Разговор политиков о госфинансах

Оценить
Одних уже наклонили, других скоро «поставят раком»

Девятнадцати миллионов бюджетных рублей хватит на то, чтобы более 500 человек в октябре, ноябре и декабре отдохнули и подлечились в крымских санаториях. 129 миллионов будут истрачены на обеспечение быта беженцев с Украины. Заседания комитета по бюджетной политике в Саратовской областной думе давно уже проходят по одной схеме. Гвоздь программы – изменения в главный финансовый документ региона.

Минфин решил подстелить соломки под исполнение указов президента

Заместитель министра финансов Виктор Осокин по просьбе председателя бюджетного комитета «доложил» депутатам, что из федерального бюджета пришло немного денег. На мелиорацию земель сельхозназначения – 140 млн рублей, на социальное обустройство лиц, вынужденно покинувших Украину, – 129,8 млн рублей, на создание и функционирование сетей многофункциональных центров – 54 млн рублей, на выплату пособий не подлежащих страхованию лицам – 29 млн рублей, на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан в Крыму и Севастополе – 19 миллионов. Почти два миллиона рублей составляют поступления от пенсионного фонда Российской Федерации. Они имеют целевой характер и предназначаются на укрепление базы центров социального обслуживания населения.

Внутри бюджета немного потасовали туда-сюда собственные средства. У одних сократили расходы, другим в расходную часть добавили. Таким образом нашли средства на погашение кредиторской задолженности по судебным решениям в размере почти 202 млн рублей. Почти 130 млн добавили «на реализацию гарантий государственной службы Саратовской области» (расшифровки этой статьи не приводилось, но надо думать, что речь идет о зарплатах-доплатах чиновников правительства). А еще 138 млн рублей зарезервировали для исполнения майских указов президента.

Депутат Николай Семенец не был бы депутатом много созывов подряд, если бы не понимал, на каких вопросах стоит делать акценты, а на какие можно и глаза закрыть. Вот и на этот раз он четко и ясно задал главный вопрос: на какие указы зарезервировали суммы.

Виктор Осокин, представляющий министерство финансов, ответил: «Ну это как бы мы просчитываем возможность увеличения расходов на зарплаты по указам президента. Нехватку средств до конца года. Если этого не произойдет, будет уменьшен дефицит областного бюджета на эту сумму».

Про КИБО и другие подробности

140 миллионов рублей, которые пришли из федерального центра для сельхозпроизводителей, требуется израсходовать до конца 2014 года. Полномочный представитель министерства сельского хозяйства объяснила, что деньги особо нигде пока не гуляли и не залеживались. Выделены они Саратовской области по распоряжению от 6 октября текущего года в рамках федеральной целевой программы развития мелиорации. 30 миллионов рублей для софинансирования у минсельхоза нашлись. И «буквально вчера» в Москве подписали бумаги окончательно. И после того как дума проголосует за бюджетные поправки, можно будет расходовать эти федеральные миллионы на возмещение 50 процентов стоимости затрат на новое оборудование для технического перевооружения мелиоративных систем. Уже составлен предварительный реестр заявителей потенциальных получателей бюджетных средств. Материальную помощь получат порядка 25 сельхозпредприятий.

Представитель областного министерства культуры объяснила депутатам, как будут распределяться 18 млн рублей, выделенных на поддержку областных учреждений культуры. В библиотеку Пушкина покупается еще одна унифицированная машина КИБО (передвижной комплекс информационного библиотечного обслуживания). В театр кукол «Теремок» поступит световое оборудование, а в Дом офицеров закупается не только световое, но и звуковое оборудование. А от 24 миллионов рублей министерство вынуждено отказаться. «Мы нашли бы, куда бы их потратить», – сказала министр культуры Светлана Краснощекова, но «эти деньги не подкреплены лимитами».

В комитете по капительному строительству тоже порядка пяти миллионов рублей экономия. Связана она в основном с работами по берегоукреплению. Николай Якубович, представляющий комитет, объяснил, что ведомство согласовало с министерством природных ресурсов и экологии продление контракта. Деньги сейчас возвратят, а в 2016 году запросят их снова. Если я правильно поняла, то отсрочка работ по берегоукреплению связана с переселением лодочных баз. «Принято решение подготовить земельные участки так, чтобы они были удобны для тех категорий людей, которые на сегодняшний день там базируются», – сказал Николай Николаевич и добавил, что «с городом мы эти вопросы порешали».

Министерство здравоохранения сэкономило на торгах 10 миллионов рублей. Теперь их перераспределят. Шесть миллионов пойдут «на обеспечение деятельности», а четыре – на погашение кредиторской задолженности.

То ли снега не будет, то ли взяли с запасом

Депутаты воспринимали все эти передвижки средств спокойно вплоть до выступления главы комитета дорожного хозяйства Николая Чурикова. Нет доверия у депутатов к тому, что в этой сфере крутится-вертится. «Самая уголовная отрасль», – ехидненько пошутил один из депутатов, и все оценили.

– Мы уменьшаем расходы по содержанию дорог на 173 миллиона рублей для закрытия кредиторки прошлого года, – сказал Чуриков. Еще 35 миллионов нужны на погашение кредиторской задолженности по судебным искам. Их возьмут из сэкономленных средств.

Председательствующий на заседании комитета депутат Семенец напомнил Николаю Чурикову предложение депутата Леонида Писного – заключить мировые соглашения со всеми кредиторами, чтобы не было наконец уже судебных исков и исполнительных листов. Во-первых, они обременяют задолженность дополнительными бюджетными тратами. Ведь и судам надо пошлины платить, и судебным исполнителям процент от долга. Во-вторых, не все же предприятия подают иски: «у нас кто смел, тот и ухватил, как говорят». И получается дискриминация в выплатах задолженности. А некоторые предприятия из тех, кто в суд не идет, уже «на грани выживания». Но Николай Чуриков сказал, что проблем-то особых и нет уже. Потому что «по дорожному комплексу мы закрываем всю кредиторку», она только «по транспорту остается», здесь получат задолженность бюджетную только те, кто подал иски.

Этим ответом он очень расстроил депутата Писного. Он разозлился даже на то, что Николай Николаевич такой упертый там, где не надо.

– Вот сейчас вы снимаете с содержания деньги, и четвертый квартал остается голый, – попытался достучаться до Николая Чурикова член комитета по бюджетной политике Леонид Писной. – Дорожники опять будут нарабатывать кредиторку, а в следующем году эта тема возникнет заново. Ну предлагалось же: давайте реструктуризируем долги на 2, 3, 4 года. Цифры-то бюджетного роста на эти годы губернатор озвучил вчера. Есть под что давать дорожникам обещания. Надо проинвентаризировать кредиторку, собрать людей, сказать им: мужики, вот попали мы в такую ситуацию и вот что предлагаем. И мы получим в бюджете две строчки: реструктуризированная кредиторка без судебных исков и текущие расходы по компенсациям транспортникам и содержанию дорог. А иначе так и останемся с тришкиным кафтаном, на котором дыры зашиваются, но больше становятся.

Николай Чуриков хранил молчание, как рыба в пироге. Его спросили, хватит ли средств на зимнее содержание дорог до конца года, если так много миллионов снимается. Николай Чуриков ответил, что хватит. Леонид Писной не удержался и высказал два предположения: или дорожники откуда-то знают, что «снега не будет», или изначально заложили в бюджет избыточные средства на содержание дорог.

Николай Чуриков сказал, что 170 миллионов-то «пойдут тем же дорожникам», что, дескать, расшиты же будут материальные отношения, и можно снова начинать работать с чистого листа. Но депутат Леонид Писной, не стесняясь в выражениях, объяснил, что предполагаемая работа дорожников за свой счет обернется для дорожного комитета тем, что «они их поставят раком». «А 1 января придут и скажут: «Кредиторка!» Неудобная поза не позволит чиновникам быть хозяином положения и диктовать свои условия. Так, наверное, следовало понимать Леонида Александровича.

Не знаю, как его слова расшифровала для себя депутат Зинаида Самсонова, но вдруг она из милой дамы в одночасье превратилась просто-таки в воительницу. И сказала, что не понимает, какие могут быть претензии к Чурикову, если весь год с дорожного фонда снимались деньги на другие нужды. И она говорила, что нельзя так делать, а все молчали. «Единственную лазейку для пополнения бюджета в этом году нашли – дорожный фонд, а теперь претензии к Чурикову, – говорила она. – Вы меня извините, но с тем финансированием, какое у них было на 2014-й год, не понятно вообще, как они выживали. И это дело наших рук».

– Ну, вы тоже скажете, – обиделся Семенец. Сказал, что все депутаты куски от дорожного фонда отчекрыживали с трудом и с болью в сердце. Но понимали же состояние сегодняшнего бюджета и вынуждены были расставлять приоритеты.

Кстати, о приоритетах. Не нашей, правда, власти, а федеральной. Вот они выделили Саратовской области 19 миллионов рублей на то, чтобы наши инвалиды отдыхали теперь в крымских санаториях. До конца года в Алушту оправят 531 человека. Самолетом. Чартерным рейсом. Который тоже будет оплачен из этих федеральных средств, надо понимать.

Сколько «лиц, вынужденно покинувших Украину», будут социально обустроены до конца года на 129 миллионов рублей, которые прислали из Федерации, на заседании не сообщалось. Да и какая, в конце концов, депутатам разница. Деньги-то чужие. Да и люди по большому счету пока тоже. И те, и другие размещаются в область целевым образом, и спрос за них – федеральный.

Хорошая новость про патенты откладывается до ноября

Министр экономического развития Владимир Пожаров рассказал о том, что федеральные законодатели дали регионам право на применение коэффициентов стоимости патентов в зависимости от места ведения деятельности. До этого патент у нас стоил одинаково «на всю область». «И мы с вами не раз поднимали вопрос, что не может быть стоимость патента одинаковой в Саратове и Ивантеевке», – говорил Владимир Пожаров. Получив право дифференцировать стоимость, министерство предлагает разбить районы области на пять групп и считать стоимость патента для Саратова за 100 процентов, а дальше уменьшать ее – до 80, 50, 60 и 40 процентов. Министр считает, что на октябрьской думе принимать закон окончательно рано, а вот на ноябрьской можно уже принять. И нужно. Потому что если не успеют это сделать в ноябре, то применительно к следующему году нельзя будет говорить о новой стоимости патентов.

А хорошей новости про пошлины пока не будет вовсе

Региональные депутатские собрания могут вносить инициативы по изменению федерального законодательства. Но для того чтобы старшие товарищи обратили на них внимание, за них сначала предлагается проголосовать во всех регионах. И вот к нам на одобрения пришла чужая инициатива о том, чтобы внести поправку в Налоговый кодекс и освободить от уплаты госпошлины людей, оспаривающих в судах действия госвласти. Николай Семенец сказал депутатам, что «имеется отрицательное заключение Российской Федерации» на это предложение. Потому что, во-первых, уже предоставлено для некоторых категорий заявителей право не платить пошлины при подаче заявлений в суд. А во-вторых, если предоставить такое право всем, то это будет означать выпадающие доходы бюджета. «Предлагается не поддерживать», – сказал он. И все, кроме депутата Самсоновой, предложение председателя комитета по бюджетной политике поддержали.

О федеральном бюджете на три ближайших года рассказал Михаил Исаев

Все депутаты Саратовской областной думы понимают, что область встроена в вертикаль власти. И от того, что придумают наверху, будет зависеть жизнь внизу. Потому интерес к сообщению сенатора Исаева был понятен. Он его мог бы удовлетворять и дольше. Но Николай Семенец ревниво отнесся к тому, как Михаил Исаев говорил. Потому что говорил он без бумажки. Очень складно. Понимая смысл. И правильно интонируя.

Рассказал, что за три часа сенаторам были показаны несколько путей развития событий в 2015 году, расписаны несколько сценариев федерального бюджета.

– Конечно, зависит от того, в какую сторону пойдут наложенные санкции. То ли они пойдут раскручиваться обратно, то ли их будут двигать в сторону ужесточения требований к Российской Федерации, – рассказывал сенатор Исаев. – Конечно, от стоимости нефти будет зависеть бюджет, от успешности программ импортозамещения. В общем, как экономика будет в стране развиваться, таким и будет бюджет. Разнились цифры у минэконома, Центробанка и Счетной палаты, но это рабочие моменты, которые обсуждаются. Претензии были к минэконому. Валентина Ивановна (Матвиенко, председатель Совета Федерации. – Прим. ред.) сделала им замечание. Сказала, что не статистическая структура это ведомство, и оно должно давать планы, которые минфин может закладывать в бюджет, понимая, как будет развиваться и поддерживаться государством экономика.

По словам Михаила Исаева, сенаторам рассказали, что на 2015 год рост ВВП прогнозируется на уровне 0,5 процента, а на 16-й и 17-й годы он будет уже «в районе трех процентов».

– Это базовый вариант бюджета. Где средняя по году цена на нефть – 100 долларов за баррель.

Михаил Александрович рассказал, что выступали губернаторы. И что вносили свои предложения, «как можно поддержать регионы». В основном речь шла об изменении налоговых механизмов, которые позволят изменить положение с наполнением бюджетов регионов. Из рассказа Михаила Исаева следовало, что наш губернатор Валерий Радаев на той встрече в Совете Федерации не выступал. Но зато он успел воспользоваться возможностью попросить бюджетный кредит в минфине. Михаил Исаев особо отметил, что таких расторопных губернаторов, которые не ждали милости от природы, а вырывали ее активно сами, было всего два. Тем, кто отправил просьбы о бюджетных кредитах почтой, возможно, уже и не повезет.

– Было сказано представителем минфина: не спите, это последняя возможность в этом году. Поэтому совершенно правильный ход мы сделали и выиграли. Остальным на самом деле могут и не дать. Говорят уже: «У вас ситуация хорошая, идите занимайте в коммерческих банках». Хотя многие регионы в ситуации кассовых разрывов оказались в конце года.

Еще, по словам Исаева, губернаторы поднимали вопросы по консолидированным группам налогоплательщиков (КГН, или, в профессиональном просторечии, кэгээнам). «Кэгээн – он никуда не делся, – сказал Исаев. – Это как сосуд с водой. То налоги оседали в одном регионе, после начали распределяться по другим. Раньше кричали те регионы, на территории которых работали эти структуры, сейчас они получают, но те, где кэгээны зарегистрированы, лишились денег». Губернаторы хотели бы знать заранее, какую прибыль планирует предприятие из группы консолидированных налогоплательщиков, чтобы правильно спланировать его налоговый платеж в бюджет. Заместитель руководителя налоговой службы РФ пообещал подключить к решению вопроса своих специалистов.

– Ситуация с федеральным бюджетом непростая, – подчеркнул сенатор Исаев. – Мы знаем, что есть выделенные приоритеты государства, на которые необходимы средства в полном объеме, особенно на 2015 год. Вчера у нас были заседания комитетов, где говорилось о том, какие меры принимаются по поддержанию экономики страны. Из выступления представителя Центробанка я понял, что банк будет пользоваться всеми финансовыми механизмами, чтобы как-то сгладить остроту отношений рубль-доллар на рынке. Страшно, что нефть падает, но страшнее было бы, если бы мы держали искусственно рубль.

Зинаида Самсонова уточнила, какие отрасли были выбраны приоритетными. Михаил Исаев ответил, что это ОПК. Это аграрный сектор. А что касается промышленности, то, скорее всего, будут просто перераспределять те деньги, что уже заложены с учетом новых приоритетов.

– Я скажу про рынок моющих средств, – очень оживился депутат Шлычков. И начал возмущаться, что он «делится между американцами и англичанами». Потом сказал, что «везде немцы, американцы». И в общем, если они все договорятся и в один день закроют свои предприятия, то у нас ни порошков, ни мыла не будет. А российские предприятия мыловаренные с рынка, где вращаются 150 млрд рублей, убрали – «наклонили», как сказал Шлычков, не объяснив, что это значит.

Но председательствующий Николай Семенец закрыл дискуссию. И мы так и не узнали, как отреагировал сенатор Исаев на историю про «наклоненные» российские предприятия и про то, есть ли у них шанс встать во весь рост.