На переселение саратовцев выделили больше миллиарда

Оценить
Городские депутаты на очередном заседании направили деньги на расселение аварийных домов, на четверть увеличили зарплату работникам культуры, утвердили новые тарифы на проезд в трамвае и троллейбусе

«У нас город русский, а не город черт знает что», – сказал депутат Саратовской городской думы Андрей Карасев на очередном заседании, которое состоялось в минувшую пятницу. Он же попросил у коллег выдать справки на право бесплатного проезда паре сотен беженцев, которые приехали в этот русский город из мест, где сейчас идут бои уже черт знает за что, и заручился согласием представителей администрации города, что часть этих беженцев могут принять на работу в муниципальное учреждение «Дорстрой». Там есть вакансии со средней зарплатой в 24 тысячи рублей. «Не хотят воевать?» – вскользь поинтересовался у коллеги-коммуниста, который не в первый раз приглашает всех к разговору об украинских делах, глава города Олег Грищенко.

Заседания Саратовской городской думы отличаются от всех заседаний, что проходят в областном центре, именно своей разноголосицей мнений. Высказываться неограниченное число раз разрешается всем. Но вместе депутаты работают не первый год и цену словам каждого знают.

Джазовая тема удалась депутатскому собранию

Про «русский город» Саратов депутаты заговорили в ходе обсуждения вопроса о награждении почетной грамотой. В наградном списке был перечислен ряд руководителей творческих коллективов. И депутату Геннадию Турунтаеву не понравилось звучание названия студии – «Грейнс скил», кажется. «Почему мы русский язык так свой не уважаем? Почему странные такие названия?» – возмущался депутат.

Глава города подыграл немножко развоевавшемуся депутату от коммунистической партии. Рассказал, что вот ездил на днях с губернатором по городу, и его покоробило название на вывеске над павильоном – «сити бир». Хотя по-русски, если сказать, это просто была пивнушка пивнушкой, а никакой не сити бир.

– Я с вами согласен на сто процентов. Надо, чтобы вывески идиотские сняли, – разогрелся уже депутат Андрей Карасев. – У нас город российский или какой?

Понавешают, дескать, вывесок, а «потом ребятишки с трудом пишут».

Глава города Олег Грищенко решил довести абсурдность разгоревшегося на заседании нелепого спора до точки и предложил поручить главам администраций пройтись по районам, поговорить с собственниками и попытаться договориться с ними о переводе всех вывесок на торговых объектах на русский язык. Под общий смех зала поставил сроки для этого необычного задания – «через месяц проверим». Но тут слово попросил совершенно не увидевший повода веселиться депутат Александр Янклович.

– Я хотел бы вас предостеречь от перевода, – сказал он. – Если вывески национальную рознь несут, оскорбляют, то вопросов нет. Но давайте все-таки жить в меняющемся мире без больной тоски по прошлому. И по поводу названия джаз-группы, которое вам не понравилось, хотел бы сказать. Культура джаза зародилась за океаном среди негритянских рабов, если бы она у нас в России зародилась среди крепостных, то джазовые группы, может, назывались бы по-русски.

Олегу Грищенко надо было как-то завершить этот затянувшйся не в тему заседания мировоззренческий спор депутатов. И он, улыбнувшись, закончил известной фразой про «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст», намекая на то, что всё меняется, и не надо смеяться – слоган может снова стать актуальным. Но депутатский дружный здоровый смех говорил о том, что народные представители в городской думе Саратова не верят в такой поворот современной истории.

Жители 80 аварийных домов в Саратове могут готовиться к расселению

Сергей Курышев
Сергея Васильевича Курышева
согласовали на должность главы
Октябрьского района. Он всем
с разных сторон приглянулся

На самом деле главным событием на минувшем заседании стало известие о том, что городская администрация в обозримом будущем сможет расселить 80 аварийных домов. Пришли деньги из вышестоящих бюджетов, обещанные по федеральной программе. Условием для получения 945 миллионов рублей была необходимость найти в городском бюджете 162 миллиона на софинансирование программы. Сделать это в условиях хронического безденежья, еле-еле позволяющего сводить доходы с расходами, было очень непросто. Но финансовый блок власти – и чиновники, и депутаты – с задачей справились. 1 миллиард 107 миллионов рублей на переселение из аварийного жилья равняется почти трем тысячам новоселов. Никогда еще саратовцам не приходил такой солидный транш. Никогда еще не представлялось саратовской городской власти возможным так резко сдвинуть очередь на получение жилья.

А всего доходы городского бюджета депутаты увеличили на этом заседании на 1 миллиард 50 миллионов рублей. Кроме федеральных денег наскребли еще немного своих – от налогов и сборов, от сдачи в аренду земли и имущества и от выигранных судов, по которым в бюджет вернулись около 10 миллионов рублей. В этот раз договорились выделить деньги на вывоз бытовых отходов с улиц Саратова – 27 миллионов рублей, закупить оборудование для детских садов – на 11 млн, помочь банно-прачечному хозяйству пятью миллионами рублей, два миллиона дать управлению ГО и ЧС на обслуживание систем видеонаблюдения в рамках действующей программы по борьбе с терроризмом и экстремизмом, на 16 млн больше теперь бюджет муниципального предприятия, которое занимается сетями ливневой канализации, на 7 млн – у Саратовводоканала на латание аварийных сетей. На обустройство жизни украинских беженцев по вертикали спустили в Саратов почти 4,5 млн рублей. Эти деньги будут истрачены до копейки адресно. В целом бюджет по доходам составляет теперь почти 13,5 миллиардов рублей. И эти сентябрьские поправки в основной финансовый документ были приятны всем. Кроме депутата Олега Комарова.

У него снова было три вопроса по бюджетному планированию. «На январь характеристики одни, сейчас другие. Сколько вы еще будете врать депутатам?» – вопрошал Олег Константинович. Молодой глава комитета по финансам Александр Струков уже научился держать комаровский удар и отвечать коротко и четко, понимая, что ответы его оппонента Комарова всё равно никогда не удовлетворят. На этот раз ответ свелся к тому, что более двух миллиардов рублей поступили незапланированно из федерального бюджета, и в городском бюджете их просто нельзя было учесть в начале года.

– Но тогда ответьте, почему долг увеличился на 119 миллионов рублей за год и когда Саратов объявят банкротом?

– Вы что это нас пугаете? – попытался остудить пыл коллеги глава города Олег Грищенко. И прямым текстом напомнил ему про программу переселения и про то, что под 945 миллионов федеральных и областных рублей требовалось найти 162 своих. Все не нашли. Пришлось занимать в банке. А если коллега видит другой путь, то за него придется взять личную ответственность.

– Вы не хотите председателем финансового комитета поработать? – спросил Олег Васильевич.

– Я депутат 11-го избирательного округа! – гордо отказался от заманчивого предложения коллега Комаров.

Депутат Янклович заметил, что Олег Комаров десять лет задает один и тот же вопрос про точный прогноз бюджета, и пора уже понять, что бюджет – это живой организм, очень зависимый от пожеланий федеральной власти и передаваемых на эти пожелания денег.

Согласились «не давить» на электрический тариф

«Почему в течение нескольких лет остается одна и та же арендная плата СПГЭС за пользование муниципальным имуществом?» – возник вопрос при обсуждении следующего проекта – об арендной плате на 2015 год.

Интересующимся ответили, что при повышении арендной платы будут повышены тарифы на электроэнергию. И областной комитет по тарифам в официальном своем письме подтвердил, что повышать арендную плату для СПГЭС нецелесообразно, поскольку это ударит по гражданам. Андрей Карасев опять недоумевал, почему, если депутаты не повышают арендную плату для СПГЭС несколько лет, у нас раз в год все равно повышается тариф на электроэнергию.

Слово для ответа глава города дал директору СПГЭС, депутату Сергею Козину. Тот объяснил: чтобы предприятие могло осуществлять производственную деятельность, нужна индексация валовой выручки. Чтобы хватило денег на расходы предприятия, повышать тариф приходится в среднем на 6–8 процентов. При этом все доходы, которые получает сетевая компания, комитет по тарифам смотрит и анализирует расчеты, сколько на ремонт нужно, сколько на реконструкцию. «Свободной прибыли не остается вообще. Деньги направляются на производственную деятельность», – говорил Сергей Козин.

Глава города Олег Грищенко уточнил у председателя комитета по имуществу Елены Салеевой, заложены ли в бюджете деньги на ремонт арендуемого компанией имущества. Председатель комитета ответила, что «бюджетом это не предусмотрено».

– Можете назвать износ данного имущества в процентах? Сколько у нас до коллапса осталось? – спросил председатель комиссии по ЖКХ Дмитрий Кудинов. Олег Грищенко даже расстроился. Депутата Кудинова он вроде всегда выделял за разумность, а тут он такое вот алармистское настроение выдал, непонятно для чего нагнетая обстановку. Процент износа можно, конечно, спросить, но зачем торопить коллапс? Грищенко попросил Козина пояснить, как без помощи бюджета СПГЭС ремонтирует свое сетевое хозяйство. Тот уверенно подтвердил, что «коллапса никакого нет и быть не может». И пояснил, что износ процентов в 70 еще о коллапсе не говорит. 70 процентов – это от норматива. Но всё ежегодно обслуживается и содержится в порядке. «Срок эксплуатации оборудования 25 лет, а мы эксплуатируем по 30 и по 40, но если оно находится в нормальном состоянии, почему бы его и не эксплуатировать дальше?

Арендную плату оставили на будущий год в сумме тех же 34 миллионов рублей.

15 рублей за билет – это на 27 миллионов убытков меньше

Елена Ножечкина
Елена Ножечкина открыла депутату
Карасеву секреты себестоимости,
а Александр Янклович ему же рассказал,
почему джазмены не балалаечники
Александр Янклович

Про тарифы на перевозку пассажиров в городском электротранспорте докладывала заместитель главы администрации города по экономическим вопросам Елена Ножечкина. Проектом предлагалось увеличить стоимость одной поездки в трамвае и троллейбусе до 15 рублей и установить цены на проездные, причем последние были приняты еще четыре года назад. Ножечкиной пришлось объяснять, что фактическая себестоимость провоза одного пассажира составляет 24 рубля. Саратовгорэлектротранс, для того чтобы минимизировать свои затраты, принимал ряд мероприятий. В частности, не проводил капитально-восстановительный ремонт контактных линий и трамвайных путей. За счет этого получена экономия в 9 млн рублей. С мая все работники предприятия, за исключением кондукторов и водителей, трудились неполную рабочую неделю – на четырехдневке. На этом была получена экономия в 16,5 млн. Более чем в два раза сократились расходы на приобретение запчастей для ремонта подвижного состава. Был задан вопрос: разве проездной билет за 630 рублей можно называть льготным? И где же льготные билеты по 150 рублей?

Елена Викторовна ответила, что социальные билеты для ветеранов труда и прочих льготных категорий никуда не делись. Но за них отвечает областной уровень власти. А городская власть может устанавливать свои льготы. Для всех пенсионеров, без статуса ветеранского. Для студентов дневных отделений вузов. С предложением повышать тарифы «по чуть-чуть» каждый год, а «не сразу – бах на 25 процентов» Елена Ножечкина согласна. Но такого права у муниципалитета нет. Городская власть действует в рамках регулируемых областной властью тарифов. После поднятия цены на проезд убыток транспортного предприятия будет сокращен будет на 27 млн. О развитии говорить не приходится.

«Поднятие тарифа – это вынужденная мера, – прокомментировал Олег Грищенко принятое решение. – Она поможет не допустить остановки работы предприятия. Что же касается перспектив его развития, то они будут при условии дотирования из бюджета. Мы продолжим и дальше выделять деньги. Других вариантов нет. Потому что, какой бы мы тариф ни приняли, он всё равно будет убыточным для МУПа. А если принимать неубыточный для него тариф, то население просто не сможет платить такие деньги за проезд».

Работники горэлектротранса, кстати, не жируют. Средняя зарплата у них составляет 14 тысяч рублей. А работают на предприятии более двух тысяч человек.

Всё было бы по-другому в городе и с транспортом, и с благоустройством, если бы у властей Саратова было больше денег. Но основная проблема по-прежнему состоит в том, что пока так и не приняты изменения в Бюджетный кодекс, которые закрепили бы за муниципалитетом нормативные отчисления по налогам, позволяющие сбалансировать бюджет, чтобы четко выполнять возложенные на местное самоуправление полномочия. Об этом сказал журналистам после заседания Олег Грищенко. И снова, как делает это все последние годы при каждом удобном случае, напомнил, что бюджетные доходы составляют лишь 40 процентов от необходимых расходов.