Искусство создавать ткань
Бездушная машина с огромной скоростью совершает кажущиеся бессмысленными движения, рядом быстро разматывается большая катушка, тянутся нити... В цехе стоит шум. Мне пытаются объяснить схему работы текстильного производства – от обилия новых терминов я начинаю теряться. Кто бы мог подумать, что изготовление привычных нам синтетических тканей является таким непростым делом... Но только не для специалистов Балашовского текстильного комбината («Балтекс»). Сейчас предприятие из небольшого города в Саратовской области не только снабжает высококачественной тканью Россию и ближнее зарубежье, но и в сложных финансовых условиях умудряется успешно конкурировать с мировыми производителями.
Уже на подходе к кабинету руководителя меня встречают развешенные по стенам коридора дипломы, грамоты, благодарности. Ещё несколько рамок сложены в стопочку на столе у секретаря – наверное, ещё не успели повесить. В самом кабинете грамоты и прочие знаки отличия оккупировали шкаф, стол и пространство над директорским креслом. Вот синяя прямоугольная медаль за «лучшую ткань года» со столичной выставки, вот – круглая золотистая награда с красной звездой от министерства обороны Казахстана, рядом ещё одна выставочная медаль с надписью «Химия-2011». По словам директора «Балтекса» Александра Мельникова, награды появляются в его кабинете после возвращения специалистов комбината из командировок по разным городам.
Товар без подделки
«Балтекс» специализируется на выпуске курточных, подкладочных, ветрозащитных, смесовых и рюкзачных тканей. История этого производства уходит корнями в советское прошлое и больше похожа на синусоиду – с точками высоких взлётов и глубоких падений. Работавшее с 1968 года одно из ведущих текстильных предприятий СССР к 2010 году находилось в состоянии банкротства. Тогда комбинат был выкуплен новыми собственниками. «Четыре года назад произошло новое рождение комбината, – рассказывает Мельников. – На модернизацию оборудования было потрачено более 270 миллионов рублей. И не зря – на нём мы смогли получить новые образцы продукции». Синяя медаль как раз была получена за изобретённый в 2013 году материал с полиуретановым покрытием «кордон-500». Награды удостоилась и разработанная в 2014 году подкладка для экипировки силовых министерств и ведомств. «Она пока ещё находится в процессе утверждения, проходит ряд и испытаний и экспертиз, – поясняет специалист по маркетингу «Балтекса» Анна Зотова. – Но мы уже в курсе, что после получения всех необходимых документов ведомства будут готовы начать закупать её у нас».
Первая особенность комбината: это единственное в России предприятие, изготавливающее полиамидную ткань. «Тот же самый кордон-500 – действительно уникальная ткань, которая используется для изготовления рейдовых рюкзаков и специальной обуви, – объясняет Мельников. – И уникальность её в том, что делается она из полиамидной нити. Такая ткань получается очень прочной, износоустойчивой, с большим запасом истираемости». Вторая фишка «Балтекса» – в умелом комбинировании нитей. «Мы делаем много тканей с разной нитью – хлопковой, полиэфирной, – рассказывает Мельников. – Это даёт возможность использовать разную структуру тканей для разного назначения. А специальные покрытия придают тканям дополнительные полезные свойства».
Вести рыночную борьбу комбинату приходится как с российскими предприятиями, так и с представителями соседней Белоруссии. Но главные конкуренты сосредоточились в Азии – Китае, Корее, Турции... Около 80 процентов импортных тканей идёт в Россию именно оттуда. «Некоторые виды тканей они уже по-другому делают – мир в этом направлении далеко ушёл, – поясняет Мельников. – У них имеется высокоскоростное оборудование, которое мы по разным причинам позволить себе пока ещё не в состоянии. Но ряд тканей специального назначения мы уже можем достойно изготавливать и сами, успешно решая задачи по прочности и стойкости. И конечная стоимость нашей продукции как раз вписывается в рыночную цену». Соревноваться по цене с зарубежными тканями комбинату помогают установленные в России пошлины на импорт, а расположение внутри страны даёт преимущество в скорости выполнения заказа. «Мы можем исполнить заказ достаточно быстро – за месяц-полтора, – объясняет Мельников. – Заказ за рубежом выполняется дольше – три-четыре месяца. И партии у них нужно брать большие, мы же можем работать даже с минимальными объёмами. В этом тоже наша уникальность». Спрос на продукции комбината идёт со стороны силовых структур разных стран, также её используют для изготовления высококачественной спецодежды. «Конечно, качественная ткань – это дорогое удовольствие, и все хотят сэкономить, – поясняет Мельников. – Но сейчас в силовых ведомствах усиленный контроль, поэтому они используют именно те ткани, которые прописаны во внутренних стандартах и нормативах. Тут мы как раз можем предложить свой качественный товар без подделки».
Восстанавливающаяся цепочка
Ткань получается путём переплетения двух видов нити – идущей горизонтально основы и накладывающегося вертикального утка. Потом на неё наносят специальную пропитку, окраску и рисунок. Но это упрощенно. Со всеми подробностями процесс производства выглядит гораздо сложнее. Мне устраивают экскурсию по цехам.
Я вижу большую установку, вобравшую в себя несколько сотен катушек. Рядом стоит ещё одна машина, между ней и установкой, словно паутина, натянуты десятки тонких белых нитей. Машина сматывает нити с катушек и накручивает на большой барабан. «Это наша гордость, – рассказывает начальник ткацкого цеха Ольга Широкова. – Ленточно-сновальная машина немецкого производства. Она автоматизирована и работает с большой скоростью. В следующем году, может быть, появится ещё одна». В цехах стоят разномастные станки из Германии, Бельгии, Франции... Около одной машины что-то настраивает гость из Италии – представитель зарубежной фирмы-поставщика. Комбинат закупает в основном европейское оборудование, российских аналогов которому пока не существует. Но рядом с зарубежными станками трудятся и станки ещё советского производства: например, в ткацком цеху работает с десяток ленточно-сновальных машин СА-180 1968 года выпуска. Разумеется, ни о какой компьютеризации тут нет и речи, скорость работы у них по современным меркам невысокая. «Бывает, конечно, они выходят из строя, но нельзя сказать, что очень уж часто ломаются, – поясняет Широкова. – В общем, они нам ещё служат». В одном из цехов я вижу облачко пара, вырывающееся из проходящей над нашими головами трубы: так здесь увлажняют воздух. Для создания тканей требуется особый микроклимат.
В производстве комбинат использует преимущественно российское сырьё, но и без зарубежной продукции обойтись не удаётся. «Например, полиамид мы закупаем в Курске. Хлопок хоть и весь импортный, но перерабатывается тоже у нас в России, – перечисляет Мельников. – А вот полиэфир, к сожалению, приходится закупать в Белоруссии. Что касается химии, в Тамбове есть небольшое изготовление красителей и моющих средств, но в основном все красители и покрытия идут к нам из Европы». Причины того, что родная страна далеко не всегда может дать качественное оборудование и материалы, вполне логичны. «Мы последние 20 лет не готовили кадры, не меняли технологии, не развивали науку в этом направлении. Поэтому на сегодняшний день вся эта цепочка разрушена – как исследовательская, так и технологическая, – делится мнением Мельников. – Есть виды тканей, которые мы вообще не можем делать, потому что заранее знаем, что не пройдём по цене. Но сейчас в России кое-что всё-таки восстанавливается».
Кровь производства
Среди бесчисленных дипломов и грамот я примечаю один, очерченный красной каймой, – благодарственное письмо от Центра крови Саратовской области за «активное содействие и большой вклад в развитие корпоративного донорства». Коллектив комбината регулярно сдаёт кровь. Иногда на предприятие даже специально присылают передвижную станцию. В одном из бесконечных коридоров «Балтекса» висит объявление: «Продолжается сбор вещей для школьников-беженцев с юго-востока Украины. Вещи сдавать в...» Похоже, что люди здесь умеют не только работать, но и помогать ближнему.
Хорошо, что такой пример могут видеть и молодые сотрудники, которых на «Балтексе» немало. «На сегодняшний момент треть сотрудников комбината моложе 35 лет, – рассказывает Мельников. – Это главное, что изменилось за последнее время. Молодёжь у нас присутствует на каждом этапе работ. Например, нашему главному бухглатеру 25 лет, коммерческому директору – 28, а главному технологу красильно-отделочного производства – 27. Привлекать молодые кадры мы планируем и дальше – за счёт стабильно выплачиваемой и постоянно растущей зарплаты». Но кадры не только привлекаются, но и обучаются – в современных условиях это просто необходимо. «Мы позволили себе десять специалистов отправить на месячное обучение в Москву, – рассказывает Мельников. – Ведь нельзя просто сказать: дайте нам станки, и мы сделаем что-то новое! Здесь всё в комплексе нужно делать. Привезли новое оборудование – к нему нужно подготовить людей. Люди обучены – значит, можно выпускать новую продукцию. Дальше подтягивается и остальное».
Предприятие развивается: за последнее время увеличилась численность персонала, выросла зарплата, появились новые виды продукции. В 2014 году «Балтекс» внедрил в производство высокотехнологичные ткани с металлизированной антистатичной нитью, защищающие от статического электричества. Появились и новые клиенты. «Сейчас мы можем говорить о большом внимании к нашим проблемам со стороны как правительства России, так и Саратовской области, – рассказывает Мельников. – Если на первых этапах действительно приходилось доказывать и рассказывать, что мы можем что-то делать и готовы стать конкурентоспособными, то сейчас этого уже не требуется. За прошедшие четыре года мы конкретными делами смогли создать себе определённый имидж. Очень помогло нам постановление правительства об использовании в оборонзаказе продукции российского производства. Сейчас мы вступили в программу научно-исследовательских работ, по которой будет компенсироваться часть затрат. Идёт разговор о программе компенсации банковских процентов по кредитам на закупку нового оборудования».
Меня провожают в музей истории комбината: комната плотно завешана фотографиями разных лет, украшена кубками, в углу – красные знамёна давно минувшего времени. Возрождение балашовского текстиля уже началось, и хочется верить, что кривая его истории в кратчайшие сроки вновь выйдет на верхнюю точку. И новые сотрудники смогут с достоинством смотреть на нецветные фотографии своих предшественников.