Саратовец из команды «Авроры»
Крейсер «Аврора» отправлен в Кронштадт на ремонт, который может занять более года. Этот боевой корабль Балтийского флота находился в строю с 1903 года, участвовал в Русско-японской войне, в известном Цусимском сражении. Холостой выстрел из орудия «Авроры» 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года стал сигналом к штурму Зимнего дворца – к началу грандиозного переворота в жизни России, эхо которого прокатилось по многим странам и до сих пор вызывает горячие споры. В 1948 году «Аврора» как памятник истории встала на вечную стоянку и вскоре получила статус филиала Центрального военно-морского музея. В момент эпохального выстрела в команде «Авроры» служил наш земляк Андрей Николаевич Златогорский.
Родился он в Саратове 29 сентября (11 октября н. с.) 1889 года в семье крестьянина из деревни Берёзовка Саратовского уезда. В 12 лет Андрей поступил в Александровское ремесленное училище (ныне колледж Ю. А. Гагарина) с платой за обучение 30 рублей в год. С интересом изучал подросток историю, а также технологию обработки металлов и дерева. Другие предметы шли хуже. Особенно не давались арифметика и русский язык. Из-за них он был оставлен в первом классе на второй год. А в следующих двух учебных годах русский язык ему пришлось пересдавать, чтобы исправить годовую двойку. В третьем классе Златогорского освободили от платы за обучение. Вероятно, потому что ухудшилось материальное положение семьи. Третий класс стал для него последним годом пребывания в училище. Получив неудовлетворительные годовые оценки по арифметике и русскому языку, он просто не явился на пересдачу.
Вскоре Златогорский уже ходил на буксирном пароходе «Севск» сперва кочегаром, потом помощником машиниста. Позднее он поступил в Машинную школу Балтийского флота, находившуюся в Кронштадте, и в 1913 году «успешно закончил курс классов машинных унтер-офицеров самостоятельного управления по первому разряду». С этого времени началась служба Златогорского на «Авроре», ставшей впоследствии музеем и хранящей документы о своей команде, насчитывавшей почти 600 человек.
Осенью 1916 года буксиры притащили «Аврору» в Петроград для проведения ремонта силами Адмиралтейского завода. Здесь застала крейсер февральская революция. Избранный матросами судовой комитет боролся за революционный порядок, отменил отдание чести, запретил игры в карты, удалил с корабля священника и потребовал увольнения неугодных команде офицеров. Оснащенная 40 орудиями «Аврора» представляла серьезную силу. На крейсер заспешили пропагандисты разных политических партий. Златогорский вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков). Один из его сослуживцев позднее вспоминал: «Мы собрались для выбора первого председателя коллектива большевиков крейсера «Аврора». Сошлись на одном: пусть нашим вожаком будет Андрей Николаевич Златогорский. Все мы, матросы, уважали его. Старший унтер-офицер, машинист главных машин корабля всегда держался просто, в любое время мог дать нужный совет, защитить от несправедливости...»
Усиление большевистского влияния на крейсере вызвало тревогу в руководящих сферах. На судно прибыла комиссия, семь членов команды заключили в тюрьму «Кресты». В числе заключенных, конечно, был и большевистский вожак Златогорский. Но матросы настойчиво требовали освобождения арестованных. Полную возмущения резолюцию они отправили в адмиралтейство. В итоге всех удалось вернуть на борт «Авроры».
Через несколько месяцев после исторического выстрела «Авроры» Златогорский вернулся в Саратов, где тяжело заболела его мать. Здесь он поступил в механико-судовой отдел Саратовского управления водного транспорта Волжского бассейна. Вся дальнейшая деятельность Андрея Николаевича связана с речным флотом. Его избрали председателем районного комитета союза водников. Он был делегатом V съезда советов, на котором его избрали членом Центрального исполнительного комитета СССР.
Однако ни уважение коллег, ни высокие выборные должности не защитили Андрея Николаевича от маховика репрессий. В 1938 году ему предъявили вымышленные обвинения в подготовке террористических актов против членов правительства. К счастью, репрессивный механизм дал сбой, арест продлился всего два года. Проживать в Саратове с семьей, женой и четырьмя детьми Златогорскому не позволили. Он поступил на работу в пароходство «Волготанкер», эксплуатационный участок которого находился на Увеке. Возможно, жизнь постепенно наладилась бы. Но тут случилась беда. Андрей Николаевич упал с трапа на лёд, получил травму, от которой скончался в больнице. Было ему всего 52 года.