Съесть-то мы съедим, да кто же нам даст?

Оценить
В фантазиях дошли уже до «Искандеров» в Калифорнии

После возвращения Крыма всё чаще и чаще в России стали заговаривать о территориях, которые несправедливо принадлежат другим странам. На очереди Аляска и Форт-Росс, которые сейчас являются частью США.

Михаил Дегтярев, депутат Госдумы от ЛДПР, заместитель председателя комитета по науке и наукоемким технологиям, обратился в министерство иностранных дел РФ с просьбой разъяснить статус земель бывшего русского поселения в Калифорнии и определить законность их сегодняшнего нахождения в составе Соединённых Штатов.

Михаил Владимирович считает, что договор о продаже земель русского поселения Форт-Росс, заключенный еще в XIX веке, не был выполнен со стороны покупателя. Таким образом, все последующие сделки по перепродаже и разделению участка неправомерны, и наша страна имеет полное право считать по-прежнему территории Форт-Росс своими.

Российское министерство иностранных дел в соответствии с законом должно будет рассмотреть депутатский запрос от ЛДПР и дать на него ответ в течение 30 дней. А Михаил Владимирович тем временем вовсю строит планы по возвращению территории в состав России. Михаил Дегтярев подходит к делу очень серьезно. И уже собирается поставить земли на землях Форт-Росс российскую систему ракетного комплекса «Искандер».

В планах по возвращению русских земель значится и полуостров Аляска.

Темное пятно русско-американской истории

Евгений ЕрмолаевЕвгений Ермолаев, и. о. координатора регионального отделения ЛДПР:

МЫ ДОЛЖНЫ ПРОЛИТЬ СВЕТ

Я всецело поддерживаю инициативу депутата Госдумы от фракции ЛДПР Михаила Дегтярева. На мой взгляд, необходимо до конца разобраться в этой истории и тщательно изучить все условия договора. Если в ходе расследования удастся выявить нарушения законности сделки, то обязательно нужно передать дело в Высший арбитражный суд. Мы должны пролить свет на темное пятно русско-американской истории, тем более что речь идет о захвате государственных территорий.

Дела давно минувших дней, преданья старины

Испанцы считали всю Калифорнию своей...

Форт-Росс – русское поселение на побережье Северной Калифорнии, расположенное в 80 километрах от Сан-Франциско. Основано это поселение было в 1812 году Российско-американской компанией для промысла и торговли пушниной. В настоящее время Форт-Росс является историческим памятником штата Калифорния и Национальным историческим памятником США. Правда, до наших дней удалось сохранить в первозданном виде только одну постройку – дом последнего русского коменданта поселения Ротчева. Все остальные строения – реконструкция.

Первыми жителями поселения стали 25 русских и 90 алеутов. По некоторым данным, индейцы племени кашая-помо, непосредственные хозяева застраиваемых территорий, разрешили русским использовать земли под строительство Росса за несколько ниток бус, три одеяла, три пары штанов, три мотыги и три топора. Изначально планировалось также, что Форт-Росс будет снабжать продуктами питания Аляску.

Но присутствие русских в Северной Америке было невыгодно ни испанцам, которые считали всю Калифорнию своей, ни мексиканцам, которые заявили о своей независимости в 1821 году.

За все время своего существования Форт-Россу никогда не угрожали внешние враги. Коренное население материка всегда активно привлекалось к работам на благо крепости. Изначально труд индейцев был наемным, но со временем всё большей популярностью стали пользоваться «пригоны» на принужденные работы. В результате этого отношения с коренным населением ухудшились.

В 1828 году население русской колонии составило почти 220 человек. А к 1836 году население Форт-Росс достигло своего максимума – 260 человек.

В Форт-Росс появились первые в Калифорнии мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады и виноградники. Русские колонисты первыми завезли в Калифорнию оконные стёкла. Успехом в Форт-Росс пользовалось скотоводство. К концу 30-х годов XVIII века там было 1700 голов крупного рогатого скота, 900 овец и 940 лошадей и мулов. На экспорт шла шерсть, которую производили до 800 килограммов в год. В Форт-Росс строились корабли (водоизмещением до 200 тонн каждая), изготавливались мебель, двери, рамы, телеги, изделия из кожи.

Но несмотря на всё это на протяжении всего своего существования колония была убыточной для Российско-американской компании. Сельское хозяйство сильно зависело от климатических условий, а численность морской выдры сильно сократилась. Предпринимались попытки расширения сельскохозяйственных угодий вглубь континента. Однако и это не смогло покрыть всех расходов по содержанию колонии.

В 1839 году Российско-американская компания приняла решение продать убыточный Форт-Росс. Русскую крепость предлагали купить компании Гудзонова залива, но она не заинтересовалась сделанным ей предложением. Правительство Мексики также не пожелало платить за территорию деньги. Мексиканцы ожидали того, что в скором будущем русские просто забросят колонию.

Наконец, в 1841 году Форт-Росс был продан Джону Саттеру, мексиканцу швейцарского происхождения, основателю поселения Новая Гельвеция. Сумма сделки – 42 тысячи 857 рублей серебром. Существовала некая договоренность, согласно которой в счёт уплаты долга Джон Саттер должен поставлять на Аляску пшеницу. Но Джон Саттер недоплатил 37,5 рублей.

В настоящее время Форт-Росс ежегодно посещают до 150 тысяч человек. На его территории проводится множество культурных мероприятий. В их числе День культурного наследия. Каждый год в последнюю субботу июля в праздничной программе выступления музыкальных и фольклорных коллективов, православная литургия, показательные выступления исторических реконструкторов и стрельба из исторического оружия.

Полуостров Аляска на сегодняшний день является самым большим штатом США. Примерно 10 тысяч лет назад группы сибирских племён перешли Беренгов пролив. Эскимосы заселили арктическое побережье, алеуты – Алеутские острова. Европейцы же впервые ступили на землю полуострова 21 августа 1732 года. До середины XVIII века Аляска находилась под управлением все той же Русско-американской компании.

Впервые о продаже Аляски заговорили в период Крымской войны, которая показала абсолютную незащищенность восточных земель Российской империи и в особенности Аляски. Чтобы не лишиться территории, которую оборонять было проблемно, а освоить в обозримом будущем не представлялось возможным, было принято решение продать Аляску.

В 1866 году в Петербурге был установлен порог суммы, за которую следовало продавать земли, – не менее 5 миллионов долларов золотом. Подписание договора о продаже Аляски состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Территория была продана за 7,2 миллиона долларов золотом. Примерно в это же время на полуострове было найдено золото. А в 1896 году на Аляске началась знаменитая золотая лихорадка на реке Клондайк. За годы золотой лихорадки на Аляске было добыто около одной тысячи тонн золота.

Сара Пэйлин идет на войну

Потому что Аляску из России видно

Те российские граждане, которые уже видят Аляску в составе России, должны насторожиться. У самого северного штата Америки появился защитник. Точнее, защитница. Зовут ее Сара Луиза Хит Пэйлин, она была губернатором Аляски с 2006-го по 2009 год.

29 августа 2008 года Джон Маккейн, кандидат от республиканцев на президентских выборах 2008 года, объявил её кандидатом в вице-президенты США. Но Маккейн тогда проиграл, и 3 июля 2009 года, не дожидаясь окончания своего первого срока, Сара Пэйлин объявила о том, что уходит в отставку с поста губернатора штата. Ее уже стали забывать, хотя в разгар кампании экстравагантные речи этого кандидата насмешили многих американцев.

Совсем недавно она заявила, что будет в одиночку защищать этот штат от российских захватчиков, если они посягнут на эту территорию. Об этом пишет Forbes. Ведь для территориальных амбиций Путина здесь есть всё необходимое – российские эмигранты, матрешки и православные церкви, добавляет издание. На Аляске до сих пор проживают потомки русских поселенцев и эмигранты из России, действуют несколько православных церквей, присутствует русская архитектура, и продаются матрешки, которые так любят туристы.

Для начала Сара Пэйлин посмеялась над тем, что Россия не включила ее в санкционный список. Как пишет пресса, Путин совершил ошибку, проигнорировав ее. Пэйлин уже собирает автоматы Калашникова, гранатометы «базука» и другую технику, чтобы сформировать свое ополчение. Говорят, что она даже заключила договор, что ее будут снимать в реалити-шоу, как она в одиночку защищает США от российских захватчиков.

Что касается военной подготовки Пэйлин, то она заявляет, что приобрела ее за годы отстреливания волков с вертолета: «Русские, хаски. Если они красные или сделаны из красного мяса, для меня это уже повод». Когда ей сказали, что хаски – это не волки, а русские больше не красные, она ответила: «Еще один медийный прикол».

Неизвестно, живет ли еще Пэйлин на Аляске. Но американцы могут спать спокойно, зная, что она стоит на баррикадах, если вдруг Россия посягнет на ее любимый штат. Как она заявила во время своей президентской кампании в 2008 году: «Россию можно увидеть с Аляски». Но ведь и Аляску из России видно.

Создание юридического казуса

Денис КреленкоДенис Креленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории нового и новейшего времени СГУ:

НЕ УВЕРЕН, ЧТО ЭТО ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕКУЩЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ

Запрос депутата ГД от ЛДПР Михаила Дегтярева, очевидно, преследует двоякую цель. Первая: потрепать нервы главному геополитическому оппоненту. Вторая: увековечить фамилию избранника, радеющего за расширение границ державы, в сознании электората. Возможность достижения обеих целей посредством запроса сомнительна.

Тем не менее для достижения первой цели следует оценить готовность США, владеющих Форт-Россом, придерживаться юридических норм даже в том случае, если акт купли-продажи удастся признать ничтожным. Пока США не обнаруживают желания учитывать юридические формальности, идущие вразрез с американскими амбициями. Следующей проблемой явится то обстоятельство, что претензии придется предъявлять Мексике, гражданин которой, собственно, и приобрел упомянутый опорный пункт в Русской Калифорнии. Не уверен, что создание юридического казуса в отношении этого латиноамериканского государства является приоритетной задачей российской национальной внешней политики на текущем историческом этапе. Далее придется со всей энергией и несметными издержками доказывать бесспорную порочность серии американских агрессий против Мексики на протяжении XIX-XX веков, которые, собственно, и привели к укоренению американцев в районе поселения Росс.

К слову, триумф законности не будет неизбежным, поскольку, по мнению ряда специалистов, стороны целиком выполнили обязательства по сделке, т. е. последний платеж 1850 года в 7000 пиастров увенчал купчую крепость. Затем в случае успеха останется исполнить судебное решение и выдворить американцев из пределов Русской Калифорнии. Если янки подчинятся диктату закона, дело за малым, нужно будет лишь обеспечить экономическую целесообразность владения незначительным по площади национальным анклавом, расположенным в тысячах морских миль от ближайшего русского порта. Кстати, имперская Россия и вполне коммерческая Российско-американская компания с этой задачей в свое время не справились, как и креативный начальник Росса А. Ротчев. Наконец, обороноспособность края и доход от его эксплуатации будут достигнуты, лишь когда в Тихом океане возникнет систематическое присутствие мощных корабельных группировок ВМС РФ и когда грузооборот нашего торгового флота приблизится к американским показателям, а банки России завалят отечество и мир предложениями о долгосрочных кредитах.

Вышеописанное в свою очередь может случиться, когда депутаты ГД станут больше внимания уделять не красивой фразе, а повседневным заботам о нуждах и чаяниях избирателей, доверив внешнюю политику профессионалам, представляющим исполнительную ветвь власти. От себя добавлю, что посыл депутата М. Дегтярева указывает на несомненный патриотический настрой и вызывает сочувствие. Посему поделюсь секретным рецептом неизбежного успеха. Можно, например, выступить за гуманизацию закона «о борьбе с курильщиками» и тем обрести электоральную поддержку, достаточную для постановки и в дальнейшем разрешения любых, даже самых сложных вопросов внутренней политики.

Родимая подождет. Не хватило голосов

Присоединить Аляску к России не получилось

На волне всеобщей эйфории по поводу референдума о присоединении Крыма к России, которое состоялось 16 марта 2014 года, появившееся спустя пять дней на сайте Белого дома (не правительства России в Москве, а того самого, на Капитолийском холме, в Вашингтоне) обращение под названием «Вернуть Аляску России» не вызвало широкого резонанса в обществе. А жаль, Аляска нам бы не помешала...

Родимая подождет. Не хватило голосовПопулярная в недавнем прошлом группа «Любэ», лидер которой Николай Расторгуев пару лет побыл депутатом Госдумы, разумеется, от «Единой России», предвосхитила своим хитом появление этой петиции еще в 90-е годы. Тогда страна патриотично распевала: «Отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад».

В петиции из крупнейшего населенного пункта в штате Аляска Анкоридж, размещенной 21 марта неизвестным жителем города, обосновывалось, почему эти земли стоит вернуть «взад»: первыми европейцами, ступившими в 1732 году на земли Аляски, были члены экипажа судна «Святой Гавриил», возглавляемые Михаилом Гвоздевым и Иваном Федоровым. Несмотря на то что в 1867 году США приобрели Аляску у России за 7,2 млн долларов золотом, автор петиции призывал проголосовать за «выход Аляски из состава США и присоединение к России».

Для того чтобы администрация Белого дома отреагировала на обращение, петиция должна была собрать за месяц больше ста тысяч голосов. Впрочем такое народное волеизъявление не влечет для Белого дома никаких других обязательств, кроме как необходимость дать какой-либо ответ. Однако замечательный повод пощекотать нервы заокеанскому партнеру-сопернику не был упущен. Тем более на фоне принятия Генеральной ассамблеей ООН резолюции, не признающей присоединение Крыма к России.

И наши СМИ бодро информировали российский народ о ходе голосования. Так, за первые два дня петиция набрала более 11 тысяч голосов, через неделю – более 30 тысяч. Казалось, еще немного, и Белый дом будет вынужден оправдываться в глазах мирового сообщества. Но вместо ожидаемых политических дивидендов получился пшик. Через месяц срок сбора подписей к петиции истек. Она набрала всего 42 тысячи голосов, вместо положенной сотни.

У нас что, мало земли?

Сегодня участники нашего опроса говорили о том, что еще можно присоединить к России после Крыма

Ирина МуравьеваИрина Муравьева, пенсионерка:

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ЗЕМЕЛЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ

В нынешней экономической ситуации, учитывая тенденцию понижения цены на нефть, стоило бы задуматься об отчуждении своих территорий. Желательно на возмездной основе. А на вырученные деньги поправить состояние дорог. И начать с Саратова и нашей области. В любые времена присоединение каких-либо земель носило какую-либо цель. Государство таким образом богатело – ресурсами, людьми, плодородными землями. Потому присоединение Крыма в этом ключе сомнительное предприятие.

Иван СтаднюкИван Стаднюк, инженер:

СЧИТАЮТСЯ ТОЛЬКО С ТЕМИ, КТО ОТСТАИВАЕТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ

Крым мы не присоединили, а вернули. И сделать это было необходимо. Не надо рассматривать это как противостояние Украины и России, это противостояние России и Запада, прежде всего США. Древнее, давнее, оно не сегодня началось и не завтра закончится. В такой борьбе уступать нельзя. Со времен Римской империи ничего не изменилось. Только сила и упорство защищает государство. И считаются только с теми, кто уважает себя и отстаивает свои интересы. А остальные территории и страны, когда-то входившие в СССР, сами могут попроситься в состав России, если она вернет себе те качества, которые когда-то были присущи Российской империи. По работе я бываю в наших бывших союзных республиках. И простые люди не выказывают большого счастья, что они теперь живут в самостоятельных странах. А наоборот, вспоминают с теплотой и сожалением те времена, когда мы жили все вместе.

Дмитрий МитрошинДмитрий Митрошин, главный редактор газеты «Репортер»:

НАДО БЫСТРЕЕ ИСКАТЬ СВОИ ОКУРКИ!

Если ссылаться на всё то, до чего мы доплывали, нужно продолжать в том же русле. Бежит человек, шапку кинул – моё! Известно, что еще во времена Ивана Грозного русские достигали Аляски в зимнее время по льду.

Где бы не нашли наши кости, окурки, бутылки из-под пива, это всё наша земля, будь она хоть в Австралии. И надо быстрее искать свои окурки, пока до этого не додумались другие народы. Ну а уж члены фракции ЛДПР в Госдуме сумеют всё грамотно обосновать.

Петр БояриновПетр Бояринов, пенсионер:

ПРИСОЕДИНЕНИЯ НАДО ОСТАНОВИТЬ

Я не отношу себя к властной элите и, очевидно, не до конца понимаю суть вопроса. Мне, как и виноградарю из Бордо, скотоводу из Техаса или клерку из Токио, чужих земель не нужно. И свои земли не объездить и не осмотреть. Поэтому я вообще бы ничего и никому не присоединял. Наши власти, присоединяя Крым, ссылались на давно идущий процесс, например на отсоединение Косово от Сербии. Но ведь камень, брошенный с горы, может спровоцировать лавину. Если так смотреть, то территория казачьего войска Уральского тоже была присоединена к Казахстану по воле советских лидеров. Вроде и Приднестровье не чужая нам земля, и Новороссия. Все эти присоединения лучше бы остановить, пока все окончательно не рассорились.

У нас что, мало земли или в России так здорово, что все только и мечтают в ней оказаться? Почему бы вначале в своей стране не обустроить жизнь с хорошими дорогами, цветущими полями и счастливыми людьми? Почему простых людей, которые хотят просто работать для своей семьи, растить детей, радоваться внукам, постоянно подбивают на решение проблем, не относящихся к их жизни? Почему мы продолжаем, как это было и в Советском Союзе, решать проблемы Сирии, Афганистана, Украины, только не свои?

Марина ГорбанькоМарина Горбанько, программист:

ПРИСОЕДИНЯТЬ ВСЕХ, КТО ЗА ЭТО ПРОГОЛОСУЕТ

Крым надо было вернуть, иначе там уже стояли бы американские ракеты. Что касается Украины, я за то, чтобы присоединить все территории, население которых за это проголосует. И Аляску неплохо вернуть, и основанные казаками русские города на севере Казахстана Уральск и Гурьев. Что касается остальных бывших союзных республик, то я за то, чтобы присоединять к России всех, кто считает, что их место в составе большой страны. В конце концов, все же голосовали за сохранение СССР на референдуме в 1991 году.