На пороге планируемого благополучия
В России планируются бюджеты. Каждый субъект Федерации сейчас занят подсчётами реальных и потенциальных финансовых возможностей, с тем чтобы понять, как ему жить дальше. В минувшую среду в правительстве Саратовской области тоже обсуждали главный финансовый документ региона на ближайшую трёхлетку. И тоже думали, как жить. «Умеренно-оптимистично» предположили, что жить будет трудно, зато интересно.
Бюджетно невыгодно
Главная трудность формирования доходной части консолидированного бюджета Саратовской области – в изменившемся налоговом законодательстве. Для регионов и региональных бюджетов Налоговый кодекс изменился не в лучшую сторону.
По словам министра финансов Саратовской области Александра Выскребенцева, особое влияние на параметры бюджета ближайшей трёхлетки оказало проведение на федеральном уровне так называемого налогового манёвра. Из-за снижения ставок акцизов на нефтепродукты регионы, в том числе и Саратовский, потеряли большие деньги. И «компенсация» в виде участия федерального бюджета в финансировании дорожной деятельности положение не спасает. Потому что у тех дорожных денег вполне конкретное целевое назначение – дороги.
Другое решение федерального центра – об отказе от ранее принятого на 2015-2016 год увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию – тоже не способствует наполняемости бюджета региона. Ныне действующие ставки сохранятся до 2017 года.
Ничего не изменится и в порядке исчисления налога на имущество, хотя действие закона о налоге на имущество физических лиц прекращается 1 января 2015 года. В идеале с будущего года этот налог должен бы уже основываться на кадастровой стоимости недвижимости. Однако пока на местах даже не приняты соответствующие законы и основанные на них муниципальные нормативные акты. Они должны быть готовы к 1 декабря текущего года. Но считать налог на имущество, как пояснил министр, будут по старой схеме до тех пор, пока регионы не проведут работу по выверке баз данных и не проанализируют возможные варианты налоговых ставок, льгот и вычетов, чтобы соблюсти оптимальный баланс интересов бюджета и налогоплательщиков.
Слабая надежда на жидкую прибыль
На некоторый рост бюджетных доходов в Саратовской области надеются в связи с введением на федеральном уровне повышенных ставок НДФЛ. Речь идёт о тех доходах, что граждане получают в виде дивидендов (будет 13 вместо 9%). Отмена федеральных льгот по налогам на имущество организаций, инфраструктурных и сетевых объектов естественных монополий тоже обещает бюджету кое-какую прибыль. В общей сложности эти изменения добавят региональной казне около 500 миллионов рублей.
И это, собственно, всё. По словам министра Выскребенцева, других резервов повышения бюджетных доходов за счёт изменения налогового законодательства нет.
А вот риски, способные отразиться на исполнении бюджета, могут сохраниться. И особенно в этом отношении областное министерство финансов волнуется за налог на прибыль организаций, формирующий треть бюджетных доходов. Он, как уже показала практика прошлого года, может повести себя совершенно непредсказуемо.
В возможных поступлениях в бюджет Саратовской области учтены также трансферты из федерального бюджета. Согласно его проекту на 2015-2017 годы, уже внесённому на рассмотрение в Госдуму, Саратовской области может перепасть около 16 миллиардов рублей, 9 миллиардов из которых будут иметь целевое назначение.
Выскребенцев предупредил правительство региона, что эта цифра не окончательна и будет уточняться в процессе распределения средств. При этом министр отметил, что общий объём федеральных субсидий сократился в связи с оптимизацией консолидации средств единой субсидии по госпрограммам (по принципу «1 программа – 1 субсидия»).
В целом объём доходов консолидированного бюджета Саратовской области в 2015 году видится на уровне 65,5 млрд рублей, в 2016-м – 70,1 млрд рублей, в 2017-м – 75,8 млрд рублей.
Областной бюджет при этом составит 51 млрд рублей – в 2015 году, 55,3 миллиарда – в 2016-м, 60,2 млрд руб. – в 2017 году.
Часть социально-расходная
«Чёткая приоритезация» – так назвал министр региональных финансов Александр Выскребенцев принцип, по которому строится расходная часть бюджетов ближайших трёх лет.
Главным приоритетом при этом считается исполнение майских указов президента, которые в свою очередь требуют обеспечения роста заработной платы у работников бюджетной сферы, осуществления социальных выплат населению, увеличения расходов на финансирование дорожной деятельности.
Но так как денег в бюджете особенно не предвидится, то для того, чтобы выполнить поставленные главой государства задачи, региональным властям придётся отвлекать деньги с других расходных статей. «Главным распорядителям бюджетных средств придётся кардинально пересмотреть и сократить ряд расходов, не связанных непосредственно с обеспечением нужд граждан», – заявил министр Выскребенцев.
В общем, на выплату заработной платы «бюджетникам» в 2015 году предусмотрено 18 миллиардов рублей. В 2016 году – 19 миллиардов, а в 2017-м – 20. Три четверти объёма консолидированного бюджета области составят ассигнования на социальную сферу. Их объём к 2017 году достигнет 67,2 млрд руб.
Социальные выплаты гражданам за счёт областного и федерального бюджетов составят в 2015 году 12,8 миллиарда рублей. Объём ежемесячных денежных выплат на третьего и последующих детей возрастёт почти в три раза. При этом доля федерального бюджета значительно сократится, и основная нагрузка будет лежать на бюджете региональном.
С будущего года, по словам Выскребенцева, начнутся выплаты регионального материнского капитала. Закон о нём был принят ещё в конце 2011 года, и от аналогичной федеральной программы, действующей параллельно, региональный проект отличается более широким перечнем возможностей потратить «материнские» деньги.
Свыше 10 миллиардов рублей в следующем году бюджет потратит на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Однако в том же году будет завершён переход на одноканальное финансирование здравоохранения через систему ОМС с оплатой по полному тарифу. Это обещает снижение темпов роста страховых взносов. По словам министра финансов Саратовской области, размер взносов будет увеличиваться только на уровне инфляции и с учётом изменения численности неработающего населения.
На развитие сельского хозяйства в будущем году предусмотрены траты в размере 1,3 млрд рублей с учётом 810 миллионов из федерального бюджета. А на развитие транспортной отрасли заложили миллиард.
При этом, по словам Выскребенцева, в дорожном фонде Саратовской области на 2015 год окажется беспрецедентная сумма в 7,3 миллиарда рублей, где 2,3 млрд поступит из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России.
Основные параметры областного бюджета на период 2015-2017 гг. (млрд руб.):
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 |
Доходы | 67,2 | 68,4 | 74,8 |
Расходы | 72 | 72,1 | 76,7 |
Дефицит | – 4,8 | – 3,7 | – 1,9 |
Неумеренный и оптимистичный
В рамках бюджетного вопроса члены правительства рассмотрели и перспективы социально-экономического развития Саратовской области в течение ближайших трёх лет. Об этом рассказывал министр экономики области Владимир Пожаров. Он представил два традиционных сценария дальнейшего развития – похуже и получше. Тот, что похуже, – базовый, исходящий из современных реалий и предполагающий возможность некоторого ухудшения положения вещей. Тот, что получше, – умеренно-оптимистичный, исходящий из позитивных изменений экономической ситуации.
При базовом сценарии всё в региональной экономике останется по-прежнему. А может быть, станет несколько хуже, если геополитическая обстановка продолжит усугубляться. Базовый сценарий, на который, кстати, регионам рекомендовано ориентироваться, это когда у компаний нет денег на собственное развитие, и государство в развитии компаний оказывается не очень заинтересованным. Тут и ограничение доступа к финансовым ресурсам, и ограничение поставок высокотехнологичного оборудования, и как следствие – замедление темпов экономического роста, сокращение потребительского спроса, ускорение инфляции и отток капитала. Но и при таком раскладе министр Пожаров убеждал, что все социальные обязательства регионального бюджета должны и будут исполняться безусловно.
При умеренно-оптимистичном сценарии всё расцвечивается красками. Во внешней политике потеплело, бизнес вышел из тени, ведясь на стимулирующие к развитию государственные меры, про санкции забыли, потому что срок их действия закончился как раз в 2015 году, инвестиции вернулись и приумножились, потребительский спрос растёт.
Однако, когда министр Пожаров начал озвучивать прогнозные показатели работы отдельных отраслей, возникло ощущение, что говорит он не о базовом, а об умеренно-оптимистичном сценарии. По его словам, на фоне общей непростой социально-экономической ситуации в стране, Саратовская область выглядит хорошо. Можно даже сказать, благополучно.
Вот, например, по его словам, в ближайшие три года промышленность, сельское хозяйство и строительство в Саратовской области будут развиваться очень активно. Промышленность – за счёт транспортного машиностроения, которое в тандеме с бурно растущей в области металлургией сформирует кластер производства комплектующих всего спектра видовой продукции. А также ожидается рост за счёт развития кластера редкого сочетания электроники СВЧ и микроэлектроники, производства промышленного инструментария и газового оборудования.
В агропромышленном комплексе рост обеспечат бурно развивающиеся молочно-продуктовый и мясо-продуктовый кластеры. Строительство, как и до сих пор, поднимется за счёт быстрых темпов возведения жилья. С 2015-го по 2017 год в Саратовской области, по прогнозам министра экономики, будет введено в эксплуатацию более 6 млн кв. м жилья. Объём работ в этой отрасли прогнозируется в размере 66,6 млрд руб. (103,5% рост).
Министр Пожаров уверен также, что и с инвестициями в Саратовском регионе всё будет в порядке. До 2017 года, по его словам, сохранится положительный темп роста инвестиций в основной капитал.
«В 2014-м и последующем годах будут реализованы 32 крупных проекта на общую сумму около 123 миллиардов рублей. Особое место занимают проекты по развитию инфраструктуры, которые позволят в полной мере реализовать потенциал региона, – заявил Пожаров. – В частности, строительство автомобильной дороги в транспортном коридоре Восток – Запад, соединяющем республику Беларусь и республику Казахстан, который будет проходить по территории 17 муниципальных районов Саратовской области».
Осталось довести до прорыва
Владимир Пожаров представил два традиционных сценария дальнейшего развития – похуже и получше. Тот, что похуже, – базовый |
Неумеренно-оптимистичный настрой министра экономики смутил немногих. Владимир Капкаев, председатель Саратовской областной думы, попросил чиновника быть осторожней в отношении бюджета. При положительных и многообещающих прогнозах, по его словам, часто возникают сложности с его исполнением. «В этом году бюджет исполнен всего на 64 процента», – напомнил Капкаев.
Губернатор Валерий Радаев обратил внимание на тот факт, что высокие макроэкономические показатели пока никак не сказываются на подушевых доходах населения. «Это не даёт нам никакого прорыва. В ПФО мы по доходам на душу населения всего на девятом месте. Это ниже среднего уровня», – заявил глава региона и потребовал от областного минэконома найти источник улучшения этого показателя. И даже подсказал, где искать.
За счёт «теневых возможностей», например, имея в виду, видимо, легализацию теневых доходов бизнеса, которые, по некоторым оценкам, составляют около 10 миллиардов рублей.
Или за счёт увеличения налогооблагаемой базы через создание новых производств. Ведь только в 2014 году в Саратовской области запускается пять крупных заводов.