«Посоветуйтесь с Дживсом»

Оценить
«Посоветуйтесь с Дживсом»
Издательство «Эксмо» выпустило в свет очередной покетбук Пелема Вудхауса «Посоветуйтесь с Дживсом».

Издательство «Эксмо» выпустило в свет очередной покетбук Пелема Вудхауса «Посоветуйтесь с Дживсом». Английский литературный юмор поначалу провоцирует у читателей не гомерический хохот, но лишь ироническую (либо саркастическую) усмешку, но по мере того как шутка достигает последнего из нейронов мозга, аристократически-джентльменская вежливая гримаса неизбежно уступает место естественному смеху.

Читая произведения Пелема Гренвила Вудхауса (1881–1975), начинаешь понимать, отчего критика называла автора «комическим гением», «классиком и мастером фарса» и почему восковая фигура Вудхауса под конец его жизни появилась в знаменитом музее мадам Тюссо. Переизданный роман Вудхауса есть классический образчик английского юмора: произведения и Тома Шарпа, и Кингсли Эмиса вышли из романов и рассказов Вудхауса – подобно тому, как российская «натуральная школа» вышла из гоголевской «Шинели». «Посоветуйтесь с Дживсом» относится к циклу произведений писателя о недотепе-аристократе Вустере и его умнющем лакее Дживсе. Всякий раз, когда Вустер попадает впросак, Дживс аккуратно – и без особого ущерба для самолюбия своего хозяина – выручает его из беды. Об этом комическом цикле, кстати, знают даже те, кто не открывал книг Вудхауса: скажем спасибо английской экранизации; в этом сериале Стивен Фрай и Хью Лори (будущий доктор Хаус) сыграли двух заглавных персонажей. Вудхаус способен высечь искру иронии из самой простейшей ситуации. Стиль его легок, фабула стремительна, повороты сюжета забавны. Из русских юмористов Вудхауса можно сравнить, пожалуй, с Аркадием Аверченко – то же нежелание брать «больные» темы, та же легкость, то же умение из любого пустяка (а жизнь людей на девяносто процентов состоит из пустяков) сделать конфетку. Впрочем, Вудхаус, в отличие от Аверченко, гораздо основательнее в своем эскапизме. Он не просто аккуратно обходит темные стороны действительности (смерти, войны, насилие, болезни, бедность) – он выстраивает свой художественный мир таким образом, чтобы при чтении у человека даже мыслей не возникало об этих печальных атрибутах реальности.