«Проклятый изумруд»

Оценить
У знаменитого американского фантаста Дэна Симмонса («Гиперион») есть, среди прочего, цикл детективных романов, где действует гангстер Джо Курц.

У знаменитого американского фантаста Дэна Симмонса («Гиперион») есть, среди прочего, цикл детективных романов, где действует гангстер Джо Курц. Одному из романов, «Hardcase», предпослано посвящение «Ричарду Старку, который иногда пишет под нелепым псевдонимом Дональд Уэстлейк». Иронию оценит тот, кто вспомнит, что именно Уэстлейк под именем «Ричард Старк» написал множество крутых зубодробительных романов... Похоже, белгородское издательство «Клуб семейного досуга» порядком запуталось, где имя и где псевдоним, а поэтому выпустило роман «Проклятый изумруд», традиционно выходивший именно как творение Уэстлейка, под именем Ричарда Старка (в книгу вошел также роман «Огненные вспышки»).

«Проклятый изумруд» был и остается самым лучшим, самым гармоничным романом уэстлейковского цикла о Джоне Дортмундере, обаятельном воре-неудачнике. Роман принадлежит к редкой разновидности детективов, которые можно перечитывать неоднократно – несмотря на то что мы заранее знаем, чем закончится история. Настолько изобретательно, остроумно, по-писательски «вкусно» сложен сюжет. Есть некий драгоценный камень, который является достоянием некой африканской страны, и он как реликвия должен быть возвращен на родину. Но поскольку камень хитро спрятан, нельзя использовать законные методы для его вызволения. Тут-то и подворачивается банда Дортмундера, который обещает сделать всё возможное и невозможное, чтобы вернуть владельцу «горячий камушек» (в оригинале роман называется The Hot Rock – прямо как известный рассказ Аркадия Гайдара). А дальше по сюжету начинается замечательная клоунада: Дортмундер каждый раз разрабатывает блестящий план операции, практически безупречный, но... каждый рад он дает осечку – вмешивается пресловутый «человеческий фактор». В 1972 году режиссер Питер Йетс снял экранизацию романа, и роль Дортмундера сыграл Роберт Редфорд, но, увы, фильм не стал кинособытием: не потому, что Редфорд играл плохо (он играл хорошо), а потому, что режиссер в ходе работы над картиной утратил неповторимую ироническую интонацию романа. История, вышедшая на экраны, – это вполне серьезный, драматический триллер, из которого повыветрились уэстлейковские легкость и изящество.