Транспортный назрел
В Саратовской области озадачились вопросом оздоровления отрасли автотранспортных пассажироперевозок. В минувший четверг эта тема стала предметом обсуждения на заседании круглого стола в Саратовской областной думе. Депутаты ломали голову над тем, нужно или нет спасать государственные транспортные предприятия, нужна ли перевозчикам СРО, что делать с долгами автотранспортных компаний и прочее, прочее. Рассуждая о насущном, эксперты неожиданно пришли к выводу, что весь транспортный комплекс региона нужно разрушить до основания, чтобы затем заново создать с нуля.
Неэффекивное бесперспективное
По словам первого заместителя министра транспорта и дорожного комплекса региона Андрея Дармограй, на сегодняшний день на рынке транспортных услуг сложилась ситуация, когда частные перевозчики вытесняют государственные предприятия, постоянно выигрывая в конкурсах на обслуживание автобусных маршрутов – городских, пригородных, междугородных. При этом, как отметил чиновник, частные перевозчики получают самые выгодные маршруты с высоким пассажиропотоком. А государственным предприятиям достаются в основном те, что не востребованы основной массой населения, а если и пользуются популярностью, то, как правило, у льготных категорий.
Так, например, во всех крупных городах области частные перевозчики занимают от 75 до 100 процентов внутренних городских маршрутов. Тогда как на междугородных рейсах – со значительно более низким пассажиропотоком – первенство у государственных предприятий. Всего в Саратовской области перевозками пассажиров занимаются более 700 предприятий (ИП и юрлица). Из них 22 компании – акционерные общества со 100-процентной долей областного правительства.
Результаты анализа работы госпредприятий, по словам замминистра, выявили низкую эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Вообще, как сказал Дармограй, здесь всё неэффективно: бюджетные деньги, поступающие в виде субсидий за перевозку льготников, тратятся неэффективно, неэффективно используется автотранспорт и другое имущество, непонятно, как контролируется работа на маршрутах и как учитываются перевозимые льготники, если там вообще что-то контролируется и учитывается.
Как следствие, большинство автотранспортных предприятий, подконтрольных властям, находятся в предбанкротном состоянии. При этом шесть компаний уже в процедуре банкротства, а пять на её пороге. У многих госпредприятий постоянные долги по зарплате перед своими сотрудниками, и у всех долги по налогам.
При этом бюджетные субсидии затрат перевозчиков, как выясняется, не покрывают. Хотя из бюджета, по данным минтранса, уже в этом году на субсидирование автомобильных перевозок выделено около 800 миллионов рублей. Кредиторская задолженность перед перевозчиками постоянно растёт. Бюджет должен компаниям около 240 миллионов только за прошлый год, и источников покрытия этого долга у правительства сегодня нет.
Доклад представителя областного минтранса, со всех сторон подчёркивающий неконкурентоспособность государственных транспортных предприятий, закончился тезисом об отсутствии перспектив к развитию автотранспортных предприятий государственной формы собственности. И парой предложений по оптимизации работы транспортного комплекса Саратовской области.
Дармограй отметил, что главной задачей региональной власти является сохранение транспортной доступности для населения и качество предоставляемых услуг (а ещё экономия бюджетных средств, но это как будто не главное). Но возить людей вовсе не обязательно силами государственных предприятий. Если они не удержатся в современных рыночных условиях, значит будут заменены на занимаемых позициях предприятиями частного бизнеса. Другими словами, спасательного круга от власти государственным пассажироперевозчикам ждать не стоит.
Реформы с одной неизвестной (экономической)
Оптимизация транспортного комплекса, по замыслу региональных чиновников, подразумевает банкротство ряда неэффективных предприятий, однако при условии сохранения базовых организаций в крупных городах региона. В отношении остальных компаний могут быть рассмотрены разные варианты. В том числе передача пакетов акций некоторых автотранспортных предприятий (АТП) муниципалитетам. Маршрутную сеть в рамках оптимизации отрасли тоже предлагается изменить. Например, объединить некоторые направления. И даже индексировать тарифы, если возникнет такая надобность. Дармограй отметил, что на реализацию намеченных оптимизирующих мероприятий потребуется не менее года, по расчётам министерства. И вот тут с ним не согласились другие участники круглого стола.
Депутат облдумы Андрей Беликов, который по совместительству возглавляет одно из транспортных предприятий (ОАО «Автокомбинат № 2»), заявил, что план минтранса неэффективен и неперспективен. Чтобы увидеть хоть какие-то результаты предлагаемой оптимизации транспортной отрасли, по его мнению, потребуется как минимум три года. Но за это время система просто развалится, уверял Беликов, и оптимизировать уже будет нечего.
«Вы понимаете, что буквально в феврале-марте 2015 года предприятия начнут закрываться из-за долгов? Уже к новому году 4–5 перевозчиков объявят себя банкротами, – обращался депутат к представителям областного правительства. – Чтобы спасти транспортный комплекс, его придётся разрушить и создать с нуля».
Андрей Беликов предложил вернуться к опыту 30-летней давности и создать некую «объединяющую всех перевозчиков транспортную организацию областного значения», которая среди прочих вопросов занималась бы «наблюдением и координацией».
В качестве источника финансирования реализации этой идеи областной депутат предложил использовать те средства, которые сегодня так неэффективно тратятся на поддержку транспортного комплекса. А это ведь по 700 миллионов бюджетных рублей в год. По словам Беликова, достаточно будет взять всего 10 процентов от этих ежегодных затрат и потратить их на организацию работы новой организации.
В защиту своего предложения Андрей Беликов привёл ещё один аргумент. Наличие такой организации, по мнению депутата, обеспечит равные условия работы и понятные правила игры для всех участников рынка. В отличие от сегодняшнего дня, когда «целостная картина никак не складывается», даже с учётом предлагаемой минтрансом оптимизации.
Что касается предлагаемой минтрансом оптимизации транспортной отрасли, то у других экспертов, участвовавших в обсуждении, возникло к ней немало вопросов. Особенно к той её части, что подразумевает приватизацию АТП. По словам депутата Владимира Писарюка, в программе мероприятий, подготовленной правительством, совершенно не отражена экономическая составляющая.
«Здесь нет ни одного предложения по экономике реформ, – отметил Писарюк. – Какой эффект мы получим в результате их проведения? Не окажутся ли эти реформы очередными граблями, на которые мы наступим и получим себе по лбу?»
С этим согласилось большинство участников круглого стола. Депутат Алексей Мазепов отметил, например, что предлагаемый план оптимизации отрасли не проработан до конца, что ещё много в нём туманных моментов. Важно, мол, чтобы не стало хуже.