«Город в городе» и «хламида» среди города

Оценить
О проблемах жилищного строительства говорят за закрытой дверью

Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич наведался в Саратов на минувшей неделе. Вместе с ним приезжали гендиректор Фонда «РЖС» Александр Браверман, председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин, заместитель гендиректора ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Андрей Шелковый и ещё целый ряд важных персон. Саратовская область была выбрана площадкой для обсуждения перспектив развития жилищного строительства в регионах федерального округа.

Послушать, понять, помочь

За один день Михаил Бабич со товарищи успели провести сразу два серьёзных совещания и прокатиться по строящимся в Саратове микрорайонам. Одно из совещаний было посвящено изменениям в Земельный кодекс РФ, второе – программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Как отметил полпред президента, темы обоих совещаний не случайны. «Есть целый ряд проблем, которые нам необходимо решить. Поэтому мы здесь. Мы хотим послушать вас, регионы, чтобы понять в каком месте решения наших задач мы находимся, что нам ещё нужно сделать и чем мы можем вам помочь», – пояснил Бабич.

Однако диалог представителей регионов с федеральными чиновниками от посторонних глаз был скрыт. Совещания проходили в закрытом режиме, без прессы. Журналистам показали только первые полчаса от каждого из совещаний, в которые едва уместилось по три выступления. Если отбросить приветственные речи гостей и благодарственное – за оказанную Саратовской области честь – выступление Валерия Радаева, останется парочка докладов о сегодняшнем положении дел в вопросах строительства жилья экономкласса и стремительно ветшающем жилом фонде с вытекающей отсюда необходимостью расселения людей.

Экономкласс для широких масс

По словам Михаила Бабича, на сегодняшний день в федеральном правительстве окончательно сформировалось представление о том, как нужно решать проблему доступности жилья для населения: через строительство жилья экономкласса.

«Появились проекты, которые мы с вами можем рассматривать как пилотные», – сообщил Бабич и добавил, что одним из таких пилотных проектов является наш саратовский микрорайон Солнечный-2. По словам полпреда, Солнечный-2 – это положительный пример комплексной застройки территорий, возведения жилья в оптимально короткие сроки: «Это полноценный «город в городе», который соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилью в техническом, технологическом, и что немаловажно, в ценовом параметре».

Полпред президента в своём выступлении отметил также, что на федеральном уровне наконец определились и с тем, что считать жильём экономкласса: «Министерству строительства и ЖКХ удалось сформировать весь пакет нормативно-правовой базы, который сегодня чётко определяет, что такое жилье экономкласса. Кроме технических характеристик определяется ценовой параметр. В разных регионах по-разному, но в целом это будет до 30 тысяч рублей. То есть жильё с ценой не более 30 тысяч рублей за квадратный метр мы относим к экономклассу».

Бабич добавил, что субъекты РФ сегодня, находясь в тесном взаимодействии с министерством строительства и ЖКХ РФ и с Фондом «РЖС», проводят собственные аукционы на земельные участки. Кроме того, участвуют в строительстве инженерной инфраструктуры и непосредственно в строительстве жилья. «Этот вклад государства как раз и предназначен для того, чтобы снизить цену квадратного метра до критериев и параметров экономкласса», – отметил полпред.

Гендиректор Фонда «РЖС» Александр Браверман в своём выступлении тоже похвалил проект строительства микрорайона Солнечный-2 в Саратове и добавил, что на территории нашего региона сейчас реализуется семь проектов комплексной застройки в сотрудничестве с его Фондом. Общая площадь застраиваемых территорий составляет свыше 260 гектаров, на которых планируется построить свыше 1,5 миллиона квадратных метров жилья, большая часть его при этом будет относиться к категории экономкласса.

Также Браверман рассказал о реализации предусмотренной действующим законодательством возможности вовлечения Фондом «РЖС» в оборот земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Закон, мол, позволяет не только существенно сократить расходы местных бюджетов, самостоятельно распоряжаться такими земельными участками, но и получить дополнительные доходы от продажи земли или арендной платы за участки.

Много говорили о том, что жилья экономкласса нужно строить много и быстро. И вне зависимости от общей экономической ситуации делать его доступным для широких групп граждан – бюджетников, молодых и многодетных семей, ветеранов боевых действий и др.

Главное – не останавливаться и расселять

Проблема расселения ветхого и аварийного жилья в России, которая стала темой обсуждения второго совещания, осложняется тем, что такого жилья с каждым годом становится всё больше. И каждой новой долгосрочной государственной программе приходится решать всё более сложные задачи. Сейчас заканчивается действие второй программы расселения ветхого жилого фонда и одновременно формируется реестр домов для следующего этапа.

Михаил Бабич отметил, что на втором этапе расселено было в два раза больше домов, чем на первом. А сколько их окажется в третьей программе – пока вопрос, особенно если учесть, что порядок постановки дома на учёт как аварийного в настоящее время значительно упрощён.

Главной проблемой реализации программы расселения ветхого и аварийного жилья был назван «дефицит финансов». Сейчас расселение производится на условиях софинансирования из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджетов субъектов РФ. Необходимость тратить внушительные суммы на приобретение квартир для переселенцев не лучшим образом сказывается на социально-экономическом состоянии регионов. Федеральные чиновники это признают, но тут же отмечают позитивные моменты. Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ, заявил, например, что несмотря на бюджетные сложности программу удалось отстоять и довести долю софинансирования регионов в среднем до 48 процентов.

Чибис же сообщил о введении штрафных санкций для тех участников программы, которые нарушают сроки выполнения своих обязательств. Если, мол, семью не заселят в новую квартиру в срок, то ежедневный штраф для ответственного лица будет составлять 5 тысяч рублей. А если в Фонд будет предоставлена ложная информация по заселению, штраф составит 500 тысяч рублей.

Другую проблему, возникающую при реализации программы расселения аварийных домов, обозначил Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он заявил, что по результатам проверочных визитов в регионы ПФО можно сделать вывод о крайне низком уровне сноса расселённых ветхих домов. Причём в Саратовской области темп сноса едва ли не самый низкий.

«То есть люди съехали, а эта «хламида» посреди города стоит», – возмущался Степашин. Он отметил также, что в нашем регионе, как и в нескольких других, зафиксированы низкие темпы реализации первого этапа переселения, низкая техническая готовность домов к эксплуатации, дефицит локальных средств на финансирование программы и ряд других проблем, которые он хотел бы подробнее рассмотреть в практической части проходящей встречи. Практическая часть проходила уже за закрытыми дверями.