Не та земля

Оценить
Что общего у фильма о поминах и фильма о французско-португальской войне?

Саратовская «Аррива» определила минувшую неделю в кино как неделю без голливудских блокбастеров. Так оно и вышло. Мы же решили сходить на самый ожидаемый фильм недели и на самый, пожалуй, неожиданный показ, который состоялся всего раз.

А жить-то надо!

После прошлогоднего успеха фильма «Горько» Жоры Крыжовникова публика разделилась на три лагеря. Зрители, которые шли на «ржаку», получили «ржаку», переполненную не сильно интеллектуальным юмором и сортирного уровня шуточками. Для них «Горько» стало веселой народной комедией. Прямую противоположность составили многие профессиональные критики, узревшие в ленте жесткую сатиру над церемонией «быдлосвадьбы», а также над русским народом, вернее типажами, изображенными в фильме. К третьей же стороне примкнули те критики, которые обвинили вторых в поисках глубокого смысла там, где его нет, в абсолютно неверном определении жанра фильма как сатиры, да и вообще во всех смертных грехах, часто подкрепляя свою позицию словами вроде «если бы я хотел увидеть «быдлосвадьбу», я бы посмотрел реальную свадьбу», «сколько заплатили рецензенту?».

В общем, споров было много, и решить их, хотя бы частично, должна была вторая часть, которую моментально анонсировали: кассовые сборы «Горько» не вызывали сомнений в необходимости продолжения. Будет ли третья часть – вопрос, но тот факт, что «Горько-2» как минимум не проигрывает первой части по качеству, заставляет задуматься, что и на третий фильм можно замахнуться, благо в истории героев еще много чего не сказано.

В первой части, напомню, молодые Наташа (Юлия Александрова) и Рома (Егор Корешков) справляют две свадьбы. Одна – для родителей, вернее для отчима Наташи, бывшего десантника, а ныне работника городской администрации Бориса Ивановича (Ян Цапник), а вторая – для себя. В итоге проваливаются обе свадьбы. Но, как ни странно, все мирятся, все живы и более или менее здоровы.

Вторая часть гораздо драматичней. Формально главным героем «Горько-2» становится в этот раз Борис Иванович. Дела у него идут уже не так удачно: задолжал крупную сумму денег, на трассе его авто расстреливают, и он «умирает». Именно в кавычках, потому что пуля его не задела, а инсценировать гибель надо. Вся дальнейшая история – это почти абсурдистская комедия про то, как Бориса Ивановича пытаются тихо «похоронить», но тихо не получается, во многом благодаря стараниям сослуживца Витьки Каравая (Александр Робак), который боевого товарища хочет непременно проводить с помпой.

«Горько-2» мог бы стать превосходной жесткой сатирой, вскрывающей лицемерие, столь частое на поминках: когда гостям нет дела до покойного, и приходится на ходу вспоминать, чем же так был хорош условный Борис Иванович. Но такой шаг мог быть воспринят как чересчур радикальный, да и не собирались создатели фильма идти по пути сатиры. В гораздо большей степени «Горько-2» является трагифарсом, в ходе которого выясняется, сколько скелетов в шкафу зарыто у каждого героя фильма. Да и сами герои раскрываются с неожиданной стороны: Люба (Юлия Сулес) – мама Ромы и двух его братьев – неожиданно предстает уже не той громогласной хохотушкой из первой части, которая души в своих бестолковых детях не чает, а женщиной, у которой вся жизнь пошла наперекосяк и которая в конце концов лишилась даже той ужасной хибары, в которой жила с осточертевшим мужем (Василий Кортуков). Особенно тонкой выглядит роль Александра Робака – чуть ли не единственного персонажа, практически ни на секунду не вызывающего смех у зрителя, хотя Робак – один из самых известных комедийных актеров современного российского кино. Он неоднозначен, настолько же плох, насколько и хорош, обаятелен и дьявольски хитер, но и по-русски щедр. Для мейнстримного кино довольно неоднозначный персонаж.

Но, собственно, тем и хорош фильм, что, не выходя за четко очерченные границы кассового кино для масс, он довольно тонок и часто играется с культурными феноменами. Да что далеко ходить – постер «Горько-2» пародирует «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Понятно, что все эти феномены знакомы всем без исключения на уровне культурной памяти, однако...

Жернова истории

С 19-го по 26 октября в Доме кино совместно с «Альянс Франсез – Саратов» шла «Неделя французского кино» – по одной ленте в день. В четверг показывали «Линии Веллингтона» Валерии Сармиенто – историческое кино про вторжение в 1810 году наполеоновских войск в Португалию.

«Линии Веллингтона» – это в некотором роде французско-португальская «Война и мир». По нему нельзя судить о войне, но в нем множество пересекающихся историй тех людей, что оказались в жерновах тяжелых событий: англичанка, которая не может принять предложение молодого и доброго португальского сержанта, потому что совсем недавно у нее погиб муж, и она ждет от него ребенка; молодой человек, который ищет свою жену, но потом, встретившись с ней, навсегда ее забывает, разочаровавшись предательством. Насколько возможно, бесстрастна и сама картина – несмотря на все ужасы, показываемые в фильме, режиссер смотрит на все несколько отстраненно, недаром в картине преобладают глухие цвета. К такому «отстраненному» персонажу можно отнести и самого Артура Уэлсли Веллингтона (Джон Малкович) – сухой интроверт с каменным выражением лица. Личность Веллингтона раскрывается исключительно через общение с художником Левеком, который вынужден терпеть критику непрофессионала: «Плохо!», «Никуда не годится!», «Пойдет», «Почему у вас так много на картине трупов? Я не хочу, чтобы война выглядела, как бойня». И тем не менее, как ни пиши картину, а факт останется фактом: война – это бойня.