Саратов. Октябрь 1914 года

Оценить
19 октября. В Совете министров разрабатывается проект о компенсации винокуренным заводам за убытки, причиненные им прекращением на время войны казенной продажи питей.

19 октября. В Совете министров разрабатывается проект о компенсации винокуренным заводам за убытки, причиненные им прекращением на время войны казенной продажи питей. В соответствии с этим проектом заводчикам, полностью отказавшимся от поставки спирта в казну, в виде неустойки уплачивается от 15 до 25 копеек за ведро. Причем 15 копеек за ведро уплачивается заводам, производящим винокурение из хлебных припасов, а 25 копеек – из картофеля. Саратовские винокуры получат компенсацию от 10 до 15 тысяч рублей на завод.

21 октября. В настоящее время прибыло более 100 беженцев из Польши. Многие из них без денег, без теплой одежды. 20 из них нашли приют в доме при католической церкви. 5 ноября проводится однодневный кружечный сбор в пользу жителей Польши, пострадавших от войны. Организует его жена члена Государственной думы Л. Л. Масленникова.

22 октября. 17 октября в день праздника Курбан-байрам в мечети после богослужения саратовским старшим ахуном было совершено молебствие о здравии императора, всей его семьи и о даровании победы российскому воинству.

24 октября. В Саратове формируется отряд санитаров для перевозки раненых с полей сражения в лазареты. Для отряда приобретены 117 лошадей, носилки.

Вчера на позиции для солдат-саратовцев 82-й дивизии отправлено с М. А. Масленниковым 4 вагона подарков. Всего собрано до 10000 вещей (не считая мелких, например наушников). Все теплые вещи отличного качества. Ценность их не менее 25–30 тысяч рублей. Отправлено 350 пудов табака с бумагой и спичками и до 300 тысяч штук папирос. На каждого солдата придется свыше одного фунта. Некурящим табак будет заменен чаем, сахаром или сушками.

25 октября. Навигация прекратилась. Целые караваны судов, идущих из Астрахани вверх по Волге, оказались затертыми льдом. Около Антиповки застряла баржа Степашкина с 80 тысячами пудов хлеба. Её придется разгружать и возить хлеб на крестьянских подводах, что принесет большие убытки.

Вчера в Саратове введены новые правила пользования телефоном. Абоненту не нужно уже самому звонить для вызова требуемого номера, это должна делать телефонистка.

26 октября. Советом университета рассматривается просьба ряда частных лиц об открытии при университете экзаменов на звание зубного врача. Совет высказался за удовлетворение этой просьбы.

28 октября. Ввиду закрытия германской и австрийской границ доставка швейцарских часов местным часовщикам идет окружным путем через Италию, Грецию, Румынию по 6–7 недель. В Саратове цены на часы поднялись на 50 процентов. Во время мобилизации спрос на часы был громадным, а теперь упал. Многие часовщики переживают кризис.    

Городской театральный комитет запретил ставить в городском театре «Девушку с мышкой» и вообще фарсы без специального на то разрешения.

29 октября. С 1 ноября разрешена торговля пивом в одной десятой части всех открытых до войны в городах пивных лавок и из складов на вынос без ограничения. Торговля пивом в сёлах не разрешается.

За производство «пьяного» кваса, содержащего до 7 градусов спирта, оштрафованы крестьяне сёл Кондоль Петровского уезда и Шемышейка Кузнецкого уезда. С каждого крестьянина взыскано по 5 рублей.

Из Сердобского уезда приехала некая Антонина Колчина 22 лет. Она хочет возбудить ходатайство о том, чтобы, по её словам, «её произвели из женщины Антонины в мужчину Антона». В своем селе Антонина занимается сапожным ремеслом. Она чувствует себя мужчиной, но должна носить «всю женскую обряду».

Газету «Саратовский листок» читала Наталья Самохвалова