«Счастливая» судьба Саратова в их руках,
Публичные слушания нужны для того, чтобы горожане могли высказать свое мнение по тому или иному поводу. Прежде всего по вопросам, затрагивающим интересы широкого круга населения: строительство тех или иных объектов на городских территориях, их планировка и межевание. Процедура требуется в соответствии с Градостроительным кодексом, но при этом носит рекомендательный характер. То есть администрация вроде бы готова учесть мнение граждан, но делать это совсем не обязательно. Последние публичные слушания, состоявшиеся в Саратове 10 октября, стали очередным доказательством этой административной практики.
Официальное название мероприятия: «Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Если коротко резюмировать итоги этого действа, то горожане (во всяком случае те, кто был на слушаниях) хотят жить в тесных дворах, где появляются новые многоэтажки, одобряют строительство церквей внутри микрорайонов вместо детсадов и вполне довольны, что вместо оставшихся парковок в задыхающемся от пробках городе будут появляться новые жилые дома и офисы.
Магазины вместо домов, дома вместо парковок
Утром 10 октября в зале администрации Фрунзенского района яблоку негде было упасть. 317 неравнодушных граждан пришли, дабы определить будущее Саратова. Во время регистрации можно было услышать вопросы: «Долго ли мы тут будем, мне еще на работу», «Все ли наши собрались», «Извините, я от школы, мне куда пройти» и прочее. Вопросы слышал участник слушаний блогер Денис Жабкин, человек, искренне болеющий за судьбу родного города. У регистрирующих тоже возникали вопросы. Например, лиц, у которых не было саратовской прописки, просили назвать хотя бы адрес проживания.
Для начала, вопреки заключению профильной комиссии мэрии, участники слушаний одобрили размещение двух торговых объектов (850 и 814 квадратных метров) по дороге на кирпичный завод при въезде в поселок Юбилейный. Представители застройщика были очень убедительны, говоря, что в районе новостроек их магазин стройматериалов будет весьма кстати. Вместо жилого дома. Немудрено, что предприниматель набрал нужное количество голосов для предоставления разрешения. Стройка уже вовсю идет.
Несмотря на отрицательное заключение чиновников мэрии одобрена выдача разрешительных документов на строительство на улице Исаева. Тут, на огромном, почти пустом участке земли между жилым комплексом «Березки» и ЖСК «Свой дом», появятся многоквартирные трехэтажные дома вместо коттеджей на одну семью той же этажности.
Участники слушаний «узаконили» и самовольное строение в районе 9-й Дачной, по 1-му Елшанскому тупику. Им оказался милее магазин, хотя участок выделялся под строительство индивидуального жилого дома. Перевес в три голоса. Магазин уже работает.
Вероятно, далеко не все участники слушаний имеют автомобиль или планируют его иметь. Иначе они бы задумались, стоит ли в стремительно растущем поселке Солнечный уничтожать автостоянку ради очередной многоэтажки. Стоянка принадлежит ООО «Антей» (по некоторым данным, имеющему отношение к депутату областной думы Альберту Старенко). Автостоянка платная, она была одной из причин конфликта с дольщиками ЖК «Олимп-С». Но, видимо, строительство жилья – бизнес более доходный. Комиссия мэрии пошла навстречу «Антею», и участники слушаний тоже. Против оказалось всего шесть человек. После голосования часть граждан, радеющих за лучшее будущее города, устремилась к выходу. За что была подвергнута обструкции со стороны других активистов, еще дожидавшихся нужного решения по непроголосованным вопросам.
Еще одну автостоянку решено частично урезать ради появления новых офисных зданий. На месте штрафной стоянки по улице Весенней офисы хочет построить ООО «Мотор». Слово дали Денису Жабкину, который уверен в недопустимости застройки стоянок. Он напомнил, что недавно уже разрешили застройку штрафстоянки на Ильинской площади, и вот снова те же грабли. Как справедливо заметил Денис, «стоянок и парковок в городе не хватает, а новые объекты не только вытеснят стоявшие на стоянках автомобили, но и вызовут наплыв новых». В его адрес послышались хамские выкрики из зала. Мол, его забыли спросить, и вообще слишком часто выступает и руку постоянно тянет, мол, не пора ли его вывести или хотя бы оторвать руки, чтобы было нечем голосовать. В общем, известный прием, когда нет конкретных аргументов в споре, можно крикнуть что-то типа «сам дурак» или «пора к психиатру». Всего 21 человек оказался опечален застройкой стоянки, большинству такое решение показалось рациональным.
Избыток детских площадок, нехватка церквей
По данным разных опросов, верующими себя считают три четверти россиян, а вот храмы посещают всего три процента из них. РПЦ делает всё, чтобы храмы стали доступны населению, даже если придется урезать для этого зеленую зону. Глядишь, если церковь будет во дворе, и до нее не надо ехать три остановки на общественном транспорте, народ в храм и потянется.
Один из вопросов, обсуждавшихся на слушаниях, как раз касался предоставления Русской православной церкви разрешения на строительстве храма в посёлке Техстекло. Среди домов по улицам 1-й и 2-й Прокатным и Зеркальной есть незастроенный участок, выделенный ранее для строительства дошкольного учреждения. Несознательные жильцы прилегающих пяти домов (№ 1, 3, 5 по 1-й Прокатной и № 2 и 4 по 2-й Прокатной) пытались отстоять дворовую территорию. Она, по их мнению, невелика, к тому же жильцы опасаются, что церковь «приведет к увеличению количества машин в данном районе», о чем и написали в мэрию. Граждане хотят иметь у себя во дворе детскую площадку. Недалекие бабушки и мамаши предпочитают выгуливать ребятню на площадке, а не водить деток на церковные службы, приобщая к религии с младых ногтей.
Два человека выступили на слушаниях в поддержку планов РПЦ. Одна дама весьма убедительно говорила, что жители хотят именно храм, ведь детских площадок в этом микрорайоне и так «очень много». И вообще «жизнь показывает, что там, где строится храм, вокруг расцветает земля... Там благоустройство и благодать божья». В общем, кто не враг своим детям, должен поддержать.
На память сразу приходят примеры благоустройства сквера на Музейной площади, когда-то общедоступного для горожан. Конечно, там появился очень милый уголок с ухоженной растительностью и прудиком с декоративными рыбами, а заодно на бывшей территории сквера разместился симпатичный вместительный двухэтажный дом (кто, интересно, там живет?). Практически исчезла зеленая зона на 3-й Дачной, между Международной улицей и проспектом 50 лет Октября, рядом с администрацией Ленинского района. Как правило, храм окружают вспомогательные здания, так произошло и на 3-й Дачной. От общедоступного сквера остался маленький кусочек, где были вырублены деревья, зато разбиты клумбы и установлены лавочки. К этому храму, кстати, легко добраться из поселка Техстекло, каких-то 5–10 минут на троллейбусе.
Глядя на отгороженный шлагбаумом солидный участок тротуара на улице Волжской близ храма «Утоли моя печали» и семинарии (бывшей библиотеки мединститута), становится понятно, чего опасаются жители Прокатных улиц. Вдруг и у них во дворе появятся шлагбаумы, отгораживающие территорию для парковки машин священнослужителей? И еще один нюанс: близ храмов, как правило, тусуются попрошайки, клянчащие милостыню. Ладно, когда они сидят на Волжской или на Горького, у входов в церкви, где нет рядом жилых домов. Нужны или они жильцам во дворе? Сомнительная получается благодать...
Шесть человек на слушаниях проголосовали против строительства церкви в зеленой зоне, 100 – за. Видимо, никто из заявителей, подававших протест против строительства, не пришёл на слушания.
Что еще ждет наш город, если судить по результатам слушаний? На улице Сакко и Ванцетти, в квартале между Вольской и Горького, будет продолжено строительство второй очереди ЖСК «Буй» с увеличением предельных параметров застройки. Будущим новоселам 22-этажной 120 квартирной свечки будет предоставлено для стоянки машин три места во дворе и девять мест гостевой стоянки. Денис Жабкин был единственным человеком, проголосовавшим против разрешения на такое превышение норм. Все остальные – за.
Многоэтажки вырастут за гипермаркетом «Лента», в Юбилейном поселке. Будет застроена автостоянка на территории бывшей 11-й горбольницы, 19-этажная свечка вырастет среди бараков 50-х годов постройки в Заводском районе между 1-м Кавказским тупиком и Кавказским проездом. В зеленой зоне стадиона «Локомотив» разместится заведение общепита.
В общем, у городов счастливая судьба. Они год от года молодеют. А то, что они год от года становятся все менее приспособленными для комфортной жизни из-за пробок, узких дорог, отсутствия современных видов общественного транспорта, нехватки рекреационных зон, не так уж и важно.
Проводить нужно, учитывать не обязательно
Интересный вопрос: мнение каких конкретно граждан может учесть администрация? Например, кто-то хотел бы видеть у себя по соседству сквер или детскую площадку, а строить на этом маленьком пятачке собираются многоквартирную высотку, которая будет препятствовать доступу солнечного света в квартиру, мешать въезду транспорта во двор. Но эти проблемы – мелочи по сравнению с тем, что существующие коммунальные сети могут быть не рассчитаны на большую нагрузку, и ранее построенные дома попросту будут недополучать тепло и горячую воду, снизится напор воды, возникнут другие проблемы. Зачастую в публичных слушаниях участвуют вовсе жители не того двора, где вместо зеленой зоны и детской площадки хотят влепить очередную многоэтажку или построить очередной храм, а какие-то непонятные люди. Эти люди, которые могут потратить свое рабочее время на слушания, и решают вместо жителей, что именно будет в том или ином дворе. А администрация свято верит, что это жители окрестных домов. Или делает вид, что верит. Это принято называть административным ресурсом. Немудрено, что голоса настоящих жителей, которых, как правило, не много, тонут в общем хоре приглашенных клакеров. Вроде публичные слушания являются одним из важных элементов гражданского общества. Вот только не всегда они служат для выявления истинного мнения рядовых граждан, это, скорее, механизм продавливания нужных застройщикам объектов, а также защита интересов того или иного бизнеса. При этом у администрации есть шанс сохранить лицо, ведь бывает, что чиновники против, но приходится подчиняться решению народа.
[кстати сказать]
Денис Жабкин, блогер:
АГРЕССИВНОСТЬ И АНГАЖИРОВАННОСТЬ
В этот раз слушания меня неприятно удивили агрессивно настроенной толпой, в том числе было много молодых людей крепкого телосложения в кожаных куртках, как будто вернулись 90-е. Была явная ангажированность по строительным вопросам – там, где логично оставить всё как есть, все голосуют за строительство многоэтажек в зелёных зонах и на автостоянках. По вопросам, не связанным с застройкой, голосование даже было справедливым.
Александр Журбин, председатель общественного учреждения «Щит потребителя», заместитель председателя саратовского отделения партии «Яблоко»:
РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ «БОЛЬШИНСТВОМ»
С одной стороны, публичные слушания – это хорошая форма прямого участия жителей в решении проблем города. Но всё зависит от того как их проводить.
Раньше я стремился участвовать в публичных слушаниях по проекту бюджета города. Но каждый раз приходилось сталкиваться с тем, что абсолютное большинство участников были внешне хорошо известные работники администрации города и администраций районов, явно выполнявшие поручение, а не пришедшие высказать, а тем более отстоять собственное мнение. Поэтому часто бывало, что несмотря на убедительные высказывания действительных общественников и просто жителей города решения принимались административным «большинством». Тем самым выхолащивалась сама сущность публичных слушаний, пусть даже и носящих рекомендательный характер. Именно из-за этого я уже давно перестал в них участвовать и придавать некую легитимность этому «публичному слушанию администрацией самой себя». О прошедших 10 октября 2014 года слушаниях по вопросам размещения ряда строительных объектов в разных концах города могу сказать только следующее. Не было широкого извещения о предстоящих слушаниях, свидетельствовавшего о действительной заинтересованности услышать мнение жителей; непонятно, как в единых слушаниях могли рассматриваться проблемы застройки столь различно расположенных объектов – от въезда в посёлок Юбилейный до 9-й Дачной, от посёлка Солнечный до улицы Сакко и Ванцетти, от посёлка Техстекло до Кавказского проезда. Ведь каждый из этих объектов достоин проведения самостоятельных публичных слушаний, если слуги народа действительно хотят знать предметное мнение народа.