Третий выходной в России – угроза для здоровья

Оценить
А вот сократить издержки у россиян вряд ли получится

В начале октября эксперт Международной организации труда Джон Мессенджер в официальном блоге МОТ выступил с предложением странам-участникам – перейти на четырехдневную рабочую неделю. Несмотря на то что это было рабочее предложение, а не официальный документ, ратифицировать который в свое время пришлось бы и России, обсудить его решили и в Государственной думе, и в правительстве РФ.

Мессенджер нашел пять причин, по которым четырехдневная рабочая неделя выгоднее нынешней пятидневки. Так, работники испытывают меньший стресс и этим берегут здоровье, больше уделяют времени своей личной жизни и хобби, что делает их счастливее, а также повышается эффективность их труда, поскольку тот же объем работы необходимо выполнять за более короткое время. Кроме того, четырехдневка позволяет сократить безработицу, так как компания может нанимать на одно место сразу двух сотрудников, которые могут работать посменно. А еще это позволит улучшить экологическую ситуацию за счет снижения количества поездок на автомобилях на работу.

Надо отметить, что идея короткой рабочей недели не нова. Ранее с похожими предложениями выступали гендиректор Google Ларри Пейдж и основатель Virgin Ричард Брэнсон.

За эту идею тут же высказались российские профсоюзные организации, в комитете Госдумы по труду обещали собрать круглый стол по этой теме. Причем глава комитета Андрей Исаев предложил обсудить введение 36-часовой рабочей недели вместо привычных сорока часов, чтобы россиянам не пришлось работать 10 часов в день. Но в правительстве РФ четырехдневку не одобрили. Вице-премьер РФ Ольга Голодец уже заявила СМИ, что «на сегодняшний день мы не можем себе этого позволить, четырехдневная неделя – это пока для нас мечта».

Мы решили спросить наших респондентов: нужен ли он, этот лишний выходной? И если нужен, то когда его лучше устраивать – в среду или в пятницу?

Зоя КузьминаЗоя Кузьмина, актриса:

ЭТО И ВОЗМОЖНОСТЬ РАССЛАБИТЬСЯ ТАК, КАК ТОЛЬКО РУССКИЕ ЛЮДИ УМЕЮТ

– В принципе к идее четырех рабочих дней я отношусь хорошо, но несколько настороженно. Три выходных – в пятницу, субботу и воскресенье – это возможность не только полноценно общаться со своей семьей, детьми, не только возможность нормально выспаться и отдохнуть, чтобы со свежими силами начать новую неделю, но и возможность расслабиться так, как только русские люди умеют. То есть так, что потом нужен больничный. И вопрос: а как это скажется на зарплате? С одной стороны, три выходных – это разумно, а с другой – слишком много «но».

Кирилл ГоршенинКирилл Горшенин, генеральный директор ООО «Энергохолдиг», бывший министр промышленности и энергетики Саратовской области:

ЛИЧНО МНЕ ЕЩЕ ОДИН ВЫХОДНОЙ НЕ НУЖЕН

– Да и вообще я против этой идеи. Реально к такому графику работы готовы процентов 10–15 людей. Остальные же до сих пор работают из-под палки, так что сокращение количества рабочих дней вряд ли как-то скажется на повышении эффективности их труда. К тому же это физиологически тяжело: вместо восьми часов в день надо будет работать десять, это не каждый сможет. Плюс подумайте о детях, которые ходят в школу и будут внезапно учиться четыре дня. Вырастет и без того немаленькая нагрузка на них.

Мне кажется, если мы хотим добиваться роста эффективности и производительности труда, необходимо более жестко контролировать, как сотрудники ходят в отпуск. Наш Трудовой кодекс имеет множество лазеек, позволяющих не брать отпуска и не отдыхать полноценно. А по своему опыту знаю, что как раз из отпусков сотрудники приходят свежими, полными сил и идей.

Алексей ТимаковАлексей Тимаков, инженер-теплоэнергетик:

МНЕ БЛИЖЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР РЕФОРМЫ

– По моей специфике труда оставаться на работе после окончания рабочего дня приходится постоянно, то есть если мне увеличить рабочий день на два часа, это будет не критично и вполне допустимо. Каких-то аргументов против я здесь не вижу. По поводу выходных: с пятницы по понедельник, конечно, предпочтительней для отдыха и домашних дел. Выходной в среду не слишком удобен, это перерыв в недельном рабочем процессе. Нужны ли вообще дополнительные выходные – вопрос риторический, всегда можно найти чем заняться. В общем, мой ответ – да, я за введение четырёхдневной рабочей недели с одним дополнительным выходным в пятницу.

Если говорить про всю нашу страну, то, как мне кажется, введение нового графика работы как обязательного к исполнению встретит большие трудности, поскольку специфика работы некоторых отраслей требует постоянного присутствия и контроля за производством, что относительно реализуется восьмичасовым рабочим днём, без круглосуточной работы. То есть мне ближе рекомендательный характер реформы, чем обязательный, когда предприятиям самим позволят решать, какой график работы для них более удобный.

Ирина М., управленец в сфере торговли:

МЫ ВСЕ РАВНО БУДЕМ РАБОТАТЬ В ПРЕЖНЕМ ОБЪЕМЕ, ТОЛЬКО ПОТЕРЯЕМ В ЗАРПЛАТЕ

– На первый взгляд идея хорошая – третий выходной еще никому не мешал. Но только на первый. А вторым сразу идет вопрос зарплаты: сохранится ли она на прежнем уровне? Как мне кажется, это вряд ли. Скорее всего, работники, занятые в сфере торговли, от такого нововведения только потеряют. Даже сейчас мы работаем и в выходные, и в праздники (ни один торговый центр не простаивает ни в новогоднюю неделю, ни на майские выходные), но мало где в нашей сфере работу в красный день календаря оплачивают согласно Трудовому кодексу, равно как не оплачивают сверхурочные. И в случае перехода на четырехдневку владельцы магазинов и торговых сетей что-нибудь изобретут, что мы все равно будем работать в прежнем объеме, только потеряем в зарплате и социальных выплатах. Так что лично для меня вопрос лишнего выходного бессмысленный.

Василий КоваценкоСергей Петунин, шеф-редактор «КоммерсантЪ – Средняя Волга»:

Я СТОРОННИК ТРИДЦАТИЧАСОВОЙ НЕДЕЛИ

– Я считаю, что производительные силы в современном мире достаточно развиты, чтобы сократить рабочую неделю и увеличить занятость, как предлагает Международная организация труда. Технический прогресс идет, человеческий труд становится легче, а мы еще в условиях 100-летней давности, когда ­40-часовая рабочая неделя считалась величайшим достижением. Сейчас в ряде стран рабочая неделя составляет от 30 до 40 часов, это нормально. Убежден, чем больше у человека свободного времени, тем легче ему работать, выше мотивация, выше производительность. В офисах же, к примеру, никто не работает все восемь часов, часа три обязательно тратится впустую. Я, как вы заметили, категорический противник 60-часовой рабочий недели и сторонник 30-часовой.

Насчет трех выходных дней. Почему бы и нет? Но не подряд, а, скажем, в среду. ­2-1-2-2 – это правильно. И рабочая неделя в 36 часов. Четыре дня по девять часов. Работодатели сначала будут возмущаться, но всё поймут, когда повысится производительность труда.

Виктория ПшеничнаяВиктория Пшеничная, учитель начальных классов:

ДЛЯ ШКОЛЫ ЧЕТЫРЕ УЧЕБНЫХ ДНЯ – ЭТО МАЛО

– С практической точки зрения лишний выходной, конечно, не помешает. Мы всегда найдем, куда его потратить и чем себя занять. Но вот с точки зрения финансов сокращение учебных часов повлечет и сокращение зарплаты, и без того не слишком высокой. Есть стандарты, которые четко регламентируют максимальное количество часов, которые ученик может проводить в школе. Соответственно, в расчете на неделю эти часы сократятся, и дети будут получать еще меньше часов русского языка, математики и так далее. И наше образование при таком подходе точно вылетит в трубу.

АртемАртем, наёмный служащий:

ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ВЫХОДНОЙ В СЕРЕДИНЕ НЕДЕЛИ, ТО ТОГДА ТЯЖЕЛЫМ БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО ПОНЕДЕЛЬНИК, НО И ЧЕТВЕРГ

– С точки зрения обывателя третий выходной, конечно, нужен. Но, я боюсь, в силу российской специфики выходная пятница плохо скажется на здоровье россиян. Будут проблемы с печенью, абстинентный синдром. А если сделать выходной в середине недели, то тогда тяжелым будет не только понедельник, но и четверг. А если серьезно, то мне не кажется, что сокращение рабочего дня как-то повысит эффективность работы. Я по своему роду деятельности достаточно часто сталкиваюсь с государственными бюджетными структурами. И вот у них очень часто дела откладываются на завтра, и, насколько я знаю, на работе там люди задерживаются каждый день. И если сократить рабочую неделю, они там вообще ничего не будут успевать.

Александр ТарасовАлександр Тарасов, директор ООО «Электросбытовая компания»:

НАШИ ЛЮДИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ПЯТЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ

– Я не считаю, что есть реальная польза ломать сложившуюся систему экономических взаимоотношений путем перехода на четыре рабочих дня в неделю. Во-первых, мы все, скорее всего, потеряем в деньгах. Во-вторых, наши люди психофизиологически готовы работать пять дней в неделю. Это оптимально. А по поводу того, что депутаты в Госдуме собирались обсуждать эту идею, так они там вроде бы решали еще, какие женщинам носить трусы можно, а какие нельзя.

Сергей СоколовСергей Соколов, специалист в сфере инноваций:

ОПТИМАЛЬНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ДНЯ СОСТАВЛЯЕТ 8 ЧАСОВ!

– Вы мне какие-то странные вопросы задаете, честное слово! Кто-то где-то что-то сказал, все тут же бросились это обсуждать, как будто у нас реальных проблем нет. Зарубежные рецепты чаще всего неприменимы к нашим проблемам. У нас в стране большие трудности с интенсивным развитием экономики – как в работе госкорпораций, так и в среднем и малом бизнесе. На дороги асфальт плохой кладут, в конце концов. Предложенные экспертом меры для нас не актуальны. Основная проблема сегодня – создать эффективные стратегии, программы и добиться быстрого экономического роста в условиях ограниченных ресурсов, а для этого необходимо больше и интенсивнее работать. При этом оптимальная длительность рабочего дня составляет 8 часов, как было определено еще 20 веке. Добиться значительного экономического роста, только сокращая затраты, невозможно. Главная проблема – достижение реального повышения производительности труда во всех отраслях народного хозяйства и увеличение товарного выпуска взамен импорта. Для этого нужно разрабатывать конкурентные товары с высокой добавленной стоимостью и создавать новые промышленные производства с глубокой переработкой сырья, причем и не за счет физической силы работников, а на основе передовых технологий, автоматизации и роботизации производства. Именно этим и занимались в нашей стране до кризиса 90-х годов. А вы мне предлагаете обсудить, нужен нам еще один выходной или нет. Поэтому я считаю нецелесообразным вообще рассматривать эту тему.

Василий КоваценкоВасилий Коваценко, маркетолог:

ОДНОГО БОЮСЬ, ЧТО ВМЕСТЕ С РАБОЧЕЙ НЕДЕЛЕЙ СОКРАТЯТ И ЗАРПЛАТУ

– Идея с лишним выходным мне очень даже нравится. Потрачу его или на другую работу, или на свое хобби. И хотелось бы, чтобы выходной этот приходился на середину недели. Одного боюсь, что вместе с рабочей неделей сократят и зарплату. А этого совсем не хочется.