Недружественный и враждебный акт

Оценить
Вместо движения навстречу реальному сектору экономики государство ужесточает фискальное бремя

Как бы российское правительство ни пыталось решить проблему бюджетного наполнения, какие бы пути ни искало, государственная рука всё равно оказывается в кармане частного бизнеса. Очередной заход к предпринимательским капиталам Минфин РФ наметил через сборы за право заниматься определенными видами бизнеса. Сразу после того, как под возмущенные выкрики бизнесменов объявил об отказе от идеи введения регионального налога с продаж.

Шило на мыло

О так называемых сборах с предпринимателей «за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы» впервые заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на инвестиционном форуме в Сочи. По его словам, новые фискальные полномочия спустят регионам, и сделают это уже к середине следующего года. Нужны они для того, мол, чтобы субъекты РФ смогли увеличить собственную налоговую базу. Полученные в результате сборов средства по идее правительственных чиновников легко наполнят сильно оскудевшие в последние годы муниципальные бюджеты.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на том же сочинском форуме осторожно уточнял, что решение, исходящее на самом деле от министерства финансов, пока предварительное, и, мол, ни ставки сборов, ни механизмы их реализации ещё никем не обсуждались и нигде не фиксировались. Тем не менее ходят слухи, что ставки сборов предполагается увязать с показателями масштаба и доходности бизнеса. Например, для розничной торговли будет иметь значение расположение объекта и площадь торгового зала. Для ресторанов и кафе – месторасположение, площадь и количество мест. Для такси – количество единиц подвижного состава. А для гостиниц – дни проживания. При этом верхний предел сборов, как говорят, будет ограничен законодательно.

Сборами за право заниматься предпринимательской деятельностью, таким образом, пытаются заменить региональный налог с продаж (НСП) со ставкой 3 процента, идею о введении которого российское правительство, и в частности Минфин, обсуждало в июле текущего года. При этом в разработке налога с продаж чиновники ориентировались на доходы крупных торговых сетей, которые присутствуют практически в каждом российском регионе. А основными выгодополучателями, по задумке Минфина РФ, должны были стать те регионы, где торговые сети представлены особенно широко. В основном это Москва и Московская область. Как отмечали потом многие эксперты, налог с продаж с самого начала затевался для решения финансовых проблем именно этого региона.

Однако, получив бурную негативную реакцию от общественности на идею НСП и прежде всего от предпринимательского сообщества, Минфин свернул этот свой проект, ограничившись адресными субсидиями для субъекта. Правда, правительство, не желающее увеличивать субсидии регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, не собиралось отказываться от идеи повышения налогов совсем. Результатом очередного мозгового штурма стали предпринимательские сборы.

Точечный отстрел

Сборы с предпринимателей в российском правительстве считают мерой значительно более мягкой, чем предлагаемый ранее НСП. Эффект от их введения, конечно, будет ниже, чем был бы при налоге с продаж, всего 50–70 млрд рублей против 200 млрд от НСП. Но зато, мол, собираемость сборов будет куда более высокой.

При этом Дмитрий Медведев отметил, что несмотря на значительные размеры дополнительных доходов от НСП, которые могли бы получить регионы России, в конечном итоге пострадали бы обычные граждане, особенно в условиях сильной инфляции. Эксперты в свою очередь отмечают, что точно таких же последствий следует ждать и от введения сборов с предпринимателей. По словам экспертов, об этом свидетельствует опыт введения подобных сборов в разных странах. Бизнес обязательно заложит новые издержки в цену своих товаров и услуг, а значит, платить всё равно придётся потребителям.

Разница тут, скорее, в другом. Налог с продаж, особенно действующий параллельно с НДС, – это всё-таки оружие массового поражения. Тогда как сборы за право вести предпринимательскую деятельность – это уже прицельный отстрел субъектов малого и среднего бизнеса.

Эксперты отмечают, что отчисления предпринимателей занимают в региональных бюджетах весьма незначительное место. Например, в бюджете Москвы налоговые поступления от малого бизнеса занимают до 10 процентов доходов. По словам аналитиков, в регионах эти суммы гораздо ниже. При этом можно даже не сомневаться, что после введения новых сборов доля бизнеса в бюджетных доходах сократится ещё сильнее. Предприниматели просто свернут работу или будут вести её в «тени», как уже было не раз при подобных изменениях правил игры.

Не в ту сторону думаете, господа

В общероссийской общественной организации малого бизнеса «Опора России» отмечают, что основной удар при введении сборов придётся именно на субъекты малого предпринимательства. Просто потому, что около двух третей компаний, работающих в перечисленных сферах – общепит, такси, туризм, – относятся к малому бизнесу.

«Вся эта система сборов пока не очень понятна. Ясно одно – сборы коснутся в основном малый бизнес, потому что именно он занимается такими видами деятельности, как общественное питание, такси, туризм. При совершенно очевидно возросшей нагрузке на компании прогнозировать можно только одно – бизнес либо закроется, либо уйдет в тень и не будет платить никаких налогов, – говорит «Газете недели» руководитель саратовского регионального отделения «Опоры России» Юрий Романов. – Мне непонятно и то, как сборы будут существовать параллельно с патентами. Приобретая патент на конкретный вид деятельности, предприниматель сегодня ведь уже оплачивает своё право заниматься предпринимательством в выбранной сфере. Патенты, к слову, распространяются на все перечисленные к сборам области. То есть нас хотят заставить дважды оплачивать возможность заниматься бизнесом? На мой взгляд, куда более эффективным способом наполнить бюджеты всех уровней были бы другие законы. Те, что позволят бизнесу не бояться работать. Те, что сделают легальную работу более выгодной, чем теневая. При простых и понятных, а главное, не меняющихся правилах игры в предпринимательскую деятельность потянется больше людей, а значит, и доходы бюджетов в перспективе будут только расти».

С этим согласен и президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей Максим Фатеев. По его словам, любые дополнительные налоговые и неналоговые нагрузки на бизнес могут привести к эффекту, который получился в своё время при увеличении социальных платежей для индивидуальных предпринимателей. Тогда счёт закрывающихся ИП шёл на сотни тысяч. «Важнейшим на сегодняшний день, по-моему, является вывод теневого бизнеса на свет. Ибо в тени доходы немалые, а где тень, там и схемы, и крыши, и прямой криминал, – отмечает Максим Фатеев. – В настоящее время, в современных условиях как никогда важно создание условий для развития частной инициативы и самозанятости. И здесь мне больше по душе законодательная инициатива об освобождении от налоговой нагрузки вновь открываемых малых предприятий. Таким законом государство показало бы свою заинтересованность в создании условий для частного сектора экономики. Показало бы, что поддержка и развитие предпринимательской инициативы, уважение к людям дела, всему российскому предпринимательскому классу является ничем иным как государственной политикой».

Сложных путей не ищут

Мнения саратовских экспертов созвучны мнениям адекватно мыслящих специалистов по всей стране. Вот, например, президент свердловского областного негосударственного фонда развития предпринимательства «Ассоциация малого бизнеса» Владимир Лобок отмечает, что сегодня основное внимание властей должно быть приковано к стимулированию бизнеса работать «в белую».

«Государство сейчас пытается взять деньги с тех, с кого и брать-то уже нечего. Бизнес, который уже переходит на серые зарплаты, делает это не потому что плохо относится к государству, а потому что думает о своем персонале. Общие условия деятельности сейчас не улучшаются: бизнес, который работал с банковским сектором и крупными промышленными предприятиями, попавшими под санкции, тоже ощутил на себе их влияние, – говорит Лобок. – По всей логике сейчас нужно стимулировать бизнес, чтобы он по максимуму работал по белым схемам, и налоговая нагрузка ложилась бы на всё большее количество налогоплательщиков. Если нет стимулирования нормальных схем работы, то любые меры, связанные с предотвращением законного ухода от налогообложения, будут приводить только к поискам новых вариантов уклонения от налогов».

И всё-таки налоги – это единственный быстрый способ пополнить бюджет. И российское правительство, судя по последним его заявлениям, выбрало именно этот курс, отказавшись от инвестиций в экономическое развитие, которые могли бы принести больший эффект в среднесрочной перспективе.

«Логика поведения Минфина одинакова: он рассматривает налогово-бюджетную политику исключительно с точки зрения пополнения казны. Налоговая политика выполняет у нас только фискальную функцию – пополнения налоговой базы бюджета любой ценой. Тогда как все другие цели – стимулирующая, распределительная, регулирующая – не рассматриваются. То, что делает государство, – это очень недружественный и враждебный акт по отношению к бизнесу. В той ситуации, когда государство должно было пойти навстречу всем предпринимателям, промышленникам, сельскому хозяйству, реальному сектору экономики, оно ужесточает фискальное бремя», – отмечает независимый экономист Владислав Жуковский.