Люди спорят, трубы рвутся

Оценить
В Саратовской области, похоже, не услышали президента

Техническое состояние сетей саратовского водоканала подошло к критической черте. Об этом на минувшей деле заявил заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. По его словам, в этом году аварий на трубопроводах стало больше вдвое, чем, например, в прошлом. Однако проблема, требующая срочного решения, по-прежнему висит в воздухе. Конкурс среди концессионеров, намеченный на сентябрь, так и не состоялся. Споры с правительством области по поиску оптимального способа решить проблему городского водоканала продолжаются.

Накопили сотню

Тему саратовского водоканала Федотов поднял в ходе брифинга, посвящённого вхождению города в отопительный сезон. По его словам, ситуацию на муниципальном предприятии «Саратовводоканал» можно назвать стабильной только с финансовой точки зрения. По крайней мере говорить о том, что предприятие на грани остановки, нельзя. Вопросы по его задолженностям перед энергопоставщиками урегулированы. А вот с технической стороны всё плохо. Как отметил Дмитрий Федотов, срок эксплуатации тех сетей, что были положены в 60–70-х годах прошлого столетия, давно исчерпан.

«Мы каждый год сталкиваемся с проблемами при вхождении в отопительный сезон. Идёт неравномерное промерзания грунта, трубы двигаются и рвутся, – объясняет Федотов. – Это происходило всегда, но в этом году ситуация складывается значительно хуже, чем в прошлом, например».

В прошлом октябре, по словам заместителя главы администрации, фиксировалось порядка ­30–40 повреждений в день, и ремонтные службы Водоканала успевали латать порывы в трубопроводах в нормативные сроки. В сентябре текущего года фиксировалось уже по 50–55 аварий в день, и ремонтные бригады физически не успевают исправить всё.

«В первую очередь ликвидируются самые крупные и важные аварии – с большим изливом или большим количеством отрезанных от водоснабжения людей, – говорит Дмитрий Федотов. – Мелких аварий не касаются неделями. Они, естественно, накапливаются, и на сегодняшний день у нас насчитывается уже свыше 130 таких переходящих аварий».

Работа по ним ведётся, уверяет замглавы, но медленнее, чем хотелось бы. Хотя есть намерение довести количество ежедневных аварий к среднесуточному показателю уже к зиме. Правда, для этого нужно ликвидировать порядка 100 повреждений.

«Будем, наверное, принимать какие-то экстренные меры, – говорит Федотов. – Муниципалитет понимает сложность ситуации и нашёл возможность выделить дополнительные средства, около семи миллионов рублей, на то, чтобы закупить аварийный резерв – муфты, хомуты, то есть то, с чем можно работать зимой. Но в полном объёме это проблему не решает. Нам нужно не менее 300 миллионов год на перекладку тратить. А иначе ситуацию будет трудно удержать. Мы пытаемся что-то найти в небогатом, к сожалению, муниципальном бюджете, ведём переговоры с правительством области, и возможно, в этой ситуации всё-таки будет рассмотрен вариант государственно-частного партнёрства».

То за, то против

Напомним, что ещё летом вопрос о передаче саратовского водоканала в концессию казался решённым. Дмитрий Тепин, областной министр строительства и ЖКХ, да и Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова, говорили о том, что в сентябре будет проведен конкурс среди концессионеров. Желающих взяться за решение проблем водного хозяйства Саратова было немало.

«Потенциальные концессионеры – это не банки. Это именно управляющие организации, которые умеют работать в такой сфере бизнеса. Есть крупные организации, которые управляют и в Москве, и Питере, и в Ростове», – говорил на пресс-конференции в августе министр Тепин. Тогда же он пояснял, почему саратовским властям так трудно даётся решение о передаче Саратовводоканала в частные руки и почему так долго они с этим решением тянут.

По словам Тепина, концессионный договор должен быть очень и очень чётким и выверенным, потому что, подписав документ, срок действия которого составит 25–30 лет, внести поправки в него будет невозможно. При этом министр говорил о сложности создания такого документа, который бы удовлетворял всех – и власть, и инвестора, и население с точки зрения тарифов. Но министр заверял, что юристы правительства над таким документом работают.

В сентябре настроение минЖКХ области резко изменилось. Дмитрий Тепин в ходе одного из рабочих совещаний на тему саратовского водоканала выступил против передачи водного хозяйства областного центра в концессию. Он объяснил это тем, что в ряде регионов России привлечение концессионеров завершилось печально – невыполнением обещаний, увеличением тарифов и прочими неприятностями. Теперь он утверждал, что на рынке нет таких игроков, которые действительно вкладывают деньги в реконструкцию и модернизацию подобных объектов. Все вложения осуществляются за счёт увеличения тарифов для конечных потребителей, то есть вытягивают последнее из населения. Против концессии высказались и другие члены правительства области. В том числе заместитель председателя саратовского правительства Павел Большеданов.

Теперь региональные чиновники предлагают муниципалитету рассмотреть вариант передачи водоканала в областную собственность. В этом случае, мол, инфраструктурный объект будет финансироваться из средств областного бюджета. Но такая альтернатива не устроила городскую власть. Споры на эту тему между администрациями региона и города продолжаются до сих пор.

Пора определяться

Дмитрий Федотов в ходе своего брифинга на минувшей неделе отметил, что вопрос на самом деле очень сложный, и решить его с кондачка невозможно.

«Если это концессия, то это как минимум 25–30 лет. Если это бюджетное финансирование, то должна быть серьёзная детальная программа, а не разовое выделение денег. Сейчас все эти вопросы обсуждаются в рамках дискуссии с правительством. И есть разные мнения. Кто-то считает, что концессия – это риски, кто-то считает, что, наоборот, это тот магистральный путь, который позволит привлечь необходимые деньги, – говорит Федотов. – Думаю, мы в конце концов придём к какому-то общему решению и начнём уже действовать. Лично я считаю, что система водоснабжения и водоотведения являются, в общем-то, стратегическим жизнеобеспечивающим ресурсом, и желательно, чтобы они оставались в руках муниципалитета. Переход под управление государства логичен только при условии, что у государства есть такая финансовая возможность. Если такой возможности нет, а система настойчиво сигналит о критической точке, стучится к нам в виде порывов и протечек и говорит «Ребята – перекладка!», а перекладка – это деньги, то, значит, надо искать другие варианты. Стараясь по максимуму сохранить за муниципалитетом возможности влияния на ситуацию. Концессия – это всё-таки не приватизация и даже не аренда. Концессия – это более контролируемый механизм без перехода права собственности. Если бы были деньги в бюджетах, правильней было бы выделять средства из них и модернизировать водоканал. Но требуется ведь 10 миллиардов рублей только на модернизацию существующих сетей и сооружений. Без новых подключений. А бюджет Саратова при этом всего 14 миллиардов».

Решайтесь, центр поможет

Заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Андрей Чибис в ходе своего недавнего визита в Саратовскую область тоже высказался в пользу привлечения частного капитала к решению инфраструктурных проблем. Он заявил, что все споры о пользе или вреде концессионных соглашений местным властям пора прекратить. Прежде всего, потому что президент дал чёткое поручение передать все неэффективные предприятия в концессию. Открыто и на конкурсной основе.

Кроме того, по словам Чибиса, сомнений в приоритете концессии не должно возникать ещё и потому, что ЖКХ сегодня является одним из самых инвестиционно привлекательных сегментов, ежегодный оборот которого составляет 4 триллиона рублей. (Больше нашего фонда национального благосостояния!)

«Мы уже подготовили совершенно другую новую нормативную базу, которая гарантирует возврат вложенных инвестиций при концессионном соглашении, долгосрочные тарифы, чёткие целевые показатели, которые будут видеть потребители и знать, за что они платят», – заявил федеральный чиновник. Он отметил также, что уже есть решение, согласно которому до конца года каждый губернатор должен утвердить чёткую дорожную карту развития ЖКХ в своем регионе. Наличие этого плана даст регионам возможность получения поддержки из федерального центра.

«Мы запускаем работу Центра государственно-частного партнерства Минстроя, чтобы помочь субъектам реализовать проекты концессионного конкурса и дать потребителю гарантию, что инфраструктура останется в муниципальной собственности. Даже если у концессионера возникнут какие-то финансовые проблемы, то инфраструктура будет городской, и в этом случае потребитель всегда защищен, и у муниципалитета никто не уведет имущество, – сообщил Чибис. – Кроме того, введено долгосрочное регулирование совокупного платежа. Это вид ограничения, в рамках которого фиксируется рост цены, что не позволит тарифам на водоснабжение, например, расти в случае передачи коммунального предприятия в концессию. До 2019 года уровень платы не превысит уровня инфляции».