Цепкие пальцы государства

Оценить
Они самым беспардонным образом забираются не куда-нибудь, а в наши с вами кошельки

Большинство российского населения не замечает снижения уровня своей жизни. По меткому изречению, кажется, Юлии Латыниной, россиянам холодильник скрестили с телевизором. В «ящике» – изобилие, в холодильнике – пусто, но люди предпочитают верить телевизору. Те наши граждане, кто еще не потерял под воздействием ТВ возможность хоть как-то мыслить, уверены, что жизненные осложнения вызваны коварной политикой США и Европы, происками Украины. Дмитрий же Киселев зомбирует зрителей утверждением, что временные – ну какие же еще! – трудности связаны со злокозненной мафией, и демонстрирует в подтверждение своих слов фото воров в законе, убитых два года назад.

Между тем усилия дорогих наших властей по ухудшению жизни граждан страны остаются в тени. Нет, мы вовсе не хотим утверждать, что они – власти – делают это намеренно. Отнюдь нет, но, что называется, приперло.

Гигантские и постоянно растущие – на будущий год на 500 миллиардов – военные расходы; траты на содержание Крыма; поддержание своих компаний, пострадавших от санкций, это требует всё новых трат, но денег нет. И в поисках средств государство всё глубже засовывает руку в карман обывателя. Но он к обоюдному счастью – своему и властей – этого не замечает.

Мы же попробуем рассказать о нескольких новациях, по причине которых каждый из нас станет намного беднее.

Больной удар по бензобаку

Не знаю, знакомят ли широкие массы с таким новшеством, как налоговый маневр. Если что и говорят, то граждане, должно быть, отмахиваются от всяких умностей вроде среднего уровня цен на топливо на российском внутреннем рынке, биржевые цены, цены внебиржевых сделок и уж вовсе загадочный нетбэк (экспортная цена за вычетом расходов на транспортировку и пошлин; это цена на рынке минус транспортные расходы, логистика и экспортные налоги).

Между тем суть налогового маневра проста. Она заключается в поэтапном (в течение трех лет) сокращении экспортных пошлин на нефть (в конечном итоге в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7–5 раз в зависимости от вида). Одновременно будет расти налог на добычу нефти (в те же 1,7 раза) и газового конденсата (в 6,5 раза).

Еще проще: наши нефтедобывающие компании и компании, торгующие углеводородным топливом, смогут подавать свою продукцию за рубежом дешевле, меньше платя государству. Рост же налога на добычи нефти и газа ударит прежде всего по внутреннему потребителю. Это признают и сами разработчики маневра. Налоговый маневр в нефтяной отрасли приведет к росту цен на бензин, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, но точных цифр не назвал. Он считает, что конкретный рост цен будет зависеть от того, какие решения примет Госдума. Как будто ГД способна на самостоятельные решения, да еще в такой важной сфере, как финансы.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов утверждает, что налоговый маневр вызовет ежегодный рост топливных цен на 1,8 рубля за литр.

Шаталов указал, что снижение экспортной пошлины с параллельным ростом налога на добычу нефти приведет к тому, что цена нефти на внутреннем рынке неминуемо вырастет из-за роста себестоимости добычи, и, стало быть, вырастут и цены на нефтепродукты, в том числе на бензин, дизельное топливо и авиационный керосин.

Попутно снижение экспортных пошлин и относительная дешевизна российских нефти и газа могут вызвать увеличение объема продаж, а это в свою очередь приведет к дефициту нефтепродуктов в России и опять же к росту цен для российских потребителей. По оценкам экспертов, рост цен на бензин может достигнуть 15 процентов, то есть 4–5 рублей за литр в зависимости от марки топлива. К тому же надо заметить, что уже в этом году в период январь – октябрь стоимость бензина А-93 повысилась почти на десять процентов. Это там, в загнивающей Европе, когда падает в цене нефть, дешевле становится бензин. У нас же наоборот. И не спрашивайте, почему.

Есть и еще один момент: рубль дешевеет и сохранять стабильность в нашей самой стабильной в мире стране не собирается. «Рубль находится практически в свободном плавании, границы бивалютной корзины будут «демонтированы» до конца года», говорит первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.

Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков отмечает влияние курса валют: «Нефть дешевеет в долларах, а бензин мы покупаем в рублях, – объясняет эксперт. – Причем рост розничных цен фактически еще не начался, – добавляет оптимизма аналитик: – С начала года оптовые цены выросли на 20 процентов, розничные их еще не догнали. По нашим прогнозам, среднегодовой рост цен на бензин (при условии сохранения существующих цен на нефть) составит 10–15 процентов в год».

Возникает вопрос: у нас нефтяные компании работают ради страны или вся страна работает ради процветания нефтяных компаний?

Ни пройти, ни проехать

Сначала, считаю, нужно сделать одно необходимое уточнение. Ни один уважающий себя моряк не скажет: я плаваю. Моряки считают, что плавает, сами понимаете что, а корабли – ходят. Никто из морских и речных волков не скажет: я приплыл в Роттердам или, скажем, в Ровное. Они скажут: мы пришли. И весьма возможно, что скоро речникам прийти куда-нибудь в порт назначения станет затруднительно. Или, если точно, обойдется в копеечку.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, который, похоже, становится главным специалистом по придумыванию новых способов выкачивания денег, предложил ввести платный проход судов по российским рекам. Журналистам в аппарате Дворковича подтвердили, что такое поручение Министерству транспорта давалось, но отказались сообщить подробности.

Правда, есть у нас Конституция, которая гарантирует гражданам свободу перемещения, но когда доллар стоит почти 45 рублей, уже не до таких мелочей, как основной закон. Но не лишним будет отметить, что около 75 процентов водных путей не имеют альтернативы. На проклятом Западе, который никак не сгниет вопреки прогнозам российского ТВ, как сделано? Пример, правда, не речной, но сухопутный. Платной дорога может быть только тогда, когда ей есть альтернатива. Вот в Испании, например, хочешь мчать чрез горный хребет по скоростной дороге с многочисленными тоннелями – езжай по платной дороге. Жалко тебе евро – есть бесплатная дорога, но уже без тоннелей, придется крутиться по горным серпантинам. Предлагают ли в аппарате г-на Дворковича какую-либо альтернативу? Понятно, что не предлагают, ибо ее не существует. Есть замена Волге как транспортной артерии (красивые слова из далеко прошлого, сейчас-то Волга – цепь обмелевших, заболоченных озер)? Есть альтернатива Енисею или Оби? Некий источник в министерстве транспорта пояснил журналистам, что участков, где можно было бы осуществлять коммерческое судоходство, на самом деле немного. То есть это тот самый случай, когда собирать будут рубль, а на содержание фискального аппарата будут тратить два.

Есть и другой вариант: брать со всех, и есть ли альтернатива, нет ее – дело десятое. В этом случае мы очень скоро ощутим в своем бумажнике чужие цепкие пальцы. В конечном итоге платить придется не владельцам пароходов, а конечному потребителю перевозимых товаров, то есть нам с вами.

Еще была знатная идея – сделать платным проезд через российские города. Причем размер платы отдать на откуп муниципалитетам. Подобным образом планировалось поддержать бюджеты на местах. Представляете, какая бы началась махновщина! Предположим, за проезд через условный Аркадак с вас бы брали червонец, а через опять же условный Новоузенск – рублей сто. Специалисты всерьез заговорили об угрозе феодальной раздробленности – примерно такой же, какая существовала в средневековой Европе. Может. По этой причине от идеи отказались. По крайней мере перестали обсуждать ее публично. Единственное, что осталось, – предложение ввести платный въезд в Москву.

Сейчас департамент транспорта столицы анализирует варианты платного въезда, на МКАД и Третье транспортное кольцо. В 2015 году начнется пилотный проект: плата за въезд на территорию «Москва-сити». Там отработают схему платного въезда, исходя из этого опыта, будут готовить нормативные акты – систему оплаты проезда, штрафы.

Такие деньги, что и платить их стыдно

Специалисты по поиску денег в стремительно беднеющей стране сначала добились значительного успеха, уведя у граждан их пенсионные накопления. Но поход на материнский капитал затормозился, по крайней мере вице-премьер Ольга Голодец заявила, что не позволит отменить выплаты материнского капитала. Пока придумали несколько новых налогов, например, на производителей программного обеспечения, ломают головы, как бы прижать работающих на дому. И вообще доскреблись до мышей.

Депутат Госдумы от либерально-демократической партии Ирина Чиркова предложила отменить пособие на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Если вы не помните, государство тратило на каждого подрастающего россиянина просто бешеные деньги – 50 рублей в месяц! По словам Чирковой, бюджет ежегодно тратит на это пособие 1,5 миллиарда рублей, притом что закладывается на него в 2,5 раза больше – 3,8 миллиарда. Причина: матери сами не хотят получать такое пособие – справок для него нужно много, а получаемой суммы и на один день содержания ребенка не хватает. Вот это по-нашему – денег на две буханки хлеба, зато справок три кило.

Понятно, что 50 рублей в семейном бюджете погоды не делают. С другой стороны, велик шанс, что отмена этого пособия вызовет немало критики: оно и так копеечное, и это последнее отбирают. Платить более высокую сумму государство не готово – надо нефтянку поддерживать.

Мы о Крыме почти не говорили, не хотели бередить раны. Хотя, несомненно, стоит привести мнение некоторых аналитиков, что именно присоединение Крыма стало спусковым крючком нынешней политической и экономической ситуации. Но не будем копать так глубоко. Поговорим о тех же копеечках. Минфин предложил правительственной комиссии по оптимизации лишить российских первокурсников академической стипендии в первом семестре, а сэкономленные средства передать крымским университетам. Ну и правильно, чего первокурсникам платить, не доросли еще до стипендий. Крымские же студенты априори лучше наших и более достойны стипендий.

Но министерство финансов в своем порыве на этом не останавливается. Больше того, там решили покуситься на святое – программу «5/100». Смысл этой немудреной формулы в том, что пять российских вузов должны войти в рейтинг ста европейских. Последние рейтинги высших учебных заведений показали позорное, иначе и не скажешь, наше отставание. Сначала хотели пойти проторенным путем – создать свой рейтинг и там сто мест из ста достались бы российским вузам. Почему мы говорим, что проект «5/100» – дело святое? Он был благословлен самим Путиным. И тут Минфин предлагает, во-первых, сократить финансирование всей программы, во-вторых, уменьшить число участвующих в ней университетов – с пяти до трех. В таком случае экономия составит 17, 5 миллиардов рублей, изъятие стипендии у первокурсников позволит сберечь еще 8,5 миллиардов. Конечно, это не деньги, которые способные помочь Роснефти или Газпрому, но всё же. Миллиард триллион бережет – так, наверное, надо говорить в современных условиях.

И напоследок если не о смешном, то о странном. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов предложил россиянам сброситься на реализацию закона о химической кастрации педофилов. Закон этот принят еще в 2011 году, но не исполняется – денег нет. Астахов считает, что россияне готовы поделиться своим заработанным рублем, стоит «только бросить клич». О своем личном участии в финансировании закона г-н Астахов смолчал.

Интересная у нас вообще-то страна: чтобы исполнить закон, гражданам предлагают сброситься по рублю стипендии одним студентам платят за счет других. По рекам, на манер челнов Стеньки Разина, будут плавать фининспекторы и собирать дань. Короче, сплошной «Сарынь на кичку» и цепкие пальцы государства в почти пустых карманах граждан.