Не хватило материальной помощи

Оценить
Малый бизнес Саратовской области снова зафиксирован на уровне чуть выше нуля

С малым бизнесом у нас в области беда. По такому важному показателю, как количество малых предприятий в расчете на одну тысячу населения, Саратовская область занимает позорное девятое место среди регионов Приволжского федерального округа. Показатель этот, по последним официальным данным, составляет чуть больше 12 предприятий. За год мы хотим улучшить результат почти в три раза. И отчитаться по итогам 2014 года почти о 35 предприятиях на каждую тысячу человек. Об этом говорится в недавнем докладе о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области.

Учить можно. Но лучше давать деньгами

Сразу оговоримся, что доклад итожит данные 2013 года. Региональный министр экономического развития Владимир Пожаров объясняет это тем, что официальная статистика поступает в министерство только в конце августа. А потом еще ее надо обобщить и проанализировать, или, как говорит, министр «интерпретировать и скомпоновать». «Формат задан федералами. И по сути это не доклад, а отчет об использовании мер господдержки в 2013 году», – поясняет Владимир Пожаров. И вот если всё время помнить об этой задаче министерства, то получается занимательный вывод: поддержку мы, может быть, в Саратовской области и неплохо использовали. Только вот была она совсем смешной. И никакого существенного влияния на малый бизнес в регионе не оказала.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства бывает разной. Можно консультировать бизнес. Можно убирать какие-то барьеры. Даже бюджетная поддержка не однозначна. Потому что бюджетные деньги можно потратить, например, для организации технического центра коллективного обслуживания, закупив для него высокотехнологичные 3D-принтеры. Или организовать бизнес-инкубатор, по сути оплачивая десяткам новоиспеченным предпринимателей услуги бухгалтера-консультанта, юриста, системного администратора. Но больше всего и предприниматели, и представители власти радуются простой финансовой поддержке в виде субсидий и грантов. Эти деньги, положим, даются не просто так. Нужно написать хороший бизнес-план, принести кучу бумаг в министерство или в управление районной администрации и потом отчитаться об использовании господдержки бумагами с печатями. Но всё равно деньги – это та реальная помощь, которую получатель, радостно потирая руки, чувствует и которая греет тех, кто эти деньги распределяет. «Дал ведь, – думает, наверное, всякий раз какой-то конкретный чиновник. – Мог бы и не дать. А дал».

Не хватило материальной помощи
Наиболее востребованные меры поддержки. Источник: мониторинг Общественной палаты РФ

Теперь перейдем к цифрам. 1753 субъекта малого и среднего предпринимательства получили в 2013 году государственную поддержку по линии саратовского министерства экономического развития и инвестиционной политики области. Из них только 440 субъектов – финансовую.

390,4 млн рублей направлено на финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Сколько в них субсидий и дотаций, сразу не понять. Зашифровано. Большую часть этих денег составили средства федерального бюджета. Почти 300 миллионов пришли в Саратовскую область из Москвы. А в Республику Татарстан – более миллиарда рублей. А в Республику Мордовия – почти полмиллиарда. Надо понимать, что нет вообще-то каких-то нормативов финансирования по численности населения или по числу существующих предприятий. Есть закон, по которому, сколько регион найдет на поддержку малого бизнеса, столько федеральный центр утроит, если я не ошибаюсь. Вот Саратовская область нашла в 2013 году 86 миллионов.

В докладе сказано, что получателями финансовой поддержки (ближе к концу доклада выясняется, что речь идет о 171 млн рублей) создано 1483 новых рабочих места, сохранено 3500 рабочих мест. Возможно, это следует из отчетов одаренных госденьгами предпринимателей, которые брали на себя обязательства по штатной численности работников. Но я абсолютно убеждена, что нельзя валить в ту же кучу с результатами работы этих 400 счастливчиков из числа предпринимателей данные о том, что «в экономику малого и среднего предпринимательства привлечено 1,96 млрд рублей внебюджетных ресурсов». Это про кредиты идет речь? Тогда это не гордость. Про инвестиции? Тогда получается, что 400 отобранных по конкурсу предпринимателей не особо и нуждались в финансовой поддержке, если они могли за год вложить в свое производство по 5 миллионов рублей.

Не хватило материальной помощи
Размер выделенных субсидий на софинансирование программ поддержки МСП по ПФО

Что будет с поддержкой по итогам 2014 года, пока не понятно. «Просьба учитывать, что господдержка последняя приходит в декабре, – предупредил Владимир Пожаров. – Вот мы лишь в октябре объявили конкурсы, потому что федеральные деньги только пришли. В лучшем случае деньги победителям мы начнем выдавать в конце ноября в начале декабря».

То ли не верят, то ли боятся

В 2013 году среднесписочная численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) области составила почти 110 тысяч человек. Это ниже уровня 2012 года на 12,5%. При этом если взять за 100 процентов численность работников малых предприятий в Приволжском федеральном округе, то наша саратовская доля будет меньше 5%! Наибольшая доля данного показателя в Нижегородской области – выше 15%, чуть не дотягивает до нижегородцев Татарстан (14,4%), но в затылок им дышит Республика Марий Эл (13,1%). Легко подсчитать, что на долю этих трех регионов приходится почти половина всех небольших предпринимателей округа, которые не боятся прыгать в бурные непредсказуемые воды российского бизнеса. Если прибавить к ним еще и Самарскую область, с процентом больше 10, то получится, что оставшемуся десятку регионов что-то системное мешает весело танцевать кадриль с бизнесом.

Данные по уровню средней заработной платы на малых предприятиях в Саратовской области разгадки не дают. Уровень этот в 2013 году составил более 12 тысяч рублей. В докладе не оговаривается, что используются какие-то расчетные цифры, так что, скорее всего, это официальная зарплата. Практически в два раза выше, чем минимальная в регионе. Соответственно, на эту наживку вполне могли откликнуться обычные саратовские люди. Но не больно-то побежали.

Не хватило материальной помощи

Не хватило материальной помощи

Основной негативной тенденцией в сфере развития предпринимательства 2013 года стало снижение за 12 месяцев более чем на 10 тысяч количества индивидуальных предпринимателей. Составители доклада связывают исход предпринимателей с увеличением размера страховых отчислений более чем в два раза с 1 января 2013 года. Усиление нагрузки для пополнения внебюджетных фондов придумали для ИП не региональные власти. Ответственность за это вообще-то лежит на законодателях из федерального центра. Но расхлебывать «страховой маневр» приходится, как видим, областному уровню. «Аналогичная ситуация наблюдалась по всей России. За 2013 год количество предпринимателей России, прекративших деятельность, составило 500 тыс. человек», – успокаивают сами себя авторы саратовского отчета.

В 2013 году на поддержку российского малого и среднего бизнеса было выделенно 50 млрд рублей. Получить поддержку смогли 3% предпринимателей.

Владимир Пожаров, министр экономического развития в правительстве Саратовской области, на мой вопрос, есть ли в федеральном правительстве понимание необходимости создания усиленной антикризисной программы господдержки малого бизнеса, не знает, что и ответить. Потом говорит, что вот так прямо про антикризисную программу он не слышал. Но уверен, что в Москве понимают, что малый бизнес желательно подбодрить. В региональном министерстве с большой надеждой ждут федеральные документы с оформленным обещанием установить налоговые каникулы сроком на два года для начинающего бизнеса. Единый социальный налог для этих же субъектов предпринимательства тоже обещают установить всего 17-процентным.

Еще из Федерации обещано дать высочайшее разрешение на то, чтобы те по сути индивидуальные предприниматели, у которых нет наемных работников (няни, репетиторы, помощницы по дому), не регистрировались как ИП. И чтобы эти самозанятые люди, в прошлом зачастую учительницы, просто покупали патент. Владимир Александрович говорит, что его не смущает, что формально человек не будет субъектом малого и среднего бизнеса. «Он же выйдет из тени все равно. Заплатит небольшую сумму в бюджет и будет себя чувствовать более защищенным», – говорит министр Пожаров. И уточняет, что все надежды могут рассыпаться в прах, если из Федерации не придут бумаги, если здесь в регионе их не успеют одобрить и до 1 декабря опубликовать все условия и условности. Не успеют новшества спуститься по вертикали в срок, значит не будет в 2015 году радостных новостей в предпринимательской жизни.

Говорю министру, что, может, их не будет и потом. Потому что вот уже идут разговоры про то, чтобы сильно снизить цифры оборота, дающего права на упрощенную систему налогообложения. «К тому, что внесли по «упрощенке», отношение у нас неоднозначное. Сейчас – до 60 миллионов оборот – можешь переходить на «упрощенку». И вот хотят регионам предложить уменьшить этот оборот чуть ли не в 10 раз, до шести миллионов. Больше оборот – переходите на общую систему налогообложения. «Это неправильно, с моей точки зрения, – говорит министр Пожаров. – Потому что это дополнительная нагрузка на бизнес не только налоговая, но и административная. По «упрощенке» самому можно вести бухгалтерию, а в общей системе вылезает и НДС, и прибыль, и многое другое. Это серьезная нагрузка для малого бизнеса. Она не нужная абсолютно. Инициативу Москва лоббирует. Если ей это зачем-то нужно, ну бога ради. Но наше министерство будет возражать. Мы-то лоббируем, чтобы убрать вообще сроки с «упрощенки», которой на сегодняшний день отведена жизнь до 2018 года. Мы считаем правильным, чтобы остались и «вмененка», и «упрощенка», и патенты».

Кстати, по данным из доклада, в 2013 году объем налоговых поступлений субъектов малого предпринимательства области со специальными налоговыми режимами составил 3,5 млрд рублей. И две трети налоговых платежей приходятся именно на «упрощенку».

Фонды тоже кому-то помогли

К инструментам господдержки относятся еще и фонды. В Саратовской области интерес представляют Фонд микрокредитования и Гарантийный фонд. В 2013 году Фондом микрокредитования было получено 152 заявки на предоставление микрозаймов. Удовлетворили 120 заявки на 67 млн рублей. Наибольший объем микрозаймов был предоставлен предприятиям торговой отрасли. Скорее всего, основной объем просроченной задолженности по выданным микрозаймам приходится тоже на них. По состоянию на конец 2013 года она составила 6,5 млн рублей, или почти 10% от всего портфеля займов.

Не хватило материальной помощи
Источник: мониторинг Общественной палаты РФ

Гарантийный фонд создан в 2007 году. Первоначально в него закачали 75 млн рублей (30 – из областного бюджета, 45 – из федерального). Смысл работы Фонда в предоставлении гарантий по возврату половины кредита, взятого субъектами малого и среднего предпринимательства в коммерческих банках. За пять лет деятельности Фонд предоставил почти четыре сотни гарантий на общую сумму 626 млн рублей. В 2013 году уставный капитал Гарантийного фонда был пополнен средствами областного (7 млн рублей) и федерального (28 млн рублей) бюджетов. Это позволило в 2013 году предоставить малому бизнесу 73 поручительства на общую сумму 185 млн рублей.

В разрезе банков общий портфель выданных поручительств в 2013 году выглядит следующим образом:

Каждый может рискнуть обжечься и понять, по плечу ли ему предпринимательство

На мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан в 2013 году направлено 16,3 млн рублей. Финансовую помощь на открытие собственного дела из средств областного бюджета получили 266 безработных граждан. Средняя сумма субсидий составила 60,2 тыс. рублей. Среди общего количества граждан, организовавших собственное дело, каждый третий проживает в сельской местности, каждый пятый – молодой человек в возрасте до 29 лет. Финансовую помощь получили 16 инвалидов, 12 граждан предпенсионного возраста, 27 человек из категории многодетных и одиноких родителей, 2 выпускника учебных заведений.

В Аркадаке на эти 60 тысяч открыта балетная школа, где проходят занятия по хореографии с детьми и взрослыми. В Саратове организована детская группа неполного рабочего дня «Яблочко», где малышей в возрасте от двух до шести адаптируют к условиям детского сада. Но больше всего составителям доклада, похоже, нравился пример про то, как в 2011 году безработная открыла в Саратове кафе «Ночной город». Организовала рабочие места, на которые приняла безработных граждан подсобными и кухонными рабочими. А в 2012-м и 2013-м годах новоиспеченная предпринимательница взяла на вооружение программу временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и, получив дотации, приняла на временную работу двух инвалидов диспетчерами на телефон. По программе оснащения рабочих мест для инвалидов, одиноких родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, оснастила рабочие места для вышеперечисленных категорий граждан и трудоустроила пять человек. В 2013 году шесть инвалидов, обратившихся за содействием в трудоустройстве в службу занятости Ленинского района, были трудоустроены в этом кафе на должности администратора, специалиста по оформлению зала, помощника повара, оператора системы видеонаблюдения, бармена.

Безработная из Балаковского района открыла собственное дело в сфере издательской деятельности, занялась издательством журнала для всей семьи «Сердолик». Безработный инвалид из Саратова открыл мастерскую по ремонту обуви «Туфелька».

Не хватило материальной помощи
Количество малых предприятияй на одну тысячу населения по регионам ПФО

Миссия обозначена, но вряд ли выполнима

Развиваться предпринимательству в Саратовской области мешают административные экономические и организационные барьеры. Через запятую в докладе перечислены и другие напасти. Среди них недостаточность финансовых ресурсов на начальном этапе деятельности и низкий уровень заинтересованности населения, в том числе молодежи, к ведению предпринимательской деятельности.

Как с этим бороться, по большому счету не очень понятно. Потому что поставить в программы плановые цифры побольше тех, что достигли в предыдущий период, никто не запретит. Но какой-то новый революционный подход в отдельно взятой области вряд ли применишь.

Но в заданном формате предписано ставить задачи. И потому министерство по­обещало в 2014 году довести поступление налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства со специальными режимами налогообложения до 3,6 млрд рублей. Увеличить оборот продукции и услуг малых предприятий почти вдвое. Увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения области до 34,5. Довести долю продукции, произведенной малым бизнесом, до 28 процентов от общего объема валого регионального продукта. Как сейчас помню, что, заступая в должность губернатора, Павел Леонидович Ипатов обещал очень быстро довести эту долю до 25 процентов. А она как болталась в районе 15 в лучшем случае, так и болтается.

В разрезе банков общий портфель выданных поручительств в 2013 году выглядит следующим образом:

Наименование банка Общее количество поручительств Общая сумма поручительств, тыс. рублей Общая сумма кредитов, тыс. рублей
1 Сбербанк 23 47 739,6 127 300,0
2 ОАО Банк «Открытие» 10 31 377,4 88 160,0
3 ОАО «Банк Москвы» 7 16 050,0 81 480,0
4 АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) 9 29 680,0 73 753,3
5 ОАО «Промсвязьбанк» 6 10 805,0 37 200,0
6 ОАО «НОМОС-БАНК» 4 11 550,2 32 938,5
7 ЗАО «Банк Интеза» 3 13 469,0 36 600,0
8 КБ «ЛОКО-Банк» (ЗАО) 1 7 500,0 17 000,0
9 ОАО «АИКБ «Татфондбанк» 1 6 481,3 9 000,0
10 КБ «Юниаструм банк» (ООО) 1 4 000,0 8 130,0
11 ОАО «Балтинвестбанк» 1 2 000,0 4 000,0
12 НО «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринима-тельства в Саратовской области» 4 1 277,7 3 290,0
13 ОАО Банк «Петрокоммерц» 2 1 410,0 2 900,0
14 ОАО КБ «Стройкредит» 1 1 174,8 1 780,0
Итого 73 184 515,0 523 531,8