Вспомнили Умнова и «Тантал»

Оценить
«Гремучая смесь высочайшего интеллекта и жесткого спроса с подчиненных»

В последний день октября в Торгово-промышленной палате Саратовской области состоялась презентация книги «Очерки практиков микроэкономики». Она посвящена Георгию Умнову – руководителю одного из крупнейших предприятий Саратова, производственного объединения «Тантал». Георгий Архипович возглавлял «Тантал» с 1972-го по 1997 год.

Актовый зал ТПП заполнили бывшие работники крупнейшего предприятия ВПК, представлявшие в советское время элиту саратовской оборонной промышленности. Было много молодых лиц: пригласили студентов вузов города.

В адрес главного героя книги прозвучало много добрых слов: гениальный руководитель, человек-эпоха, генерал промышленности. У Умнова действительно было чему поучиться, он отлично чувствовал новое, для него не было нерешаемых задач. Через «Тантал», а значит, и через школу Умнова прошли многие руководители предприятий, чиновники и политические деятели, чьи фамилии сегодня на слуху. В их числе один из авторов книги экс-губернатор Дмитрий Аяцков (в 1981–1986 годах – заместитель директора агропромышленного комплекса ПО «Тантал»), министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский (работал главным инженером ОКБМ), директор школы бизнеса «Диполь» Владимир Видро. Список можно продолжать.

Авторы книги тоже работали с Георгием Умновым на «Тантале» и считают его своим учителем. Идейным вдохновителем и инициатором издания выступил Лазарь Кишиневский, не один десяток лет проработавший заместителем Умнова (ныне председатель совета директоров ЗАО «Тантал – ЕОЦ Нормалиен»). В числе авторов также гендиректор НПО «Алмаз» Николай Бушуев и бывший помощник Умнова Вячеслав Гвоздюк.

Выходец с «Тантала» Николай Бушуев так охарактеризовал своего бывшего директора: «Крупный, талантливый, в некоторых местах гениальный руководитель и организатор электронной промышленности». Николай Бушуев с ностальгией вспоминал советские времена: «Наша жизнь тогда была посвящена интересам государства, повышению его обороноспособности. В те годы мы иначе себя и не мыслили. Все самые сложные поручения, которые давали Георгию Архиповичу партия и правительство, благодаря его неукротимой энергии, настойчивости и таланту были выполнены. Вместе с коллективом, нацеленным на работу. Надо, чтобы молодежь знала и понимала, что работа на благо родины, на благо защиты отечества – это лучшая и наиважнейшая из всех работ».

Затем слово взял другой автор – умновский заместитель по сельскому хозяйству Дмитрий Аяцков. Он обратился к бывшим работникам «Тантала»: «На ваших плечах выстояла наша страна и до сих пор живет тем, что вы, каждый на своем участке, сделали в электронной промышленности, в машиностроении». В своем восьмиминутном спиче Аяцков не раз назвал работу ветеранов «Тантала» подвигом, который они совершали каждый на своем участке по велению партии (тогда это была КПСС) и правительства. Со свойственной ему афористичностью Дмитрий Фёдорович поведал: «Умнов оставил не след от ботинка, а глубочайший след в тех зданиях и изделиях, которые вы [работники «Тантала»] делали». Бывший заместитель Умнова по аграрным вопросам уверен, что пришло время заложить аллею героев производства. Вот только не сказал, где.

Министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский рассказал о том, что может взять от Умнова любой руководитель и что можно завещать молодому поколению. Во-первых, это системное управление. По мнению Лисовского, сейчас страна работает в режиме ручного управления: «Как на верхнем уровне, так и на гораздо более низких уровнях». А вот Умнов умел на каждом участке, внедряя систему, задействовать весь потенциал людей и руководителей. Второе, чем обладал Умнов, – это подбор и выдвижение кадров: «Для Умнова друзья были только на охоте». Но и с них на производстве он спрашивал так, что «летели перья». Теперь же «система друзей проникла в органы управления на всех уровнях». Еще один момент: Умнов видел вперед. И не на шаг, а на много ходов. В 1990 году, предвидя преобразования, которые произойдут со страной, Георгий Архипович отправил группу специалистов в один из лучших американских университетов. Лисовскому повезло попасть в эту группу. «Для меня Умнов – гремучая смесь высочайшего интеллекта и жесткого спроса с подчиненных». Человек с мощной энергетикой, позволявшей выполнять ему самые сложные задачи.

Следом за Лисовским на трибуну поднялся министр экономического развития и инвестиционной политики Владимир Пожаров. С Умновым Пожаров познакомился только в начале 90-х годов, но узнал о нем гораздо раньше. «Тантал» сыграл в жизни Пожарова большую роль, ведь его отец трудился на предприятии «Радон» в Маркcе (дочернее предприятие «Тантала», в качестве ширпотреба выпускало модели автомобилей).

Для председателя совета старейшин при ТПП Валентина Павлюкова (гендиректор СЭПО в 1980–1997 годах) Георгий Архипович был руководителем дипломной работы. Ну и потом – соседом, другом и соперником: два ведущих предприятия соревновались между собой.

Своими воспоминаниями об Умнове делились и другие участники презентации: его верный заместитель Лазарь Кишиневский, бывший первый секретарь обкома Константин Муренин, руководитель школы бизнеса «Диполь» Владимир Видро, директор музея им. Радищева Тамара Гродскова. Умнов помог музею в замене дверей в историческом здании. Установленные в ХIХ веке двери пришли в негодность. Музейщикам хотелось заменить их на такие же. Георгий Архипович пообещал найти «нужное дерево» аналогичной толщины и красоты. И по сей день эти двери стоят в музее.

Но об Умнове напоминают не только музейные двери. Это и добротное здание дворца культуры «Тантал», и теннисный центр на 5-й Дачной, наконец, правительственная база отдыха «Чардым-Дубрава» досталась в наследство от «Тантала».

Свет увидела первая часть «Очерков практиков экономики», посвященная памяти Умнова. Будет и вторая часть. В июле прошлого года в сквере напротив проходной «Тантала» установлен бюст выдающемуся руководителю.

P. S. Автор этих строк работал на «Тантале» в 80-х годах прошлого века. И мне наш незаурядный директор запомнился своими афоризмами. Один из них: «Ваша несложная мысль мне понятна». Только его ни в коем случае нельзя употреблять в беседе с начальством. Обижается.