Реформаторский паралич
Новые требования к подготовке водителей автотранспортных средств парализовали работу всех саратовских автошкол. Пока что учиться «на права» в регионе негде. В целом по России работу приостановили 90 процентов учебных организаций, занимавшихся подготовкой водителей. И пока в Саратове владельцы автошкол готовятся к грядущим проверкам и раздумывают, что им делать в случае неудачи, в Москве зазвучали призывы отказаться от принятых новшеств напрочь.
В направлении совершенства
Вопросам будущего саратовских автошкол на минувшей неделе было посвящено сразу два мероприятия. Сначала в Управлении ГИБДД по Саратовской области провели пресс-конференцию о нынешнем состоянии дел по аттестации автошкол и согласованию их учебных программ. Потом Ассоциация автошкол Саратовской области собрала все профильные образовательные организации на первую региональную конференцию, где участники детально разбирали введенные законодательные новшества и пытались понять, как с ними жить дальше. Вопроса о том, какому количеству школ реально удастся в новых условиях выжить, кстати, не ставилось вовсе. Настроение руководителей автошкол, стоит отметить, вполне позитивное. «Всё будет хорошо», – так они убеждали друг друга.
Напомним, что ещё год назад у образовательных учреждений и организаций, в том числе готовящих водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов, возникла обязанность согласовывать свои учебные программы и получать заключения о соответствии учебно-материальной базы. Это предусматривает вышедшее 28 октября 2013 года постановление правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности». В августе текущего года Минобрнауки РФ выпустило приказ с перечнем новых требований к процессу профессиональной подготовки водителей. И вот с него-то и начались проблемы не только у саратовских, но и у всех российских автошкол.
Согласно новым требованиям, учебные программы должны стать сложнее, а учебные классы технологичнее. В Минобрнауки составили 16 программ по десяти существующим категориям и шести подкатегориям.
Каждая новая программа подготовки водителей состоит из нескольких циклов. Начинается курс с базового модуля, который обязателен при получении любой категории прав. Он является наиболее объемным и длится 84 часа. Здесь будут изучаться законодательство, имеющее отношение к правилам дорожного движения, правила оказания первой помощи пострадавшим и психофизические основы деятельности водителя. В практический курс включен предмет по профилактике конфликтов.
Продолжительность обучения на право управления легковым автомобилем увеличивается со 106 до 134 часов теории и с 50 до 56 часов – вождение. При этом часы на вождение стали не академические, а астрономические.
К материально-технической базе автошкол тоже предъявлены особые требования. В классах должны появиться тренажеры-симуляторы и интерактивные доски. Многим потребуется переоборудовать автодромы, площадь которых теперь должна быть не менее четверти гектара. Автодромы должны быть оборудованы знаками и светофорами и иметь асфальтобетонное покрытие. Стоит отметить, правда, что появилось ещё такое понятие, как «закрытая учебная площадка» – альтернатива автодрому. К ней требования мягче. Например, асфальтобетонное покрытие требуется не на всей территории, а лишь в местах выполнения упражнений. Наличие светофора, разметки и знаков на учебных площадках тоже не обязательно.
Эти и другие нововведения направлены на одну цель – повышение качества подготовки водителей, уровня водительского мастерства и ответственности и, как следствие, улучшение ситуации на дорогах.
Проблема обнаружилась в том, что подавляющее большинство специализированных организаций, обучающих водителей, оказались не готовы выполнить все выдвинутые им требования.
К аттестации не готовы
Соответствие учебных программ и материально-технической базы все автошколы обязаны согласовывать с ГИБДД. Только после выдачи инспекцией положительного заключения учебная организация может набирать курсантов и вести образовательный процесс. Однако за последние два месяца ни одна автошкола, работающая в Саратовской области, не получила одобрения ГИБДД. Не потому что не смогла выполнить новые условия, а потому что не решилась пройти соответствующую проверку.
По словам Олега Вязовского, начальника отдела по контролю за регистрационно-экзаменационной деятельностью УРИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области, заявки от автошкол, которых в регионе, кстати, свыше 150, начали поступать только на минувшей неделе. И к моменту проведения пресс-конференции их было всего шесть.
Такую неспешность со стороны образовательных организаций в Госавтоинспекции объясняют тем, что школы «готовятся». Как отметил Алексей Семёнов, начальник отдела технического контроля отдела по контролю за регистрационно-экзаменационной деятельностью УРИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области, организациям требуется ещё некоторое время на то, чтобы разработать и запустить свои сайты (обязательное требование), правильно оформить все документы, закончить профпереподготовку преподавательского состава, как того требует изменившееся законодательство. Привести в соответствие новым нормам автодромы и закрытые учебные площадки тоже, мол, дело не быстрое. Правда, при этом Семёнов отметил, что по предварительному анализу, проведённому областной ГИБДД, удовлетворить новые требования закона реально смогут менее половины действующих автошкол.
Как рассказали представители областного управления Госавтоинспекции, затягивания при проверке каждой школы не будет. На все мероприятия по каждой заявке отводится месяц. Изучать школу ГИБДД начнёт с сайта, на котором должна быть указана максимально подробная информация об организации и предоставляемых ею услугах, а также с предоставленного пакета документов. А уже потом инспекторы будут выезжать на места и проверять наличие и состояние заявленных объектов материально-технической базы.
При этом было отмечено, что при изучении сайтов тех школ, которые всё-таки подали заявки, уже вскрылось множество несоответствий и недочётов. Организациям придётся их исправлять и на это опять же потребуется время.
Суть в том, что на сегодняшний день деятельность абсолютно всех автошкол оказалась парализованной. Фактически в настоящее время ни одна организация по подготовке водителей транспортных средств не вправе принимать курсантов. И как долго продлится этот застой, не известно.
Но как заверили сотрудники областного управления ГИБДД, они готовы идти навстречу автошколам. Помочь, например, разобраться в тонкостях законодательства, подсказать правильные трактовки выдвинутых требований. Госавтоинспекторы уже провели 35 рабочих консультационных встреч с представителями образовательных организаций и надеются, что это поможет избежать возможных недочётов и сократить сроки согласования. При этом, как отметили сотрудники УГИБДД по Саратовской области, информация о получении положительного заключения от ГИБДД по каждой отдельной автошколе будет оперативно размещаться на официальном сайте инспекции. Это подскажет гражданам, желающим приобрести профессию водителя (а теперь именно в таком качестве автошколы будут выпускать своих курсантов), какое образовательное учреждение или организация готовы продолжать свою работу.
Сложно, но можно
В рамках первой региональной конференции автошкол Саратовской области, прошедшей в минувший четверг, обсуждались те же самые вопросы. Приглашённым к участию руководителям образовательных организаций подробно рассказывали, чего именно от них ждут и к чему им следует готовиться. Оказалось, что ещё не все директора и владельцы автошкол осознали изменения правил игры. Может быть, поэтому, несмотря на атмосферу тревожности, настроение у большинства представителей учебных заведений было довольно приподнятым.
В рамках конференции представители саратовских автошкол пытались выяснить частные вопросы. Некоторых, например, интересовало, какой вид ограждения допустимо использовать при оборудовании автодрома, сетку-рабицу или колючую проволоку, и можно ли ограничиться шлагбаумом или обязательно ставить запирающиеся ворота.
Были вопросы и посерьёзнее. Большинству директоров автошкол непонятно, например, требование в обязательном порядке организовать пищеблок на территории своего заведения или медпункт.
«Каждая группа курсантов проводит в школе не более двух часов. Какая необходимость организовывать им в это время возможность перекусить? А медицинский кабинет зачем? Скорую помощь ведь никто не отменял, и в случае необходимости лучше вызвать бригаду квалифицированных медработников, как это делалось до сих пор, – удивляется руководитель одной из автошкол Александр Медведев. – На мой взгляд, это всё лишние траты, дополнительная никому не нужная нагрузка на предпринимателей. Эти затраты в конечном итоге будут закладываться в стоимость обучения, то есть переложатся на граждан. А школам, если они хотят быть востребованными, совершенно невыгодно задирать свои цены».
Объяснение этой нормы, кстати, было очень простым. Она распространяется на все учебные заведения. А так как в основной массе учащиеся проводят в них если не целый день, то его половину, значит, время и место для приёма пищи им должно быть предоставлено. Автошколы из категории учебных заведений пока не вычленяли. И отдельных норм для них не разрабатывали. Хотя работа в этом направлении вроде бы, по слухам, ведётся.
Стоит отметить, что практически все руководители автошкол дают на перспективу одни и те же прогнозы: цены вырастут, школ будет значительно меньше. Однако каждый из опрошенных заверил, что его заведение непременно останется на рынке. Потому что выполнить новые требования закона, по их словам, хоть и сложно, но всё-таки можно.
Пересмотреть или отказаться
Другой вопрос в том, что никто из представителей образовательного процесса подготовки будущих водителей автотранспортных средств не верит в действенность нововведений. По словам представителей автошкол, наличие штатного психолога, пищеблока или медпункта на качество подготовки водителя не повлияет. Увеличение теоретического курса, собственно, тоже. Да и совершенствование автодрома тоже по большому счёту особенно делу не поможет.
«Мой опыт обучения вождению показывает, что лучше и быстрее всего люди учатся управляться с автомобилем в реальных условиях, то есть на дорогах. К сожалению, сейчас Госавтоинспекция ограничивает наши маршруты, не позволяя возить курсантов по улицам с интенсивным потоком движения. А это было бы очень полезно. Конечно, при условии соблюдения всех требований безопасности и присутствия рядом с курсантом инструктора. Больше нужно кататься по городу. Ведь каким бы удобным ни был манеж, это всё равно манеж», – отмечает Медведев.
Директор другой автошколы Дмитрий Зиновьев отметил в свою очередь, что в процессе подготовки водителя нет ничего важнее, чем научить человека уверенно и грамотно управлять автомобилем и досконально разбираться в правилах дорожного движения. И его опыт преподавания подсказывает, что достичь этой цели можно через индивидуальный подход к каждому курсанту.
«Дело не в том, как долго человек проведёт за партой или за рулём, а в том, на что он в принципе способен. Если говорить о действительно эффективных мерах, то нужно вводить в автошколы принцип индивидуального подхода к обучению каждого курсанта. Достаточно сделать обязательными минимальный 32-часовой курс вождения и аттестацию. Если человек после этого минимума готов идти на экзамен в ГИБДД, то обучение можно считать законченным. А если не готов, то нужно дать ему дополнительные часы на подготовку на индивидуальной основе. Ведь некоторым и 50 часов вождения мало. Я не уверен, что от новой реформы ситуация на дорогах сильно изменится».
С тем, что в реформе не всё гладко, согласны и некоторые депутаты Госдумы. Достаточно, мол, посмотреть на итоги последних двух месяцев, прошедших с того дня, как был издан приказ Минобрнауки о новых требованиях к автошколам. Аттестацию в ГИБДД по всей России прошли только 22 автошколы. Причём две из них – в Москве. Остальные – не прошедшие или не решившиеся на аттестацию – набирать учеников не могут.
Депутаты уже написали обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой отказаться от внедрения образовательных нововведений. Или как минимум пересмотреть их.