Заочный разговор редактора с депутатом
Странно началась очередная госдумская сессия. Единоросы молчат, словно воды в рот набрали. Наверное, не до них сейчас, никто указаний не дает. Эсеры тщательно отскребывают с себя прошлую оппозиционность. Недавно Сергей Миронов заявил, что его партия категорически не будет сотрудничать с теми партиями, которые приняли участие в «Марше мира». Коммунисты жгут понемногу, например товарищ Рашкин обнародовал в думе тезисы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Даже слово «шубохранилище» прозвучало.
Зато в относительной тишине, громко, как в пустой комнате, звучат голоса членов ЛДПР. Михаил Дегтярев предлагает вернуть нам Аляску и часть Калифорнии. Но больше жириновцев волнуют дела прессы. Антон Ищенко предлагает на региональном уровне разогнать министерство печати. С весьма забавным предложением выступил депутат от ЛДПР Вадим Деньгин.
Вообще надо сказать, что в делах СМИ депутаты (независимо от партийной принадлежности) понимают как в апельсинах, а ведут себя как слоны в посудной лавке. То в угоду одной рекламной группе лишили рекламы сотни кабельных каналов, то, борясь с газетой «Ведомости», ограничили участие зарубежного капитала, заодно фактически угробив весь отечественный «глянец».
Теперь вот последовало предложение депутата Деньгина. (Он же предложил ограничение иностранного капитала.) В делах газетно-журнальных он явно большой специалист, ибо окончил университет экономики, статистики и информатики. Более того, является первым зампредом думского комитета по информационной политике. Так вот, этот комитет, который по какому-то недоразумению называется профильным, придумал следующее: обязать редакции указывать профиль своей деятельности, чтобы не позволять журналистам писать на темы, «непрофильные» для издания.
«Поймите, я – государственник, – объясняет свою позицию Деньгин. – Да, я не имею отношения к медиабизнесу и к журналистскому сообществу, но почему я не имею права что-то предлагать? Я считаю ненормальным в эпоху информационной войны, когда на страну идет массированная информационная атака, что люди, которые специализируются на развлекательных СМИ, начинают скупать общественно-политические СМИ или перестраивать развлекательные СМИ под общественно-политические... В эпоху информационной войны мне кажется, что четкие грани необходимы», – сказал Деньгин.
Хорошо, я возглавляю общественно-политическую газету. По всей видимости, мы можем еще писать об экономике. А о культуре? О спорте? Можем ли публиковать кроссворды в общественно-политической газете? Не станет ли это эпизодом «массированной информационной атаки»?
С другой стороны, можно предположить, как я возглавляю какой-нибудь глянцевый журнал на темы отдыха. «Каникулы звезд» или что-то в этом роде. Смогу ли я поставить в номер статью о рыбалке Андрея Макаревича, не будет ли это непозволительной фрондой? Или секреты загара Ксении Собчак? Можно или нельзя?
Еще вопрос г-ну Деньгину: что вы оборвали себя на полуслове? Ведь предлагаемый вами вариант не окончателен, не доведен до полного совершенства. Чем ограничивать издания разного профиля, лучше просто ввести ограничитель тем, особенно если вы считаете, что против нас ведется война, а мы такие белые кудрявые овечки. Никого не обижаем, камнями не кидаемся. Нужен срочно темник для всех видов изданий. Хотите, за небольшие деньги я вам набросаю такой – примерно за месячную зарплату думского зампреда?
Например, международная тема – «Наркоман Обама довел США до экономического коллапса».
Тема внутренняя – «Экономика России превзошла все ожидания». (Это о скорости падения рубля.)
Для глянца – «Тайны молодости Ангелы Меркель». (Кстати, в Интернете болтается ее фото во время купания ню.)
Тема для внутреннего потребления – «Шендерович – незаконный сын Жванецкого».
Для детей придумать сложнее, но можно попробовать «Стрелков против Бабы-яги» или раскраску «Штурм донецкого аэропорта».
Высылайте аванс, Вадим Евгеньевич, мы вам еще нарисуем. И сразу ваше отношение к российским СМИ изменится.
И кто больше не отважится сказать что-то подобное тому, что сказал аналитик в сфере СМИ Василий Гатов: «Идея фельдфебеля, который ничего не понимает ни в индустрии, ни в политике, его понимание массовых коммуникаций не просто осталось в прошлом, оно описано Салтыковым-Щедриным в главе «Органчик». Так всегда бывает с малокультурными и недалекими людьми, которые сталкиваются со сложными явлениями: они стремятся их «упорядочить» по собственному разумению».
Впрочем, гениальный Михаил Евграфович предсказал не только инициативу депутата Деньгина, он вообще всю нашу нынешнюю жизнь описал. Читайте Салтыкова-Щедрина, господа. (Пока не запретили.)