Leonard Cohen. Popular Problems, 2014

Оценить
Леонард Коэн, безоговорочно, гениальный человек. И несмотря на свои восемьдесят лет продолжает творческую деятельность. С 2001 года он выпустил четыре альбома, Problems – последний.

Леонард Коэн, безоговорочно, гениальный человек. И несмотря на свои восемьдесят лет продолжает творческую деятельность. С 2001 года он выпустил четыре альбома, Problems – последний. По всем правилам творения гения, да еще находящегося в столь почтенном возрасте, нужно безудержно хвалить. Но мы не удержимся и сделаем несколько замечаний. Первое: альбом преступно короток – всего 36 минут. Замечание второе: на наш взгляд, Did I Ever Love You выпадает из общего апокалипсического настроя работы.

Странное дело, но Коэна в России любят, хотя его обаяние не только в хриплом баритоне, запоминающихся мелодиях, но и в текстах. А с английским языком у большинства российских любителей рока, сами понимаете, как обстоят дела. Да и является ли роком музыка Леонарда, тоже большой вопрос. Скорее, это некий микст шансона, блюза, рока. Среди созданных им мелодий есть много поистине замечательных – Bird On The Wire, Halleujah, обожаемая мною Partisans.

Если поискать творчеству Коэна аналогии в российском искусстве, то, возможно, ближе всего к канадцу будет Владимир Высоцкий. Но тут есть некий парадокс: настоящие любители Высоцкого на дух не переносят аранжированные для оркестра его песни (зато их любят FM-радиостанции). С Коэном как раз наоборот – представить его без сопровождения минимальной по составу группы и женского бэк-вокала невозможно. Кстати, на некоторых песнях альбома девушек, как показалось, было многовато – Samson In New Orleans, например.

Лучший песней я бы назвал открывающую альбом Slow. Она не просто лучшая, она задает тон всему альбому (опять же за исключением Did I Ever Love You). И не только в музыкальном плане, но и плане текстов. «Я никогда не спешу в своей мелодии,/ Я не люблю делать это быстро./ Если вы хотите попасть куда-то первым,/ Я буду там последним». И припев: «Это не потому, что я стар,/ Не потому, что я мертв./ Я просто не люблю спешить, этому учила меня моя мама». Дальше Коэн переходит на глобальные картины то ли бывшей, то ли будущей войны, вплетая туда что-то свое личное: «Моя женщина – здесь,/ Мои дети – тоже./ Их могилы защищены от привидений,/ Там, где глубоко под землей переплетаются корни./ Я прожил жизнь,/ Я оставил ее позади». Это из прекрасной Nevermind.

Купите этот альбом, поставьте на вертушку, возьмите словарь и попробуйте перевести тексты песен, напечатанные в буклете. И вам откроется другой Леонард Коэн.