Пока мариновалась печень

Оценить
Обсудить не с кем, рассказать есть кому

В минувший вторник в областной общественной палате случился конфуз. Представители областной думы, сотрудники Роспотребнадзора, министерства социального развития области и правоохранительных органов проигнорировали заседание круглого стола общественников под названием «Запрет на продажу слабоалкогольных коктейлей: чьи потери важнее». Организатор круглого стола, председатель общественной организации трезвости и здоровья Наталия Королькова быстро поменяла формат мероприятия на пресс-конференцию.

Рабам вина давали вволю

Доказывать вредность энергетических напитков Наталье Александровне помогали лидер МГЕР Иван Дзюбан и член ОПы Маргарита Розенштейн. Позднее к ним присоединился еще один коллега – Всеволод Хаценко.

В начале мероприятия два куска говяжьей печени, разложенные предварительно в разные сосуды, были залиты минералкой и энергетиком «Ягуар» оранжевого цвета. Пока печень мариновалась, обсуждали зловредность слабоалкогольных газированных напитков.

Говорить о пагубном влиянии алкоголя на человеческий организм Наталия Александровна может долго, убедительно и вдохновенно. И в этот раз начала с вредности вина, о чем были отлично осведомлены древние предки. А посему вино разрешалось пить только мужчинам старше 30 лет. А женщинам вина вообще не давали. Свободные граждане разбавляли вино водой. Зато рабам его давали в изобилии, и разрешали не разбавлять.

Что мы видим теперь? 20 с лишним лет в торговле алкоголем, по выражению Корольковой, царила «полная вакханалия». Только в 2009 году вновь была начата борьба с пьянством, появились антиалкогольные законы.

Напитки слабоалкогольные, а зло большое

Противоалкогольная борьба развивается отнюдь не семимильными шагами, но общественники-оптимисты не теряют надежд «победить заразу». Одним из самых опасных видов алкоголя Наталия Королькова считает энергетические напитки: «наиболее продуманный и коварный вид». В погоне за прибылью производитель не думает о здоровье человека, о морали и нравственности, утверждает поборница трезвости. Опасность энергетических коктейлей, рассчитанных на молодежь и даже детей и представляющих собой гремучую смесь алкоголя, кофеина и стимуляторов, в их негативном воздействии на нервную систему и психику.

Всеволод Хаценко считает алкококтейли видом войны иностранных производителей с молодым поколением россиян. Его поддерживает Королькова, уверенная в необходимости защиты молодежи, особенно в условиях демографической ямы: сейчас в детородный возраст вступило немногочисленное поколение 90-х годов рождения. И сохранить его здоровье – вопрос стратегической важности.

Приобщение юных граждан к увлечению алкоголем во многом обусловлено пристрастием к слабоалкогольным газированным напиткам. И сейчас, по словам Корольковой, львиная доля юных пьяниц начинает регулярно употреблять именно этот вид алкоголя в возрасте 11–13 лет. Зависимость от него вырабатывается в течение полутора-трех лет, а не десяти, как от обычного алкоголя.

Жестяную банку «Ягуара», использованную в качестве наглядного пособия, Наталия Александровна именовала «веществом». Банка интересная, яркая, красивая, привлекательная для детей. И «архиопасная». По заключению Роспотребнадзора России, в полулитровой баночке коктейля содержание этилового спирта эквивалентно 100 граммам водки. Что такое полстакана водки, попадающей в организм молодого человека? Любой алкоголь, по словам Корольковой, «распределяется по внутренним органам». Главный удар – в мозг: 80 процентов от выпитого. А когда напиток наполнен газом, весь алкоголь попадает в мозг. Поэтому «кайф ловится сразу» и «зависимость от джин-тоника формируется мгновенно». Кроме того, в банке напитка содержится столько кофеина, что эквивалентно четырем чашкам крепкого кофе.

В облдуме не увидели опасности энергетиков

Наталия Королькова – сторонница запрета алкококтейлей на региональном уровне. И в облдуму соответствующий проект обществом трезвости вносился. Там его даже обсуждали на рабочей группе. И вернули автору с возражениями против запрета джин-тоников «на 25 листах» «со стороны муниципалитетов и других структур». Королькова воздержалась от их перечисления, но заметила: «пусть это останется на их совести».

Что же так не понравилось законодателям в попытке запрета алкогольной газировки? Прежде всего, муниципалитеты волнует «выпадение доходов». Еще один аргумент: имеет ли регион право на запрет отдельного вида алкогольных изделий. Наталия Александровна напомнила правовикам, что в антиалкогольном законодательстве России есть «самое что ни на есть широкое право для муниципалитетов и регионов». И заключается это право, по словам общественницы, в одной фразе «вплоть до полного запрета».

Когда-то, 100 лет назад, царь давал такое же «вплоть до полного запрета» право каждой губернии на борьбу за трезвость. И тогда не нашлось ни одной губернии, которая не воспользовалась бы правом, дарованным царем. И был тогда в России сухой закон.

Иное дело – дни сегодняшние, которые даже сравнить нельзя с благословенными временами вековой давности. Но в отношении энерготоников правом на запрет воспользовались уже многие субъекты РФ. И первым из них стал Краснодарский край. В этом году аналогичное табу принято в Ростовской, Архангельской и других областях.

Еще один из факторов возвращения закинициативы Корольковой на доработку вообще вопиющий: члены рабочей группы засомневались во вреде для здоровья энергетиков. Этот довод, по словам Натальи Александровны, и стал решающим в попытке организовать круглый стол.

В доказательство Королькова привела страшный случай, видимо, ускользнувший из зоны внимания критиков законопроекта. В Вольске в конце апреля впал в кому ­19-летний парень, употреблявший только энергетики. У него, по информации Корольковой, нарушилось мозговое кровообращение. Медики спасли молодому человеку жизнь, но он остался инвалидом на всю оставшуюся жизнь.

О борьбе со слабоалкогольными и безал­когольными энергетическими напитками рассказал журналистам лидер «молодогвардейцев» Иван Дзюбан. С 2011 МГЕР инициировала запрет этих напитков в 11 субъектах РФ. А поскольку депутаты не пришли в ОПу на обсуждение гипотетического запрета, Иван решил перенести обсуждение на площадку областной думы. Вопрос будет вынесен, конечно, не на парламентскую сессию, а на обсуждение молодежного парламента при облдуме.

Ну и наконец о печени, погруженной в энергетик и газировку. После получаса «маринования» печень в слабоалкогольном напитке стала темнее. На поверхности образовался сгусток пенистой пленки.