Пришел ли маленький пушистый зверек?

Оценить
Большинство представителей власти уверенно рассказывают о стабильности российской экономики, равноприближенные олигархи дербанят Фонд национального благосостояния и представляют изумленной публике все новые проекты огромного масштаба...

Большинство представителей власти уверенно рассказывают о стабильности российской экономики, равноприближенные олигархи дербанят Фонд национального благосостояния и представляют изумленной публике все новые проекты огромного масштаба вроде железной дороги из Казани в Китай. Огромные проекты требуют огромных денег, и в большинстве случаев госмонополии, Ротенберги и прочие их получают. Тем временем большинство неангажированных экономистов спорят о том, достигли ли мы дна или еще есть куда опускаться. Пришел ли к нам маленький пушистый зверек песец или только приближается.

Вот новости понедельника: рубль продолжает обесцениваться: он потерял еще 11 копеек против доллара США, новый курс – 40,3 рубля за доллар. Евро на новом историческом максимуме – 51,2 руб. Центробанк объявил, что в пятницу продал еще 866 млн долларов из резервов, с начала октября – уже 5,9 млрд. Глава ЦБ надеется, что курс вскоре стабилизируется. Рубль дешевеет пятую неделю подряд, потеряв с начала октября порядка 7 процентов.

Против рубля играет настороженность инвесторов, возникшая из-за напряженных политических отношений между Россией и Западом, а также дешевеющая нефть. В понедельник котировки нефти дополнительно просели из-за информации о снижении Ираком цен на нефть, поставляемую в Азию и Европу.

В самом российском руководстве нет ясности, что будет с рублем. Скорее, есть противоречия. Министр финансов России Антон Силуанов поддержал намерение Центробанка отпустить курс рубля с 2015 года, чтобы сделать его более гибким:

«Мы считаем, что это правильно в нынешних условиях, когда цены на нефть падают, когда происходит значительный отток капитала. В нынешних условиях нужно дать больше гибкости курса, чтобы ЦБ не израсходовал быстро свои золотовалютные резервы».

Зато советник президента РФ Сергей Глазьев считает, что ЦБ следует зафиксировать курс на определенном уровне и держать его в течение долгого времени:

«Объем валютных резервов сегодня в России в полтора раза больше объема денежной базы. Это означает, что при любом курсе Центральный банк способен его (курс рубля. – Д. К.) держать бесконечно долго. При условии, конечно, что он в пределах разумных параметров. Моя точка зрения: его нужно просто зафиксировать и сейчас, исходя из прогноза платежного баланса, четко сообщить рынку, какой будет курс на ближайшие 2–3 года».

Хорошо хоть Глазьев не призывает вернуться в советские времена, когда доллар официально стоил 87 копеек, а фарцовщики продавали его за три рубля.

Понятно, что большая часть населения – пресловутые 86 процентов, но, скорее всего, уже меньше – на все эти на самом деле тревожные расчеты махнет рукой: у нас долларов отродясь не было, чего нам тревожиться. Главное, что Крым наш.

Хорошо. Оценим ситуацию с другой стороны: рост потребительских цен с начала года Центральный банк оценивает в 7,7 процента. Базовая инфляция в августе выросла до 8 процентов. Россия практически не производит бытовую технику, объемы отечественного автопрома скукоживаются на глазах, значительная часть продуктов тоже идет из-за рубежа. Может, вам встречалась оптимистическая новость о поставках с Филиппин мяса крокодила? Так вот за него тоже сначала надо платить долларами. Так же как и за телевизоры, автомашины, котлы отопления – больная для автора тема. Единственно, кто выигрывает из-за слабого рубля, – это наши экспортеры. А так как экспортируем мы в основном нефть и газ, то имена назвать легко – Роснефть и Газпром. Например, продали за рубеж сырья на сто долларов. Еще весной они конвертировали это в 3 тысячи рублей, а сейчас уже в 4 тысячи.

Но не спешите радоваться за них. За прошлую неделю цены на нефть опустились на 4,4 процента. Тому есть множество объективных причин, и не стоит видеть за падением цен «злые происки врагов». Мировая экономика, мягко говоря, не на подъеме, потребность в углеводородном топливе уменьшается. С другой стороны, резко возросли объемы добычи в Ливии, Соединенные Штаты добычу увеличили до 8,9 миллиона баррелей. Увеличила продажу организация нефтедобывающих стран – ОПЕК. Так уж устроен мировой рынок: падает цена – увеличивается добыча, для того чтобы поддержать уровень доходов на прежнем уровне.

Можно приводить еще цифры падения российских индексов, называть объемы выведенных из России средств, писать о сокращении инвестиций. Но не стоит перегружать вас цифрами. Вопрос по сути остается: пришел к нам маленький пушистый зверек или еще нет? И что будет, когда он уже точно придет?