За билеты не беспокойтесь!
В этом году Олегу Ивановичу исполнилось бы 70 лет. Грустно сознавать, что юбилей нашего великого земляка мы встречаем уже без него...
Третий Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского в этот раз будет не похож на те, что проводились ранее. Почему? Об этом 5 ноября в музее театра драмы на пресс-конференции, посвященной грядущему открытию фестиваля, рассказали заведующий литературно-драматургической частью Ольга Харитонова и художественный руководитель театра Григорий Аредаков.
В нынешнем году будет небывалое количество спектаклей и, как следствие, чрезвычайно плотная программа, растянувшаяся в этот раз почти на две недели вместо шести дней, как на первом и втором фестивалях. Откроется всё 11 ноября постановкой «Крейцеровой сонаты» МХТ имени Чехова. Выбор в пользу этого спектакля не случаен: в 1987 году Олег Иванович сыграл главную роль в одноименном фильме по произведению Льва Толстого. По мнению Ольги Игоревны, это одна из лучших ролей Янковского в кино. В постановке Антона Яковлева роль Василия Позднышева сыграет Михаил Пореченков. Из саратовских артистов в спектакле занят Владимир Калисанов – выпускник 1986 года мастерской Ермаковой Саратовского театрального училища, долгое время являлся ведущим артистом Саратовского театра драмы, в МХТ работает с 2005 года.
Это не единственная постановка МХТ. 23 ноября зритель сможет увидеть «Карамазовых». Как заявлено в программе: «фантазии режиссера К. Богомолова на тему романа Ф. М. Достоевского». По поводу этой работы Харитонова высказалась отдельно: «Меня очень напрягают вопросы о том, с какой целью мы включили этот скандальный спектакль в афишу фестиваля. Предваряя их, скажу: это замечательный спектакль. Это один из самых сильных, неожиданных, отчаянных, болевых, профессионально доказательных спектаклей, которые я вообще видела в своей жизни. Очень надеюсь, что среди публики и журналистов находятся те, кому нравится прежде всего думать, а не развлекаться. Великий роман Федора Михайловича прочитан современными глазами, спектакль соответствует духу и ритму Достоевского». Как и в прочих постановках, в этой тоже принимает участие саратовский артист – Максим Матвеев, не нуждающийся в представлении.
Кроме того, в программе фестиваля 12 ноября – класс-концерт «Азбука актера» Театральной школы Константина Райкина, 14 ноября – «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду (режиссер-постановщик Игорь Яцко, Школа драматического искусства), 17 ноября – «Как несколько дней...» по Меиру Шалеву (иерусалимский театр «Микро», инсценировка и постановка – Ирина Горелик, спектакль будет идти на иврите с субтитрами).
Завершится фестиваль 24 ноября в театре оперы и балета «Признанием в любви» – музыкальным спектаклем с участием Евгения Миронова, Ксении Раппопорт и Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова. Как пояснила Харитонова, перенос спектакля в театр оперы и балета вызван техническими возможностями сцены. Одним из наиболее продолжительных по времени спектаклей (3 часа 40 минут с двумя антрактами) будет «Война и мир. Начало романа» Мастерской Петра Фоменко. Это единственный спектакль фестиваля, у которого долгая театральная жизнь: премьера состоялась 7 февраля 2001 года.
Еще одна неожиданность – моноспектакль Школы драматического искусства «Аглая» Владимира Берзина. Автор произведения – Клим (Владимир Клименко), «Аглая» – это несуществующая, придуманная им глава из «Идиота» Достоевского. Почему этот спектакль выбивается из привычного ряда? Потому что в нем не задействованы выпускники саратовской театральной школы. Как достигается связь с Саратовом? Ольга Игоревна поясняет: «Весь монолог Аглаи обращен к князю Льву Николаевичу Мышкину. Мы попросили Владимира Берзина, можно ли в сценографию спектакля включить портреты Олега Ивановича в роли Мышкина, чтобы монолог был адресован ему. Нам обещали подумать, а потом дали согласие – идея ведь интересная». Наконец, будут и спектакли самого театра: триумфатор фестиваля «Золотой Арлекин – 2014» «Урод» Явора Гырдева по Мариусу фон Майенбургу и недавняя премьера – «Прошу театр не посещать». Последний спектакль включен в программу, поскольку в нем задействована вся труппа театра.
Заместитель директора по работе со зрителем и рекламой Лада Баринова поспешила опровергнуть слухи, что билеты на спектакли плохо раскупаются: «Билеты продаются хорошо. На многие спектакли их практически не осталось, в том числе и на «Признание в любви», на который максимальная цена достигала 7500 рублей. Не стоит забывать, что это благотворительный спектакль, все деньги от него пойдут в фонд «Артист» на поддержку актеров. Сложность состоит, скорее, в продолжительности некоторых спектаклей: трудно высидеть четыре с половиной часа».
К сожалению, в этом году не будет семинаров театральных критиков. Это вызвано исключительно финансовыми возможностями фестиваля. С другой стороны, приедут сами Янковские: Филипп Олегович будет играть в «Карамазовых», а Игорь Ростиславович Янковский – племянник Олега Ивановича, актер и продюсер – 14 ноября проведет встречу. А вот Ростислав Янковский на фестиваль, к сожалению, приехать не сможет, Ростиславу Ивановичу 84 года.
Наконец, на фестивале пройдут еще два мероприятия, непосредственно связанные с Янковским. Это презентация 12 ноября в музее Театра книги «Ах, как бы начало вернуть. Олег Янковский в Саратове» и саратовская премьера документального фильма «Янковский» 22 ноября в «Доме кино».