Саратов – город маршруток?

Оценить
Никто ни в коем случае не будет думать о какой-то непонятной прибыли какого-то перевозчика

После монетизации льгот на общественном транспорте в Саратове может начаться сокращение количества большегрузных автобусов. На узких улочках нашего города такой транспорт неуместен, поэтому заменить автобусы планируется маршрутками. Это мнение начальника отдела по благоустройству и транспорту комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Александра Куликова. О проблемах дорожного движения в Саратове он говорил в минувший вторник на пресс-конференции.

Есть желания, но мысли нет

– Надо учитывать условия перевозки в старой части нашего города, – пояснял Куликов. – Посмотрите, как тяжело большие автобусы поворачивают на улице Чернышевского. Они едут по более-менее нормальной широкой полосе и сворачивают на Московскую, на зажатом перекрёстке им очень тяжело вписываться.

По словам чиновника, хотя автобусы вместимостью более 80 человек перекрывают улицы и мешают участникам дорожного движения, «тем не менее объективная потребность в них есть». Александр Куликов пояснил, что согласно действующему законодательству микроавтобусы не могут делать скидки гражданам, обладающим льготами на проезд в общественном транспорте. Но возможно, ситуация разрешится после монетизации льгот, о которой до недавнего времени велось много разговоров. «Тогда уже будем говорить о замене этих автобусов», – сделал прогноз чиновник, добавив, что пока отменять большие автобусы «даже мысли нет».

Александр КуликовСлова Куликова вызвали некоторые возражения журналистов. Они начали говорить, что маршрутки, наоборот, не справляются со своей работой: поместиться в них может совсем небольшое количество людей, поэтому утром уехать на них крайне сложно. Кроме того, микроавтобусы менее комфортны и, по некоторым данным, недостаточно безопасны. «Я на вашей стороне буду стоять, если масштабы городских улиц позволят свободно перемещаться автобусам», – в свою очередь ответил чиновник. И тут же пояснил, что согласно анализу поступающих в администрацию сообщений (в том числе на специализированную горячую линию), большая часть горожан «за автобусы средней вместимости (25–45 мест); не малой, не повышенной, но средней».

Что касается сравнительной безопасности большого и маленького автобуса, то это, по словам Куликова, вопрос «очень расплывчатый»: «В зависимости от чрезвычайной ситуации, которая может случаться на транспорте, эвакуация через определённое количество дверей большого и маленького количества пассажиров – это, согласитесь, две разные вещи».

Непрогнозируемый поток

Почему в городе так сложно уезжать утром на учёбу или работу, а после рабочего дня возвращаться домой? В это время все автобусы и маршрутки, как правило, переполнены. Не означает ли это, что в Саратове банально не хватает общественного транспорта? Об этом спрашивали городского чиновника журналисты. А он утверждал, что «здесь объективно оценить очень сложно».

По словам Александра Куликова, мониторинг загруженности городского транспорта показывает плавающие показатели. При этом машины загружены только в часы пик утром и вечером, а в другое время, наоборот, не востребованы, но всё равно обязаны ходить по расписанию: «Есть обязательства договорные: если это количество не будет на маршруте, ты мы имеем право заявлять претензию». В связи с этим у владельцев маршрутных такси и автобусов не остаётся выбора, кроме как подбирать оптимальное количество машин, чтобы не уйти в убыток. На вопрос о том, не лучше ли тогда сделать плавающую планку платы за проезд (в часы пиковой наполняемости – дешевле, в моменты невостребованности – дороже) или дать возможность перевозчикам менять количество машин в течение дня, чиновник ответил так:

– С удовольствием бы это делали, но действующее законодательство – и федеральное, и субъектов – не позволяет это осуществить. Есть чёткие нормативы, и они должны быть выполняемы. Конечно, они регулируют график движения, перевозчикам даётся такое право. Но днём значительно снижать его нельзя, потому что возникают всякие проблемы. Даже если 5–6 человек на одной остановке, а транспорта долго нет, это уже конфликт, и нам эти конфликты не нужны.

В продолжение темы чиновник рассказал историю о большом количестве нареканий от жителей посёлка Юбилейный по работе автобусов на 90-м маршруте: «То он перегружен, то его нет... Я подъехал на конечную Юбилейного, время – 8–10 утра. Стоит маршрутное такси, идущее на политех. Водитель отъезжает, в салоне четыре человека. Я поехал за ним. Ещё двое подсели, итого шесть. Он везёт воздух. А мне страшные вещи рассказывают: мы вываливаемся, мы набиваемся как селёдки в бочке, студенты бедные наши висят на подножках».

В ответ Куликову пояснили, что студенты едут на занятие к 8:00 или 09:45, и он, видимо, просто попал в незагруженный промежуток. «А что мешает разумно сесть, приехать пораньше, зайти в библиотеку, почитать материалы какие-то перед занятиями?» – нашел что возразить чиновник. По словам Куликова, этим примером он хотел показать, что транспортный поток в городе сложно спрогнозировать.

Московские интересы

Невероятно медленное движение автобусов на улице Московской не только неудобно жителям, но и рождает массу домыслов – якобы ездить с низкой скоростью перевозчикам разрешено специально, чтобы дать возможность ставить на рейс как можно больше машин и тем самым увеличивать прибыль. Отвечая на этот вопрос корреспондента «Газеты недели», Куликов пояснил следующее: «Это не совсем верное мнение. Никто ни в коем случае не будет думать о какой-то непонятной прибыли какого-то перевозчика, и в их интересах обеспечивать такие условия. Наша цель – обеспечить безопасность перевозки пассажиров и безопасность дорожного движения на улицах города». Куликов утверждает, что проблема заключается в том, что большое количество автобусов пригородного сообщения Саратов – Энгельс работают в «ущерб нашему городу»:

– На сегодняшний день ни одна схема движения этих автобусов с муниципалитетом Саратова не согласована. Это неправильно. Дорога наша, а ездят по ней как хотят. Мы пытались на законодательном уровне эту ситуацию изменить, однако на сегодняшний день закон таков, что позволяет им это делать без согласования с нами. Такие автобусы работают по графику, утверждённому правительством Саратовской области.

Чиновник добавил, что «при такой загрузке «секунда – автобус» с большей скоростью невозможно ехать», и именно со скоростью потока по Московской вынуждены двигаться и внутригородские саратовские автобусы. По словам Куликова, сейчас с региональным правительством прорабатывается вопрос по перемещению энгельсских маршрутов на другие улицы (например, улицу Соколовую).

Саратов – город маршруток?

Стой, но плати

– В ближайшем будущем мы постепенно будем приходить к тому, чтобы значительно ограничивать нахождение легкового транспорта на улицах в центральной части города, – сообщил Куликов. – Но для этого сначала наша цель и задача – создать альтернативу людям, то есть перехватывающие парковки.

По словам начальника отдела по пропаганде городского ОГИБДД Юрия Сухорукова, платные парковки планируется организовать в границах улиц Кутяковой, Рабочей и Астраханской, а также на набережной Космонавтов и на Привокзальной площади. Ориентировочно количество новых парковочных мест составит 2–3 тысячи.

В самом центре города уже в следующем году планируется взимать плату за стоянку легковых авто. По словам Куликова, около 75 процентов стоящих в центре машин оставлены гражданами на время рабочего дня или припаркованы теми, у кого нет возможности оставить машину во дворе собственного дома. Взимание платы должно помочь очистить обочины центральных улиц. Подобные меры уже показали свою эффективность в Москве и других городах. Для учёта времени и приёма оплаты в центре города планируется установить паркоматы, автоматически считывающие номера. «Выезжает человек – должен оплатить. Если он не оплатил, ему по почте так же, как на штраф ГИБДД, придёт соответствующее извещение. Не оплачивает – судебный пристав...» – рассказал Куликов. При этом чиновник пояснил, что целью в данном случае будет вовсе не зарабатывание денег. Поэтому цены на парковку будут минимально возможные «для содержания всего этого хозяйства». Социальные льготы и интересы людей, проживающих в соседних домах, конечно же, будут учитываться.

 


[кстати сказать]

Денис ЖабкинДенис Жабкин, ведущий популярного блога о Саратове:

УЛИЦЫ САРАТОВА ШИРОКИЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ЕВРОПЕЙСКИМИ ГОРОДАМИ

– На скорость потока по Московской количество энгельсских автобусов влияния не оказывает. Это неоднократно было доказано исследованиями областного министерства транспорта. Попытка убрать все энгельсские маршруты с улицы негативным образом скажется на жителях Энгельса. Раз Московская перегружена, совершенно нелогичным является утверждение схемы движения маршрутного такси № 3 по этой улице с прошлого года.

На самом деле скорость движения по выделенной полосе умышленно тормозится водителями автобусов, с которыми уже 10 лет никто не может ничего сделать. Они специально едут очень медленно, стоят на остановках долго, останавливаются за много метров до остановки и в неположенных местах, подбирая голосующих. Часть остановок необходимо вообще сократить, так как оно превышает количество остановок в обратную сторону. Сами водители автобусов оправдывают это тем, что им надо наполнить салон, чтобы получить деньги поверх ежедневно сдаваемого хозяину плана. Достаточно сесть в автобус поздним вечером, чтобы убедиться, что абсолютно пустая Московская никак на скорость «черепашьего бега» не влияет. Можно предположить, что попытка убрать энгельсские автобусы – не что иное, как лоббирование частных саратовских перевозчиков, так как муниципалитет уже давно не зарабатывает на этой улице.

А по поводу габаритов автобусов: центральные саратовские улицы, если их сравнивать с улицами в центре многих городов Европы, достаточно широкие. Особенно Московская и Чернышевского. Но в Европе автобусы большой вместимости умудряются ездить даже по однополосным улицами, зажатым домами и усложнённым непростым рельефом местности. И автобусы всё равно ходят чётко по расписанию. И в Саратове в советское время малых автобусов на городских маршрутах было не встретить. А ЛиАЗы-667 на 21-м маршруте в советское время разъезжались на такой узкой улице, как Новая 9-я Линия.

С тех пор как в Саратове в маршрутках разрешили перевозить стоячих пассажиров, в часы пик количество людей, утрамбованных в «форды», «мерседесы» и «пежо», превышает все допустимые нормы. Это повышает рентабельность маршрутки. При падении пассажиропотока водители просто съезжают с маршрута, чтобы не ездить с полупустым салоном.