Будем здоровы?

Оценить
Полномочия Саратова еще раз выхолостили

Сегодня состоятся публичные слушания по бюджету города Саратова на 2015 год. Но бюджетные страдания и рыдания сотрясают депутатов Саратовской городской думы уже не первую неделю. Они хотят говорить об этом. Хотят, чтобы их услышали. И депутатов можно понять. На 40-м заседании думы город окончательно остался без здравоохранения и без денег на его организацию. Здесь же выяснилось, что область не собирается давать в 2015 году Саратову денег на дороги.

Зачем попрощались с медициной?

Саратов одним из последних в России сдал свои полномочия по организации медицинского обслуживания населения региональной власти. Другие областные столицы «взяли под козырек» еще в 2012–2013 годах. А мы, похоже, все надеялись, что здравый смысл восторжествует. И за лечебным делом останутся следить муниципалитеты. Хотя особых шансов оставить здравоохранение под своим контролем у городской власти и не было.

Нет, конечно, в декабре 2013 года наш президент Владимир Владимирович Путин раскритиковал передачу полномочий в сфере здравоохранения на региональный уровень. Обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, глава государства признал, что сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем: «Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района – в регион, с поселения – на район и обратно... Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы». Но, кроме слов президента, есть еще федеральное законодательство, за неисполнение букв которого наказывают. Так что в данном случае Олег Грищенко вынужден был соблюдать закон, предписывающий отдать в область все 38 городских учреждений здравоохранения.

А теперь давайте посмотрим, что такое эти 38 лечебно-профилактических учреждений не со стороны пациентов, а с точки зрения чиновников региональной власти, получающих в свои руки материальные ценности. 38 ЛПУ Саратова – это, на минуточку, 250 объектов нежилого фонда общей площадью более 235 тысяч квадратных метров. Это 45 земельных участков под всеми этими зданиями общей площадью почти 400 тысяч квадратных метров. И участки эти совсем не все находятся на выселках. Многие совсем даже в центре города. Есть у нас гарантии, что областной минздрав сочтет целесообразным функционирование старейшей детской городской больницы № 2 на улице Сакко и Ванцетти? Здание там, можно сказать, старинное, а это значит, ветхое – со всеми вытекающими из этого определения опасностями для больных детей. Или вот, подумает чиновник, зачем нам в Саратове две инфекционных детских больницы?

Может показаться областной власти, что логичнее построить одно современное здание, куда и собирать всех инфицированных малышей? Да и от избытка докторов будет резон избавиться. Приняв такое решение, может после этого власть по своему усмотрению распорядиться освободившимся зданием и землей, на которой оно стояло? Мой ответ: может. Я жду реорганизации, оптимизации и всякого другого движения по уничтожению саратовской медицины. Я цинично предполагаю, что даже если губернатор сейчас вовсе и не могильщик саратовских больниц и поликлиник, то ему придется им стать. Потому что губернатору нужно и сегодня, и завтра, и послезавтра выполнять указы президента про неостановимое и неуклонное повышение зарплат медработникам. Удвоить или утроить медицинскую зарплату в сравнении с региональной обещано в ближайшие годы. А в той экономической ситуации, где мы все сейчас оказались – с ростом цены доллара (которая, конечно же, отразится на закупке лекарств и на запчастях для импортного медицинского оборудования), с разгоняющейся инфляцией (которая увеличит цену кастрюли супа в больничной столовой и цену литра бензина для машины «скорой помощи»), – оптимизация числа больниц и врачей останется единственным способом сократить расходы.

Хорошо бы еще все время держать в голове тот факт, что с января 2015 года средства на здравоохранение пойдут через систему фонда медицинского страхования. А туда, в этот самый фонд, они поступают в основном от работодателей. Допускаю, что многие из саратовцев и не догадываются о том, что каждый собственник предприятия платит ежемесячно за каждого своего сотрудника примерно 30 процентов от размера официальной зарплаты в различные государственные фонды. И примерно пять процентов от этих перечислений идет в фонд медицинского страхования. А за тех людей, кто еще или уже не работает, в тот же фонд вносятся платежи из областного бюджета. И смотрите, что получается: если кризисная ситуация в экономике начнет прогрессировать, то предприятия начнут или закрываться или уходить в тень, но в любом случае их платежи в ФОМС будут сокращаться. И туда сразу придется докладывать из областного бюджета. Больше, чем планировалось.

Остается добавить только одно: плохо то, что не проведена разъяснительная работа среди населения по вопросам модернизации областной системы здравоохранения. Опасности этой недоинформированности областные власти, похоже, не понимают. Хотя первая задача минздрава в правительстве Радаева сейчас состоит в том, чтобы доходчиво объяснить, что именно область собирается сделать с медицинским обслуживанием населения большого города Саратова. Потому что глава муниципального образования Олег Грищенко, даже если очень захочет, не сможет объяснять каждому пациенту, что с 1 января 2015 года это теперь не его подведомственное учреждение.

Хоть Конституцию меняй

Заместитель главы администрации Саратова Елена Ножечкина всегда хорошо знает вопрос, с которым выходит на трибуну. На 40-м заседании гордумы она внятно объяснила, почему надо повысить налог за землю, на которой расположены автостоянки. Чиновники просто хотят убрать необоснованные диспропорции в платежах.

Арендная плата за участки земли, занятые автостоянками по постановлению правительства Саратовской области с 2007 года, составляет 2% от кадастровой стоимости. А ставка земельного налога для собственников таких участков в Саратове муниципальной властью установлена на уровне 0,75% от кадастровой стоимости. Даже на первый взгляд арендаторы получаются в заведомо худших условиях, чем собственники. Резоны не повышать земельный налог у городской власти были. Надеялись, что неграбительский подход будет стимулировать желание инвестировать.

В конце 2012 года новое областное руководство распорядилось переоценить кадастровую стоимость земли. Средний показатель кадастровой стоимости участков под автостоянками, например, снизился более чем в два раза. Собственникам стало от этого совсем хорошо, а арендаторам вполне себе терпимо и приятно. Бюджет стал получать меньше денег, но городская власть успокаивала себя мечтами о том, вдруг да начнут хозяева стоянок снижать цену за автоместо или задумаются о том, чтобы на освободившиеся деньги обустроить площадку. Но за два года никаких чудес не произошло. И поэтому администрация Саратова предложила увеличить налог на землю для собственников автостоянок в два раза. И он будет теперь составлять 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Но есть и приятная неожиданность: ставка 0,75% по этому налогу останется прежней для тех собственников, кто строит многоэтажные паркинги закрытого типа.

Депутаты поддержали этот экономический подход к развитию многоуровневых автостоянок. Денег новшество по земельному налогу принесет немного – от 4 до 6 миллионов рублей в год, но, во-первых, как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок», во-вторых – «лиха беда начало». Вдруг рублевый пряник станет мощным стимулирующим инструментом для развития современных подходов к паркингу? Город сразу станет более благоустроенным. Ну а недобор по налогам в данном случае окажется более чем оправданным.

Грядущие бюджетные потери – ничто по сравнению с потерями нынешними. В октябре 2014 года депутаты Госдумы вдруг решили подправить федеральное законодательство и вывели из-под налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Елена Ножечкина объяснила депутатам, что они реагировали на эти изменения в Налоговый кодекс на стадии обсуждения. В своих заключениях объясняли федеральному законодателю, что нельзя многоквартирные дома освобождать от земельного налога. Потому что в них, кроме собственников жилья, еще находятся учреждения, организации, в том числе и коммерческие. А еще нельзя вводить льготы, потому что собственники жилья в индивидуальном фонде и многоквартирных домах будут поставлены в неравные условия – одним придется платить за землю, на которой стоит дом, а другим нет. «Но мы не были услышаны», – сказала замглавы администрации Саратова. И предупредила, что и от будущего ждать ничего хорошего не стоит. «Бюджет у нас проседает не первый год, – призывала она депутатов прямо смотреть в лицо действительности. – Сейчас ситуация просто усугубляется. Да, увеличивается доля безвозмездных поступлений с бюджетов других уровней. Но бюджет в этом случае становится всё более зависимым и всё менее обеспеченным собственными доходами».

И тут разволновался депутат Дмитрий Кудинов. Он начал спрашивать Ножечкину про дорожный фонд 2015 года. Если он планировался в 36 млн рублей, а сейчас прогнозируется на уровне 20, и город Саратов при этом не включен в схему капитального ремонта, разработанного областью для муниципальных образований, то получается, что в следующем году у нас дорог не будет?

– Из каких средств мы будем их ремонтировать? – выяснял Кудинов.

– На следующий год проблема, которую мы будем решать, – это обеспечение программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, – отвечала ему Елена Ножечкина. – Приоритетом, я думаю, все-таки будет именно это направление. По ремонту дорог ситуация очень тяжелая, но на текущий момент изыскать эти средства в рамках доходов бюджета Саратова не представляется возможным. Бюджет очень сильно урезан.

– Но нельзя же за счет одной руки резать другую! – возмутился Кудинов.

– Дмитрий Геннадьевич, я не режу руки, я только констатирую. Я бессильна в данной ситуации.

Ой, напрасно Елена Викторовна подумала, что если сказала как отрезала, то от нее и отстали. Депутат Александр Ванцов взял да и напомнил ей про Конституцию, в статьях которой сказано, что никто не имеет права ухудшать положение жителей Саратова. И что деньги на расходную стабильность придется искать. «А уж как вы будете выкручиваться, это ваши проблемы», – наказал Ванцов Ножечкиной, разграничив ответственность. И недвусмысленно тут же поставил перед администрацией города задачу – переловить всех нелегальных бизнесменов и содрать с них все неуплаченные налоги. А депутат Турунтаев, добавляя свои «пять копеек», снова вспомнил мечту коммунистической партии про прогрессивную шкалу налогообложения, которая позволит брать 30, а не 13% от зарплаты работающего.

Оба эти предложения были очень смешными и нереальными. Потому что нелегальный бизнес – он потому и нелегальный, что не закреплен на земле, и значит, с него земельного налога, который идет в бюджет города, не возьмешь. И единый налог на вмененный доход с него не возьмешь, потому что не вменен нелегальному бизнесу доход, и не будет вменен: ведь налоговая инспекция работает только с теми предпринимателями, кто уже стоит на налоговом учете. А что касается прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, то саратовскому бюджету от него тоже будет «дырка от бублика». Потому что НДФЛ делится в произвольных пропорциях между городом и областью. И Саратову каждый год норматив отчислений от этого налога только срезают, а вовсе не добавляют. В 2014 году вот остается 26%. А в следующем, возможно, еще отберут. Как отобрали отчисления от транспортного налога, которым по идее наполняется дорожный фонд. Нет у городской власти в распоряжении этого налога саратовцев по воле областной власти. Будет она этими деньгами дороги в области ремонтировать. Не верите? На днях состоялись депутатские слушания, где обсуждали вопрос о распределении средств дорожного фонда на ремонт областных дорог. И заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Геннадий Рудыкин сказал на этом мероприятии прямым текстом, что Саратов хочет отремонтировать свои магистрали за счет областных средств. Он что, забыл, что средства транспортного налога, собранные на территории почти миллионного города, полностью зачисляются в областной бюджет? Или не знал? Или искренне считает, что так и надо?

Олег ГрищенкоГлава Саратова Олег Грищенко:

МЫ БУДЕМ СЛЕДИТЬ ЗА РАЗВИТИЕМ СОБЫТИЙ

Федеральный закон о передаче полномочий в сфере оказания как первичной, так и высокотехнологичной, в том числе специализированной медицинской помощи с муниципального на региональный уровень действует не первый год. Тем не менее, по договоренности с областным правительством до сегодняшнего дня Саратов сохранял статус города, располагающего собственной базой здравоохранения, что позволяло всем жителям получать высокопрофессиональное медицинское обслуживание в городских поликлиниках и больницах.

Высокий профессиональный уровень работающих там врачей обеспечивал качественную и своевременную помощь. Способствовало этому и то, что за последние три года в рамках программы модернизации здравоохранения, муниципальных программ было многое сделано для приведения наших ЛПУ в соответствие современным стандартам оказания медицинских услуг, включая масштабные ремонтные работы, поставку нового оборудования, ведение научной работы на базе городских клиник.

Единственное, что всегда беспокоило, – это различие в подходах к распределению средств территориального фонда медицинского страхования, значительная разница в тарифах между городскими и региональными учреждениями, что было одной из причин, например, определенного неравенства в зарплате медперсонала или обеспеченности необходимым инвентарем. Нам приходилось зачастую выравнивать ситуацию за счет городских средств.

Город сегодня готов передать все ЛПУ в соответствии с требованиями законодательства, хотя опыт других регионов показывает, что полномочия в сфере здравоохранения могут быть сохранены и успешно реализованы и на муниципальном уровне. Такое произошло, например, в Екатеринбурге. Среди депутатов, хочу отметить, не было однозначного мнения по данному вопросу, многие высказывали сомнения в том, что работа ­медучреждений, ранее функционировавших в системе муниципальной социальной сферы, сохранится на должном уровне, если их из этой системы исключить. Министерство здравоохранения региона, взяв на себя огромную ответственность, инициировав передачу городского здравоохранения, должно оправдать ожидания саратовцев, обеспечив надлежащее финансирование медучреждений, оснащение их необходимым современным оборудованием и поддержание зданий в достойном состоянии. То есть сохранить тот уровень, на который за последние годы было поднято городское здравоохранение.

Минздрав не показывает нам своего видения дальнейшего развития событий: все ли ЛПУ будут сохранены, будут ли они перепрофилироваться, планируется ли сокращение персонала и др. У нас нет полной картины происходящего, что вызывает обоснованное беспокойство за будущее нашего здравоохранения. Поэтому у депутатского корпуса нет и однозначной уверенности в том, что в саратовских больницах и поликлиниках лечение горожан будет оказываться по-прежнему своевременно, по месту жительства и на высоком уровне. Нас это беспокоит, мы не снимаем с повестки дня этот вопрос и будем следить за развитием событий.