«...Преданный Вам Хан»

Оценить
Вслед за отцом он мечтал изменить жизнь на Земле к лучшему...

Один из первых российских авиа­торов Петр Владимирович Евсюков (1890–1914) прожил всего 23 года, но о его жизни можно написать целый роман. Биографы называют летчика пензенским дворянином. Никоим образом не посягая на право наших ближайших соседей гордиться своим земляком, справедливости ради хочется заметить, что и у саратовцев не меньше оснований считать его нашим. Представители старинного дворянского рода Евсюковы жили как в Пензенской, так и в Саратовской губерниях и были занесены в дворянские родословные книги обеих губерний.

Имение отца Петра Владимировича Евсюкова и его предков находилось в селе Березовка Черкасской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Сейчас эта территория относится к Колышлейскому району Пензенской области.

Земский врач Владимир Иванович Евсюков был одержим идеей «прорваться в небо» и тем самым изменить жизнь на Земле к лучшему. Он изучил чертежи и рисунки устройств для полета, придуманных Леонардо да Винчи, сам рассчитал и сконструировал механические крылья. Старшие дети Борис и Петр помогали отцу в березовском имении мастерить летательную чудо-машину. Но только Петр – один из пяти сыновей – воплотил мечту отца.

После окончания пензенского реального училища Петр стал студентом Петербургского горного института. А весной 1911 года он поступил в только что открытую гатчинскую авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ) «Гамаюн». Лётному мастерству его учил штабс-капитан Руднев. По окончании авиационной школы Евсюков остался при ней инструктором. Только за лето 1911 года под его руководством научились летать и получили дипломы пилотов-авиаторов 20 выпускников этой школы, в том числе три первые женщины-летчицы (авиатриссы) Л. В. Зверева, Л. А. Галанчикова и Е. В. Анатра.

Вместе с Евсюковым в школе преподавали А. А. Агафонов и В. В. Слюсаренко, такие же, как и он, двадцатилетние. Все они были отчаянно смелы, благородны и почти все поголовно влюблены в Лиду Звереву. «...Богу было угодно послать мне светлое счастье – любовь к Вам, – писал Петр Евсюков: – Три года тому назад увидел Вас в Гатчине и сразу сказал себе: я люблю её потому, что на свете нет никого милее её. <...> Знайте, что у Вас есть друг, готовый всегда прийти на помощь. Желаю счастья, и пусть ничто не тревожит Вашу прекрасную душу. Преданный Вам Хан». «Хан» – это было прозвище Петра по авиашколе (по преданию, род Евсюковых произошел от монгольского хана Есукая). Однако девушка выбрала из всех претендентов В. В. Слюсаренко и вышла за него замуж.

С наступлением холодов полеты были перенесены на юг России. Во время авиационного турне по Кавказу Евсюков установил в Тифлисе кавказский рекорд высоты полета.

Осенью 1912 года в составе авиационного отряда директора ПРТВ С. С. Щетинина Евсюков добровольцем отправился на театр военных действий на Балканы и принял участие в Балканской войне 1912–1913 гг. на стороне Болгарии. Русские авиаторы бомбили турецкие укрепления, вели воздушную разведку, фотосъемку неприятельских позиций. Не раз самолет нашего храброго земляка подвергался вражескому обстрелу. Евсюкова наградили болгарским орденом «За военна заслуга» пятой степени с мечами.

Успехом было отмечено участие Евсюкова в 3-й Всероссийской авиационной неделе в Санкт-Петербурге в 1913 году. Он считался мастером «фигурных полетов» (то есть высшего пилотажа). Петр летал на всех типах самолетов, выпускавшихся на заводе Щетинина.

В начале 1914 года Совет министров дал указание предпринять поиски пропавших экспедиций В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова (оба исследователя Арктики явились прототипами капитана Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана»). Летом этого же года Евсюкову предложили принять участие в одной из поисковых экспедиций, отправлявшейся на спасательном барке «Эклипс». Он с радостью принял предложение и даже сконструировал гидроплан системы «Фарман», а к середине июля уже был в Александровске-на-Мурмане (ныне город Полярный). Здесь его застало известие о начавшейся Первой мировой войне. Евсюков немедленно возвратился в Петербург.

Нашему отважному земляку не довелось повоевать. Он погиб в петроградском Гребном порту 31 августа (по старому стилю) 1914 года перед отправкой на фронт при испытаниях «летающей лодки» М-2 инженера Д. П. Григоровича. Поднявшись в воздух против порывистого ветра, аппарат летчика во время выполнения виража задел крылом водную поверхность. Похоронен Евсюков в Петрограде на Смоленском кладбище.