В проектах отпала нужда
Состояние старой саратовской набережной, Саргорэлектротранса и транспортной сети города стало основным предметом обсуждения комиссии по промышленности, транспорту, торговле и связи. Информацию по каждому из наболевших вопросов депутаты приняли к сведению. Потому что при отсутствии денег в городском бюджете Саратова на решение этих проблем депутатам остаётся только фиксировать текущее положение дел.
По берегу Волги
О состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на саратовском берегу Волги и находящихся в зоне ответственности администрации Саратова, рассказывал начальник управления по инженерной защите Павел Овчинников.
Он отметил сразу, что причальная стенка, двухъярусная набережная на Бабушкином взвозе и часть новой набережной были переданы муниципалитету из государственной и областной собственности. Причём причальная стенка на момент передачи находилась в состоянии сильной изношенности. И городу пришлось ремонтировать её за свой счёт.
Отвечая депутату Маркову о цене вопроса, Овчинников сообщил, что на ремонтно-восстановительные работы из городского бюджета было выделено около 1 миллиона 200 тысяч рублей. При этом 950 тысяч рублей было потрачено на водолазное обследование, очистку дна акватории, частичный демонтаж и восстановление бетонных конструкций стенки и прочее. Эти работы выполняло муниципальное предприятие «Водосток». Ещё 240 тысяч рублей освоило ООО «Каркас». Они исследовали конструкцию причальной стенки, чтобы определить её пригодность к дальнейшей эксплуатации.
Всех проблем городской миллион не решил, но благодаря ему и проделанной городскими предприятиями работе, по словам Овчинникова, износ причальной стенки сократился на треть. И теперь оценивается в 65 процентов, что, в общем-то, не мешает эксплуатировать сооружение «в нормальном режиме».
Депутаты поинтересовались дальнейшими планами городской администрации относительно этой конструкции. И услышали, что у города есть договор с ООО «Нижегородстройдиагностика» на предмет проведения ежемесячного мониторинга технического состояния причальной стенки. Договор заключен на два года и стоил городскому бюджету 2,5 млн рублей. По результатам проводимого обследования будет подниматься вопрос о капитальном ремонте причальной стенки и расходах на него.
Что касается старой двухярусной набережной, от Бабушкиного взвоза до улицы Революционной, то, как отметил Павел Овчинников, за 50 лет эксплуатации здесь ни разу не проводили капитального ремонта. А этому гидротехническому сооружению он необходим. Но вопрос снова упёрся в деньги. Чтобы провести ремонт, стоимость которого оценивается в 450–600 миллионов рублей, нужно сначала выполнить его проектирование, которое стоит 18 миллионов. Суммы немаленькие, и бюджет в нынешнем его состоянии такие траты просто не потянет.
Но чтобы набережная не начала разваливаться, кое-какие мероприятия городская власть всё же проводит. Например, в администрации разработали ведомственную целевую программу, в рамках которой запланировали разработку документации по безопасности сооружений (на сумму свыше 1 млн 570 тыс. руб.), а также оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нём (500 тысяч руб.).
Часть новой набережной (от Бабушкиного взвоза до Большой Садовой) пока нуждается только в расходах на эксплуатацию. На 2015 год требуется, по словам Овчинникова, около 2,5 млн рублей. Соответствующая заявка для включения этой суммы в бюджет города уже подана.
«Мёртвому» припарки
О финансовом состоянии муниципального предприятия «Саратовгорэлектротранс» по итогам 9 месяцев работы рассказывал директор предприятия Роберт Виньков. По его словам, общая сумма доходов предприятия, согласно утвержденной программе по контролю за деятельностью муниципальных предприятий, должна составить 646 миллионов рублей. Фактически ожидается около 507 миллионов. Это объяснили тем, что повышенный тариф на проезд был введён не 1 июля, как планировалось вначале, а только 1 октября. Ещё одна причина недостачи – в снижении продаж социальных проездных билетов.
Расходы СГЭТ, по словам Винькова, составят 636 млн руб., что почти на 75 миллионов ниже запланированных программой и на 72 миллиона меньше, чем в прошлом году. Задолженности по налогам, зарплате и энергоресурсам у предприятия нет.
Убытки за 9 месяцев работы оцениваются в размере 105 миллионов рублей, при запланированных 65 миллионах. И главная их причина – несоответствие размера компенсации за перевозку льготных категорий граждан действующему тарифу. Размер компенсации был установлен ещё в 2009 году и равнялся семи рублям за провоз одного пассажира-льготника. Неоднократные обращения в областное правительство и областную думу с просьбой пересмотреть его результатов не дали. Сумма задолженности, сложившаяся на сегодняшний день, составляет уже почти 24 миллиона рублей. При этом предприятие пытается отсудить у областного правительства недоплаченные компенсации за 2010-й и 2011 годы в размере 117 и 261 миллион рублей соответственно.
Депутаты спрашивали Винькова, что необходимо предпринять, чтобы улучшить финансовое положение СГЭТ. Виньков попросил не уменьшать в 2015 году сумму субсидий из городского бюджета. В этом году субсидия, хотя и перечисляется в плановом режиме, снижена со 150 до 100 миллионов рублей.
На это предложение ответила заместитель главы администрации по экономическим вопросам Елена Ножечкина. По её словам, ситуация с городским бюджетом сейчас очень напряжённая. По итогам 9 прошедших месяцев бюджетные доходы снизились на 18 процентов, и картина будет только ухудшаться. Поэтому в настоящее время однозначно ответить, сможет ли чем-то помочь СГЭТу городская казна, невозможно. К тому же, по словам Ножечкиной, эти траты могут оказаться неоправданными. Дескать, если для оздоровления предприятия требуется не менее 900 миллионов рублей, то 50 млн – это мертвому припарка.
Депутаты в свою очередь заявили, что Саратовгорэлектротранс необходимо сохранить при любых обстоятельствах, и пообещали, что при обсуждении проекта бюджета на 2015 год вопрос о размере субсидий МУПП «Саратовгорэлектротранс» будет рассмотрен отдельно.
Про синицу в руках
Планы по развитию улично-дорожной сети Саратова в условиях скудного городского бюджета продолжают оставаться мечтами. По словам заместителя председателя дорожного комитета Вячеслава Будникова, муниципалитетом разработана комплексная схема размещения объектов дорожного строительства, благодаря которым движение по центральным улицам должно быть разгружено, а ситуация с движением автотранспорта в целом улучшена. В частности, уже давно запланировано строительство транспортных развязок в районе Стрелки на проспекте 50 лет Октября и у КП ГАИ на Усть-Курдюмском тракте. Или надземного пешеходного перехода в пос. Юбилейный. Или дороги из поселка Жасминный в обход железнодорожного переезда. Или расширение проезжей части на улице Чернышевского между Вольской и Шелковичной и многое другое.
Однако пока все эти намерения отражены только в Генеральном плане города Саратова. Ни по одному объекту нет даже проекта. Всё потому, что денег на строительство дорог, развязок, пешеходных переходов (в общей сложности на 90 миллионов рублей) у города всё равно нет. А разработка проектов стоит дорого, при этом «срок годности» каждого проекта составляет не более двух лет. Тратить деньги на проекты объектов, строительство которых не предвидится в ближайшей перспективе, нецелесообразно, заявил чиновник. И депутаты с ним согласились. Однако в свою очередь они попросили представителя дорожного комитета обратить внимание на ряд уже построенных улиц города, которым требуется всего лишь ремонт, восстановление дорожного полотна или расширение проезжей части. На выполнение этих работ, по словам депутатов, денег нужно гораздо меньше, и результат от вложений будет виден гораздо раньше.