домов, которые можно использовать для обустройства постоялых дворов. Было замечено, что поток туристов в эту местность за последние два года увеличился вдвое и составляет тысячи машин в сезон, а инвестиции на развитие требуются совсем небольшие. В качестве положительного примера реализации подобных проектов Егорова привела соседнюю Волгоградскую область, где есть успешный опыт создания рекреационного комплекса на базе природного парка Щербаковский.

Виндсёрфинг ветром сдует

Построить рекреационную зону с пляжем, лодочной станцией и даже аквапарком планируют и предприниматели из села Ахмат на правом берегу Волги. Три месяца назад они уже открыли в этих местах базу отдыха, а теперь планируют развивать её. Договоры аренды земли и акватории у них уже есть, через месяц будет готов проект. Согласно расчётам, вложения в него составят около четырех миллионов рублей, окупаемость растянется на два года, а рентабельность дойдёт до 50 процентов. Рекламируя свой проект, предприниматели заметили, что в окрестностях можно будет заниматься и виндсёрфингом, однако на этот аргумент возразил председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков. По его словам, заниматься виндсёрфингом здесь невозможно из-за сильного ветра.

Два миллиона за вход в «провал»

Вольск – это не просто город в Саратовской области. Вольск – это город, который планирует стать карнавалом. Именно такие смелые планы озвучила директор вольского ООО «Центр по туризму» Ольга Клочкова. По её словам, в Вольске есть много благоприятных условий для развития туризма: рестораны и кафе с хорошей кухней, новые красивые гостиницы, близость к новому аэропорту, около полусотни памятников архитектуры, а также приятная пешеходная зона, прогуливаясь по которой вспоминаешь европейские города. Кроме того, вольчане могут похвастаться огромной белоснежной чашей котлована, внутри которого образовалось голубое озеро. На ­обустройство этой достопримечательности (установка смотровой площадки, организация транспорта) как раз и требуются деньги – от 1,5 до 2 млн рублей.

Усадьбу надо сначала выкупить

РейникВ посёлке Рейнике, что у самой границы Заводского района Саратова, расположена старинная усадьба, объект культуры регионального значения. Нынешним собственникам, вероятно, содержать его в должном виде непросто, поэтому памятник-усадьбу готовы выкупить предприимчивые граждане из крестьянского фермерского хозяйства «Золотая подкова», желающие организовать в его стенах гостиничный комплекс. Зарабатывать на усадьбе они планируют не только сдачей номеров, но и организацией в этих местах конных прогулок. Некоторую прибыль бизнесмены умудряются извлекать уже сейчас, просто организуя там экскурсии. Для выкупа здания им нужна сумма в 6 млн рублей, но дому требуется ещё и реставрация, и значит, будут нужны еще деньги.

Звени, гармонь!

Несколько иной подход к развитию туризма предлагает руководитель проекта «Аудиогид» Евгений Лучинин. Живых экскурсоводов он предлагает заменить аудиоплеерами. Преимущества аудиогида: экономия времени (можно слушать только то, что хочется) и денег (стоимость аренды плеера меньше, чем наём живого гида). Аудиогиды уже используются в парке Победы на Соколовой горе, где их можно взять в аренду всего за 150 рублей. В 2015 году в городе планируется открыть ещё шесть пунктов выдачи устройства. Лучинина, признавшего, что в этой идее «новизны никакой», присутствующие предупредили, что таким образом он сталкивается на рынке «в лоб» с большой конкуренцией. Однако предприниматель пояснил, что в данный момент конкурентов в регионе у него нет.

Директор ООО «Лисер» Сергей Липатов напомнил о музыкальном символе нашего региона – саратовской гармошке. Звук этого инструмента с характерными колокольчиками часто сопровождал голос легендарной Лидии Руслановой, а во времена Великой Отечественной войны мастеров гармошки даже освобождали от фронта, чтобы сохранить традиции производства. Сам Липатов возглавляет мебельную фабрику, на базе которой параллельно занимается развитием инструмента, а готовые гармони бесплатно передаёт в школы.

Гармошка может быть исполнена в подарочном, ученическом и концертном вариантах. Вот только себестоимость инструмента – 39 тысяч рублей – вызвала в зале некоторое недоумение. Не каждый сможет позволить себе купить гармошку по такой цене для учебы или даже в подарок! Однако сам Липатов, ссылаясь на беседы со специалистами, высокой цену не считает. По его словам, закупать инструмент готовы многие ансамбли, будут востребованы и услуги по реставрации инструмента. Участники мероприятия предложили энтузиасту попробовать изготавливать более дешёвые гармони (пусть даже с худшим качеством звука) для сувенирных целей, однако Липатов эту идею отверг: какой будет в этом смысл, если у народного саратовского инструмента исчезнет должное звучание?

Уметь дружить и продавать

Наиболее интересными были названы проекты аудиогида и саратовской гармошки. Но, как заметила региональный директор саратовского отделения Приволжского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Ирина Липухина, «деньги дают только тогда, когда они могут быть возвращены». А у многих выступавших не было на руках ни бизнес-планов, ни конкретных расчётов. Михаил Волков посетовал, что часто люди создают интересные вещи, но не могут их продать.

Однако некоторые увидели хотя бы туманные перспективы сближения людей и денег. Как сообщил «Газете недели» руководитель недавно созданного при региональном министерстве спорта и туризма Туристского информационного центра Саратовской области Николай Асафьев, в таком формате встреча турбизнеса и инвесторов прошла в первый раз. До этого в сентябре в городском парке проходила встреча представителей турбизнеса и жителей как потенциальных клиентов. «У обоих мероприятий главная цель на самом деле была одна – познакомить и подружить всех, кто задействован в данной отрасли, – чиновников, бизнесменов, учёных, энтузиастов, общественников и всех-всех-всех, – пояснил Асафьев. – Сплотить надо всех в некое сообщество. Это сейчас задача номер один. У нас пока такого сообщества нет. Вернее, оно есть, но ещё слишком слабое и малочисленное. С каждым подобным мероприятием оно становится сильнее и мощнее. Это прекрасно».

Подобные ярмарки информационный центр планирует проводить дважды в год – в начале и в конце туристического сезона. Раз в 1–2 месяца будут проводиться и другие мероприятия похожей направленности.

 


[кстати сказать]

Роман Репин, президент группы компаний «Подъём», председатель транспортного комитета саратовской региональной организации малого и среднего бизнеса «Опора России»:

РЕБЯТА НЕ ДО КОНЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВСЕХ СФЕР ПРИЛОЖЕНИЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Агротуризма и промышленного туризма здесь было явно недостаточно, но это совершенно отдельная тема. У нас просто такой привычки нет, это не считается чем-то по умолчанию интересным... А из того, что сегодня было представлено, мне понравился аудиогид, хотя инвестиционная ёмкость этого проекта не очень большая. Я думаю, что ребята там не до конца представляют всех сфер приложения своей деятельности. Думаю, рынок гораздо глубже и шире, чем они сейчас это видят. Очень интересные ребята из села Ахмат. У них уже есть инфраструктура, и они уже владеют навыками бизнеса: представляют себе расходную часть, понимают, как строить себестоимость... Приятно, что очень много было воодушевлённых людей, только жаль, что они с калькуляторами не сильно дружат...

Такие мероприятия, безусловно, полезны. Саратовская область таит в себе массу интересных мест – и исторических, и природных, и промышленно-аграрных, про которые мы, саратовцы, не знаем. В нашем городе есть места и достопримечательности, которые просто не на слуху, про которые знают только тонкие ценители. Например, подземные ходы вдоль проспекта Кирова, по которым можно весь проспект пройти подвалами. Кто об этом знает? А люди ходят, энтузиасты есть. Есть старые дома, которые сами по себе имеют ценность, и отдельную ценность имеют истории, с ними связанные, – про старинные купеческие и аристократические фамилии, жившие в Саратове. Это огромный пласт истории может вызывать интерес. Но, к сожалению, даже тех, кто знает об этом, маловато, а уж навыка зарабатывания на этом ещё меньше. Очень жаль.

Но меня, понятно, интересует транспортная доступность, потому что коллеги правильно говорили, что много куда тяжело доехать. С одной стороны, это, конечно, преграда. Но, с другой стороны, каждая проблема таит в себе возможность. Тот же проект села в Красноармейском районе – да, там нет возможности проехать в зимнее время, но так это же прекрасная возможность зарабатывать джиперам! Они два раза в году гоняются в Бартоломеевке, по грязи лазают, почему в остальное время они не могут зарабатывать, как в Крыму и на Кавказе? Запросто! Хороший бизнес. Люди могут приехать, на комфортабельной стоянке оставить свои машины, пересесть на джипы или на грузовики по типу вахтовок, и попёрли в горы! Интересно же? Интересно. И джиперы заработают, и туристы получат своё удовольствие.