Дорогой наш «Айфон»!
Старт продаж восьмого поколения легендарного смартфона американской компании «Apple» состоялся в США 19 сентября 2014 года. В России iPhone 6 и iPhone 6 plus стали доступны уже через неделю. Хотя слово «доступны», пожалуй, можно понимать двояко.
Открываем официальный англоязычный сайт «Apple», переходим на страничку с новым айфоном, щёлкаем внизу экрана «Buy iPhone» («Купить айфон»), смотрим на цены. Для американцев стоимость новых устройств составляет 199 и 299 долларов соответственно, что по текущему курсу примерно равняется 7,8 тыс. и 11,7 тыс. российских рублей. Теперь открываем сайт известного российского интернет-магазина «Связной» – на главной страничке нас уже поджидает реклама нового айфона. Щёлкаем, видим цены и удивлённо выдыхаем: самая дешёвая модификация iPhone 6 (16 гигабайт встроенной памяти) для жителей РФ стоит почти 32 тысячи рублей, iPhone 6 plus – почти 37 тысяч рублей! То есть нам его предлагают в три-четыре раза дороже, чем американцам? Пробуем другого продавца – заходим в интернет-магазин компании «МВидео». К своему изумлению видим аналогичную картину и здесь. Чертыхаемся, думаем, что отечественные ретейлеры окончательно спятили от жадности, переходим на российский официальный сайт компании «Apple» и... нашему разочарованию нет предела! Сам производитель предлагает россиянам ровно такие же «заоблачные» цены на свои новые устройства. В чём дело?
Непонятки с ценой будоражат умы российских фанатов продукции «Apple» уже не впервые. Явно несоразмерные цены «у нас» и «у них» можно заметить, пожалуй, по каждому из «яблочных» товаров, причём самая большая разница именно по айфонам. Понять причину такого положения дел несложно – достаточно присмотреться к деталям. На деле «американская» цена в две сотни баксов включает в себя не только новый смартфон, но и двухлетний контракт с конкретным оператором связи. В США дёшево купить iPhone и воткнуть в него любую понравившуюся симку не получится – придётся заранее выбрать постоянного сотового оператора. Сложно сказать, как эта схема работает в действительности, но, вероятно, компании-операторы просто возмещают изготовителю айфонов часть стоимости смартфона, взамен получая право крепко привязать клиента к своей тарифной сетке на ближайшие пару лет. Можно не сомневаться, что их вложения с лихвой окупятся, но только позднее. Так, двухлетний контракт на новый айфон с американским оператором «Verizone» (безлимитные звонки, СМС и ММС) предусматривает абонентскую плату в 55 долларов (более 2,1 тыс. рублей) в месяц, аналогичный контракт с оператором «Sprint» – 70 долларов (более 2,7 тыс. рублей) в месяц. Видимо, конкуренция на североамериканском рынке настолько суровая, что одна из крупнейших местных телекоммуникационных компаний AT&T предоставляет своим клиентам возможность начать пользоваться iPhone 6 вообще бесплатно – с нулевым первоначальным взносом.
Возникает закономерный вопрос: работают ли по подобной схеме российские операторы связи и можно ли купить в России привязанный, например, к «Мегафону» iPhone 6 всего за 8 тыс. рублей? Ответ неутешителен: нельзя. Три крупнейших сотовых оператора РФ предлагают новые айфоны по всё той же минимальной цене в 31,99 тыс. руб. Как выяснилось, облегчить жизнь российским любителям американских «яблок» не позволяют особенности отечественного законодательства. «Российский закон «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать продажу одного товара или услуги другим товаром или услугой, – разъясняет ситуацию пресс-секретарь филиала компании «МТС» по Саратовской области Екатерина Гаврилова. – Иначе говоря, по закону абоненты должны иметь возможность купить аппарат по единой цене, независимо от объема потребления услуг связи. Поэтому западная схема, когда телефон продаётся за минимальную цену, но с контрактом, по которому абонент обязуется ежемесячно тратить на связь определенную сумму, в российских реалиях теряет смысл. Оператор в РФ, продав телефон, не имеет права обязать клиента в течение определённого периода израсходовать конкретную сумму».
А как же тогда закон позволяет российским операторам продавать по весьма небольшой – если не сказать бросовой – цене свои собственные «фирменные» смартфоны, работающие только с их сим-картами? По словам собеседника, это совсем другая история: «Брендированные телефоны МТС настроены для оптимальной работы в сетях МТС, но технически могут работать с сим-картами любого оператора. Чтобы настроить эту возможность, нужно обратиться в любой наш розничный салон».
Но и в США не все считают удобным привязываться к жёсткому контракту. Для них «Apple» выпускает специальные «разлоченные» айфоны, называемые в штатах «SIM-free» («свободная сим-карта»). Для iPhone 6 такой опции пока нет, но зато она есть для вышедшего годом ранее iPhone 5s. Стоимость такого аппарата сейчас составляет 549 долларов, или примерно 21,6 тыс. рублей. На российской страничке «Apple» разлоченный iPhone 5s стоит почти 25 тыс. рублей. Конечно, выходит всё равно несколько дороже (на 15,7 процентов), чем в Штатах, но согласным выложить за смартфон больше двух десятков тысяч рублей такая разница, пожалуй, вряд ли покажется существенной.
P. S. Согласно разной информации, официально разлоченный iPhone 6 после выхода в США будет стоит 649 долларов, или примерно 25,5 тыс. рублей. Это на четверть дешевле, чем сейчас он стоит в РФ. Но в разных штатах США существуют ещё и местные налоги, которые обычно не учитываются в ценниках, но в итоге всё равно прибавляются к конечной цене. Поэтому вполне возможно, что для американцев популярный смартфон по факту стоит ещё немного дороже».