Гостиница «Центральная»

Оценить
Яблочков пожил у Очкина и оставил название улице

Угловое трёхэтажное каменное здание на углу улицы Яблочкова (Малой Казачьей) известно как владение саратовского купца и предпринимателя Григория Васильевича Очкина. Построено оно в конце 60-х годов 19 века.

Григорий Васильевич был видным общественным деятелем и как благотворитель, и как гласный городской думы. А еще он был владельцем доходных домов, земельных участков, табачной фабрики, лавок на Верхнем базаре, театра (и цирка) на Ново-Соборной (Чернышевского) площади. Купив у города землю по 2-й Садовой улице, он раздробил её на мелкие участки и продал крестьянам (район «Очкино место»).

На углу улицы Горького (Александровской) поначалу было два отдельных дворовых места – некоего Сидорова, у которого домовладение сгорело в 1861 году, перешедшее колонисту Ниденталь, и второе, потомственного почётного гражданина Василия Ивановича Кузнецова. Не вдаваясь в подробности, скажем, что оба дворовых места в 1881 году уже принадлежали Очкину (одно место было оформлено на жену). Угловой «кузнецовский» дом был четырёхэтажный – или иначе три этажа и подвал. Современник писал: «На Александровской ул. выдается громадный дом Очкина, два верхних этажа которого заняты правлением и управлением тамбово-саратовской ж.д., а два нижние – «Столичной кухмистерской», обширным заведением с несколькими буфетами и массой служащих. Эта кухмистерская, между прочим, носит также кличку «литературной», и посещается сотрудниками местных газет, «Листка» и «Дневника»...»

С 1-го января 1883 года Тамбово-Саратовская железная дорога была выкуплена в казну, персонал управления сократился, и второй этаж Григорий Очкин отделывает под номера, открыв там гостиницу «Центральная».

В начале 1889 года, после основательной реконструкции заработала «вновь открытая Центральная гостиница Григория Васильевича Очкина», имеющая «40 превосходно меблированных комнат ценою от 50 коп. до 5 руб. в сутки. Общий зал, читальня и биллиардная. Кухня под управлением известного повара. Цены кушаньям умеренные, вино из самых лучших погребов».

19.03.1894 года «в д. Очкина, на углу Александровской и М. Казачьей улиц» скончался выдающийся русский учёный-электротехник, изобретатель электрической свечи («русского света») Павел Николаевич Яблочков (1847–1894). В июле 1893 года Павел Николаевич, работавший за границей, возвратился в Россию. Учёный привозит на родину все свои заграничные патенты, заплатив за них выкуп в миллион рублей – всё своё состояние. Но в Петербурге Павел Яблочков сразу сильно заболел. В конце 1893 года (точная дата неизвестна) Яблочков поселился в «Центральной гостинице» Очкина.

Устроив себе в номере рабочий кабинет, учёный, несмотря на продолжающуюся болезнь, работал над чертежами электроосвещения Саратова. Сюда «приходили старые знакомые, товарищи <...> вместе вспоминали что-нибудь из прошлого». Однако здоровье его ухудшалось, болело сердце, мучила одышка. И вот 19-го марта наступил трагический конец. Саратовская газета написала: «На 47-м году жизни скончался П. Н. Яблочков – изобретатель дуговой лампы без регулятора, получившей название «свеча Яблочкова». Это изобретение положило начало первой практически применимой системе электрического освещения».

Панихида проходила здесь же, в «Центральной гостинице». 21-го марта 1894 года гроб с телом Павла Николаевича Яблочкова перевезли из Саратова в село Петропавловское, а затем на руках местные жители перенесли гроб в село Сапожок, где Павел Николаевич был похоронен в ограде Михаило-Архангельской церкви в фамильном склепе.

17-го сентября 1947 года, когда страна торжественно отмечала 100-летие со дня рождения ученого, Советское правительство приняло специальное постановление об увековечении его памяти.

«1. Присвоить имя П. Н. Яблочкова:

а) Саратовскому электромеханическому техникуму; <...>

2. Соорудить памятник П. Н. Яблочкову в 1949 г. в г. Саратове <...>

а) переименовать одну из улиц г. Саратова в улицу имени Яблочкова».

В 1900 году, после смерти Григория Очкина, делом стал заправлять его сын, Николай Григорьевич. С 1906 года гостиница в доме стала называться «Метрополь», здесь появился новомодный «электро-биограф» (синематограф). В 1911–1912 годах это была уже гостиница «Бристоль» супругов Носковых. В 1913 году гостиницу «Бристоль» сменили открытые в мае новые «Александровские номера» М. И. Тюрина.

В годы Первой мировой войны в части номеров разместили лазарет № 14 Всероссийского союза городов. После октябрьского переворота здание было национализировано. В 1920-х годах здесь находился 2-й Дом советов, а попросту общежитие.