Плывите туда, не знаю куда
Очередное предложение освободить правый берег в районе продолжения строительства новой набережной владельцы маломерных судов получили 17 октября. Администрация Саратова предложила лодочникам переместить свои суда на Зеленый остров. За место на правом берегу владельцы лодок борются с 2009 года.
Лодочники – не народ?
Именно тогда стало известно, что новую набережную предполагается строить на «месте бывших лодочных баз». Как поясняет директор лодочной базы «Оптимист» Николай Сизов, тогда существующие лодочные базы посчитали «бывшими». Николай Владимирович вспоминает, что в социалистические времена место под лодку было одним из козырей предприятий в привлечении на работу перспективных молодых кадров. Обещали квартиру и место на стоянке. Территории под базы выделялись заводам решением горисполкома. Инфраструктура создавалась постепенно на средства лодочников и при помощи предприятий. Теперь владельцы плавсредств мешают строить набережную для народа. Что лодочники не худшая часть этого народа, никому не интересно.
Строительство новой набережной от улицы Вольской в сторону Заводского района пробуксовывает. Владельцы лодок согласны на переезд на новое место, но для этого необходимо создать инфраструктуру, благоустроить места новых стоянок. Всего между улицами Вольской и Большой Садовой расположено 17 баз. Около 2000 лодок. За каждой – семья, не представляющая своей жизни без отдыха на Волге.
Среди лодочников 70 процентов людей пенсионного возраста. Как в былые времена, скидываться и строить всем миром эстакады и заборы, углублять дно в районе баз у них уже не получится. Вот и просят помощи у того, кто хочет их выселить. То есть у власти, в разных ее ипостасях. Пока взаимопонимание не достигнуто.
Объединились для борьбы
Чтобы было проще отстаивать свои права, в апреле прошлого года лодочники объединились. Зарегистрировали саратовскую региональную общественную правозащитную организацию «Общество владельцев маломерных судов» (ОВМС). Сначала в нее вошли шесть лодочных баз, теперь их уже 17. В их числе и гонимые лодочники с Зеленого острова. Игнорировать интересы организации властям сложнее, чем разрозненных лодочных баз и их обитателей.
Член правления общества Николай Сизов предпочитает вместо громкого названия «набережная» употреблять прозаическое «берегоукрепительные работы». Он искренне не понимает, на каких основаниях они ведутся. Ведь земли под базы были выделены на законных основаниях предприятиям по решению горисполкома в далеком 1971 году. Николай ссылается на решение Высшего арбитражного суда, согласно которому все постройки, сделанные до 1995 года, законны.
Участок набережной до улицы Вольской был построен еще в 2012 году. В этом году пройдено метров 400. За прошедшие годы, начиная с 2009-го, чего только не было. Проведено три митинга. Писали письма в различные инстанции – в администрацию Саратова, Радаеву, Володину, генеральному прокурору, Путину. По словам лодочницы Татьяны Сизовой (как и ее муж, Николай Сизов, она является членом правления организации лодочников), вразумительных ответов получено не было.
Зимой 2011–2012 года были уничтожены лодочные базы «Волжанка», «Высота» и «Универсал» на участке от улицы Провиантской до Вольской. Когда весной люди пришли на свои базы, перед ними уже стояла стена из металла. Смирились. Кто-то, устав от борьбы, бросил свои суда. Более упорные перевезли лодки на другие базы. Следующей зимой владельцы лодок выстраивались на льду, когда строители вновь пытались забить шпунты для расширения берегоукрепительной полосы. Тогда под угрозой оказалась лодочные базы «Волна», «Маяк» и «Дельфин». Лодочники выходили на лёд, выстраивались под краном. Вызывали полицию, разбирались. 120 человек написали заявления в прокуратуру: при строительстве рушатся эстакады, на которых стоят лодки.
Проекты. Нереализованные
На разных стадиях уладить вопросы переноса лодочных баз пытались чиновники областного правительства. В их числе заместители председателя правительства Юрий Моисеев, Александр Соловьев и Сергей Канчер. Искали компромисс. По словам Николая Сизова, лодочникам предложили в аренду волнорез напротив речного порта. Председатель общества маломерных судов Юрий Марков рассказывал в передаче интернет-телевидения «Tvsar.ru» в сентябре 2013-го, что были планы по организации автомобильной стоянки рядом с молом, обещали провести электричество. И даже волнорез хотели передать в собственность владельцам судов. Затем начали говорить об аренде волнореза. Первоначально речь шла 250 тысячах рублей в год. Потом о четырех миллионах. Чтобы стать арендаторами, надо было принять участие в конкурсе...
Рассматривалось место для баз в микрорайоне Лесопильный. Вариант сомнительный: почти километр до автобуса, да еще не обустроенный переход через железнодорожные пути. И дно слишком мелкое для подхода лодок к берегу. Нанимать специальную технику лодочникам, большая часть которых имеет весьма скромные доходы в виде пенсии, не по карману. Даже в складчину.
Владельцы стареньких «казанок» и «прогрессов» (в основном тут только эти суда) согласны, что у города должен быть выход к Волге. Цивилизованный. Лодочные базы можно вписать в новую набережную. Сейчас на участке набережной до улицы Вольской в нескольких метрах от парапета есть газон. При продолжении набережной можно отвести место для лодок вместо такого газона. Организовать спуски к Волге для лодок, оставить места прохода к реке для жителей. Владельцы судов готовы облагородить свои владения, огородить их красивым забором. И такой проект, по словам Николая Сизова, даже утвердили в Москве. Весной 2014 года губернатор Валерий Радаев инспектировал новую набережную, встречался с лодочниками, вместе разглядывали желанные проекты. Счастье было так возможно... Но глава Саратова Олег Грищенко, присутствовавший на этой встрече, заявил, что город против. Мешают лодки жителям, уверен Олег Васильевич. Всё остальное (дороги без пробок, современные развязки, пляжи и парки) у них уже есть. А вот лодки мешают.
Летняя кампания противостояния
И опять закрутилось: рабочая группа под руководством Сергея Канчера (как оказалось, дорабатывавшего в правительстве области последние дни), совещания вместе с железнодорожниками, представителями Росимущества, комитета по капстроительству. От ОВМС в совещаниях участвовал Николай Сизов. В мае предложили было шесть участков в районе Юриша (Улешей). «Съездили, посмотрели. Участки не ахти. Но обещали благоустроить, – рассказывает Николай Владимирович. – Собрали правление, решили согласиться, если будет создана инфраструктура и оказана помощь в переезде».
Всё равно спокойной жизни не будет, рассудили люди. На время всё затихло. В июне 2014 года строители напротив базы «Волна» вновь пытались забивать шпунты для расширения береговой территории. 23 июня лодки блокировали работу строительной техники. После того, как на воду не смог выйти первый катер. Через две недели ситуация повторилась. По словам Николая Сизова, горячие головы хотели перекрыть фарватер. Чтобы конфликт вышел на федеральный уровень. Еле уговорили мужиков не совершать необдуманных поступков.
С лодочной базой «Волна» проблему удалось решить: выделили участок в Улешах, перевезли лодки. Баржу, на которой стоит часть лодок этой базы, передвинули повыше по течению, построили спуск с набережной для подхода к барже. На базе «Волна» работает секция для занятий водным многоборьем, воспитавшая много известных спортсменов.
Теперь, по словам Сизова, «уперлись в «Маяк». Опять заговорили о выделении участков на Юрише. Лодочники согласны. Но... «Нам не нужна голая насыпь на берегу. Пусть нам сделают так, как «Волне». Нам нужны оборудованные места, такие, как у нас есть сейчас, поскольку оборудовать их заново мы уже не сможем финансово», – сказал «Газете недели» Николай Сизов. Вот только владельцы лодок недоумевают, откуда на это возьмутся деньги: финансирование берегоукрепления приостановлено. Неосвоенные средства вернули в федеральный бюджет. Деньги вновь поступят в область, при условии достижения компромиссного решения между властями и лодочниками.
И вновь Зеленый остров
На последнем заседании комитета облдумы по бюджету и. о. председателя комитета по капстроительству области Николай Якубович рассказал о согласованном с Минприроды и экологии РФ продлении контракта на продолжение строительства набережной. Деньги (речь идет о 400 млн рублей) сейчас возвратят, а в 2016 году запросят их снова. Отсрочка работ по берегоукреплению связана с переселением лодочных баз. «Принято решение подготовить земельные участки так, чтобы они были удобны для тех категорий людей, которые на сегодняшний день там базируются», – сказал Николай Николаевич и добавил, что «с городом мы эти вопросы порешали». Якубович также отметил, что до 8 ноября земля должна быть выделена.
Как именно «порешали» вопросы, стало известно днем позже, 17 октября. Пресс-служба мэрии распространила информацию, что администрация Саратова предлагает переехать на Зеленый остров владельцам маломерных судов (катеров и лодок), расположенных на участке строительства новой набережной. Как отмечается в сообщении, «городская власть исполняет поручение губернатора Саратовской области Валерия Радаева о предоставлении мест для стоянки плавсредств». Лодочникам предлагают места на территории яхт-клуба «Альбатрос» (на месте бывших баз «Водник» и «Орбита»).
Ситуацию прокомментировал «Газете недели» член президиума Саратовской областной федерации парусного спорта Антон Гетманенко:
«Почему городская власть считает, что базы «Водник» и «Орбита» – бывшие? Они забиты лодками, там стоит парусный флот, который городские власти выгнали с «Сокола» и с «Варяга». На «Орбите» работает яхт-клуб «Надежда губернии». В сентябре воспитанница этого клуба Людмила Дмитриева на соревнованиях в Испании завоевала лицензию для России, (не для Саратова! – Прим. авт.) на Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро. Тренер областной сборной «Надежды губернии» Павел Зимин увозит с «Орбиты» детские яхты, так как опасается такого же воровства, как на Соколе.
Телефон, по которому мэрия предлагает обращаться за справками, принадлежит детской спортшколе, обосновавшейся на территории «Сокола». Фактически в этой ДЮСШ занимаются четыре ребенка. Но руководство считает «своими» детей, которые занимаются у известного тренера Галины Сарайкиной на 3-й Дачной. Выходит, лодочников с «Сокола» разогнали «для детей», а теперь их место собираются предоставить правому берегу? Власти хотят столкнуть нас лбами, решить проблему одних за счет других, с такими же правами и лодками. Возможно, кого-то привлекает тот момент, что собирать деньги за стоянку теперь будет ДЮСШ? Я написал письмо губернатору, в котором обратил внимание, как Грищенко выполняет его указание, создавая при этом очаг социальной напряженности».
По словам Антона Гетманенко, 17 октября ему стало известно о подготовке угона его личной яхты «Гном». 18 октября он получил СМС от Сергея Попова (исключенного из Федерации парусного спорта Саратовской области), которое он воспринял как угрозу. 21 октября с базы «Орбита» неизвестные угнали яхту «Гном». Ее удалось найти почти сразу, и на Зеленом острове обнаружили парней, заметавших следы похищения. Сотрудники полиции не посчитали нужным их задержать хотя бы для выяснения личности (у тех не было при себе документов).
Член правления Общества владельцев маломерных судов Анатолий Дроздов прокомментировал предложение администрации областного центра о переезде лодочных баз с набережной на Зеленый остров. По его мнению, оно лишено здравого смысла: «Ни один лодочник города Саратова с набережной на Зеленый остров не пойдет, и об этом администрация была официально уведомлена уже месяц тому назад. Мы дали официальную бумагу, что наши базы на Зеленый не идут – туда могут пойти только те, кто там раньше располагался. Пусть тем базам с Зеленого острова, кого они разграбили, там место и предоставляют, а мы категорически и официально отказались».
Члены ОВМС настаивают на проекте, согласно которому лодочные базы вписаны в проект берегоукрепления.