Пять метров над уровнем ила

Оценить
Почему Андреевские пруды в Поливановке могут навсегда исчезнуть

Жители Поливановки начали на минувшей неделе собирать подписи в поддержку Андреевских прудов, против их заболачивания. Главный центр помощь и координации действий находится в региональной общественной организации «Экологическая застава». Она уже много лет объединяет волонтеров, энтузиастов и просто неравнодушных людей. Клич с просьбой о помощи старинным прудам был дан давно. Реакции никакой.

Топонимика

Андреевские пруды названы в честь ныне живущего географа и эколога Андрея Рагули. Названы так они были в 90-е годы Дмитрием Худяковым. Новое имя плотно укоренилось в топонимике и сознании людей. До этого у водоемов фактически отсутствовало имя собственное. Они именовались просто – пруды на 9-й Дачной. Их часто путали с водоемами на 10-й Дачной. Но те гораздо меньше Андреевских.

Водоемы были выкопаны ручным способом в начале XX века по поручению известных саратовских фабрикантов братьев Штаффов для орошения полей. Сейчас Андреевские пруды относятся к государственному учреждению «Парк Кумысная поляна». Отдельного мониторинга состояния водоемов учреждение никогда не проводило. Сейчас дно обоих прудов заилено на 4–5 метров. Вода из родников перестала поступать. По берегам прудов уже лет десять растет камыш – явное следствие заболачивания.

– Я их нянчу уже 30 лет, – говорит руководитель экологической станции Андрей Рагуля. – Вот это первый пруд. Осенью он выглядит более-менее прилично, потому что в холод вся зелень сходит. Летом здесь полно народа. Мы специально поставили шлагбаумы. А люди просто их выламывают. В общем, тут дикая ситуация. У нас идет нескончаемая борьба. Но всё же добились установки мусорных контейнеров около прудов. Люди почему-то мусор в урны не кидают. Мы их стараемся периодически воспитывать. Здесь запрещено распитие спиртных напитков, потому что это природный парк, общественная зона.

Такого нет нигде! Это жемчужина Саратова. Это я могу сказать как профессиональный географ. Таких озёр нет нигде в России. Большая редкость, когда город находится в окружении леса. Через 15 минут езды на любом транспорте ты можешь оказаться на красивейшем озере. Да еще и с чистейшими родниками. А мы этого не ценим. Пыжатся только энтузиасты, – грустит Андрей.

Вместе с ним мы проходим до места дислокации бывшей экологической станции. Она располагалась прямо на берегу пруда. Как заявляет Рагуля, станцию сожгли враги этих мест в 90-е. Местный лесхоз был сам по себе, а пруды тоже сами по себе. Этим решили воспользоваться некоторые криминальные товарищи. Какие именно, Андрей Анатольевич не уточняет. Водоемы могли оказать в собственности этих товарищей. Чтобы они не ушли в частные руки, экологи попытались на общественных началах наладить отдых для саратовцев. Андрею Анатольевичу пришлось включить пруды в реестр памятников природы регионального значения. Эколог подготовил уйму бумаг. Прошел через все необходимые инстанции. Поэтому, скорее всего, экологическую станцию и сожгли. Вся работа станции переместилась к Рагуле на дачу. Теперь организация базируется там.

Каждое лето на месте сгоревшей станции проходит рок-фестиваль «Чистая нота». Но сначала по традиции небольшой субботник. Участники расчищают территорию около прудов. Получается такой экологический перформанс, как говорит Рагуля.

Дележка

Кумысная поляна – как региональный парк – относится к ведению области. Город вроде как ни при чем. Он не может тратить деньги на эти водоемы, это будет якобы нецелевое использование средств. Городская администрация отвечает за дамбы – они напрямую относятся к городу. Если они размоются, то часть Поливановки просто уйдет под воду. Поэтому их иногда подсыпают мусором, потом немного разравнивают для вида. Еще выдергивают камыши, но на этом вся работа заканчивается. Для Андреевских прудов 200–300 тысяч рублей недостаточно. На ухудшение экологического состояния прудов влияет и рекреационная нагрузка. В летний период сюда приезжает большое количество саратовцев с шашлыками и водкой. Всё вытаптывается и загрязняется. Наказать нарушителей очень сложно.

Недавно Андрей Анатольевич даже зафиксировал сброс нечистот в озеро. Ассенизационный автомобиль промывали почему-то прямо у прудов. Эколог сделал водителю замечание. В ответ на это его послали куда подальше. Андрей Анатольевич не растерялся и заснял происходящее. Затем документы передал в областной комитет экологии. Вскоре сотрудники правопорядка нашли ту самую машину, а вот водителя обнаружить не удалось. Хозяин машины сообщил, что в тот день за рулем автомобиля находился другой человек. Кто именно, выяснить тоже не удалось.

Исход

– Эти пруды созданы за счет родников, – говорит Андрей Рагуля. – А родники серьезно забились илом на 4–5 метров. Вода не может пробиться через ил. Пруды постепенно превращаются в болото. Еще пять лет, и всё. Пока дно не будет почищено, озёра продолжат зарастать. Эксперты говорят, что на очистительные работы необходимо около трех миллионов рублей, – заявляет эколог.

– Андреевские пруды являются муниципальной собственностью, – разъясняет Виктор Тихомиров, исполняющий обязанности начальника управления по инженерной защите Саратова. – И определенные финансовые средства на них каждый год выделяются, что позволяет нам очищать территорию от мусора и кустарников, а также проводить промывку переливных трубопроводов для беспрепятственного пропуска воды. Однако, для того чтобы избавиться от ила, инвестиции нужны более масштабные. Пока их нет.