Импортошапкозакидательство

Оценить
Как можно быстро заполнить пустоту?

Импортозамещение всего и вся в Российской Федерации готовы обсуждать на самых разных уровнях, в самых разных масштабах, с самыми разными настроениями. При этом одни радостно машут флагами, убеждённые, что отказ от всего заграничного оздоровит и поднимет отечественную экономику, а другие в ужасе хватаются за голову, понимая всю тяжесть поставленной государством задачи и её вероятных последствий. В Саратове к горячей теме импортозамещения тоже прислонились. И не раз. Вопрос поднимался на прошедшей неделю назад выставке «Тэхноэкспо.2014» и «Нефть.Газ.Хим.2014». А в минувшую пятницу на заседании круглого стола в газете «Комсомольская правда» обсуждали готовность к импортозамещению саратовских промпредприятий. Получилось мелко, однобоко и чересчур мажорно.

Не те и не там

Из приглашённых к участию в обсуждении актуальной и болезненной темы откликнулись не многие. Кроме заместителя министра промышленности Саратовской области Ольги Лутьяновой на встречу пришли два представителя электроприборостроительного завода им. Серго Орджоникидзе. Ещё пришёл Валентин Павлюков – «красный директор» со стажем, долгое время возглавлявший ОАО «СЭПО», а сегодня член совета старейшин при Торгово-промышленной палате Саратовской области. Павлюкова, правда, как оказалось, никто на мероприятие не звал. Но, как неравнодушный к этой конкретной теме и всему тому, что происходит сегодня в стране, человек, он решился прийти без приглашения. Возможность высказаться по обсуждаемому вопросу Павлюкову тоже пришлось у организаторов круглого стола выбивать. Потому что организаторы просили обойтись без «критики», а ветераны-производственники без неё в современных условиях не могут.

Разговор о проблеме импортозамещения как-то не задался с самого начала. То ли набор разношёрстных вопросов от организаторов выбивал из нужной колеи (обсудить они хотели и модернизацию, и стандартизацию, и рынки сбыта, и конкурентные перспективы, и дефицит кадров), то ли участникам встречи просто неловко было обсуждать столь серьёзную тему в столь несерьёзной обстановке. Но лично у меня создалось ощущение, что обсуждать эту острую тему просто-напросто собрались не те люди и не в том месте.

Сколько всего восстанавливать

Ольга Лутьянова, как представитель профильного министерства, обозначила масштаб, в котором так или иначе предстоит решать проблему импортозамещения. У нас в регионе, по её словам, функционирует около 600 машиностроительных предприятий. При этом никто не скрывает, что оборудование на них сплошь и рядом импортное. Всем ведь известно, что в Российской Федерации в целом и в Саратовской области в частности станкостроение давно умерло.

А когда-то, как вспомнила всё та же замминистра Лутьянова, Саратов был центром станкостроения. Здесь работало сразу три станкостроительных завода, которые обеспечивали уникальным оборудованием не только внутренний рынок, но и ведущие страны мира, включая США и Германию. Да еще, кроме непосредственно производства станков, в Саратове занимались их разработкой. Вот, например, саратовский научно-исследовательский технологический институт был главным в стране по разработке современных технологий в области самолётостроения, отметила замминистра. Только всё это растеряли за долгие перестроечные годы.

«Станкостроение, как ни крути, является базой для машиностроения, локомотивом для реального сектора экономики, поэтому это первое, что необходимо восстанавливать в разрезе решения вопроса об импортозамещении», – сообщила Ольга Лутьянова и поспешила обрадовать, что в регионе на базе завода тяжёлых зуборезных станков начинает возрождаться станкостроительное производство. С апреля прошлого года работает цех с небольшими пока что объёмами, но вынашиваются планы по наращиванию мощностей и увеличению численности персонала.

А ещё Лутьянова напомнила, что возрождать нужно будет производство медицинского оборудования и комплектующих для судо– и авиастроения, эти комплектующие в настоящее время, по данным минпромторга, ежегодно приобретаются за границей на сумму в десять миллиардов рублей. Комплектующие для машиностроительной отрасли тоже завозятся преимущественно из-за рубежа, и тратится на это уже в восемь раз больше средств. При этом стремиться к замещению электроники бытового назначения – компьютеров, планшетов, смартфонов, программного обеспечения и прочего, – по словам Лутьяновой, не стоит. Нет смысла. В этом направлении мы безнадёжно отстали. Зато в производстве чипов, которые ставят везде и всюду, Россия может преуспеть. И переходить на отечественные чипы в отечественной продукции пора уже давно.

«Импортозамещение – это очень серьёзный вопрос, безусловно, но им сейчас также серьёзно и занимаются. И на федеральном, и на региональном уровне. В минпромторге уже разработаны различные программы по импортозамещению. Стоит задача обеспечить его за два ближайших года. И саратовские предприятия в этих программах уже активно участвуют», – сообщила Ольга Лутьянова.

Прямой дорогой в безмятежное завтра

Представители ОАО «Электроприборостроительный завод им. С. Орджоникидзе», которые на прошедшем мероприятии, видимо, призваны были демонстрировать готовность регионального промышленного комплекса к импортозамещению, с этой своей ролью справились блестяще. Такого позитивного настроя и веры в светлое будущее от производственников, честно говоря, не было видно давно.

Правда, главный конструктор завода Ольга Толмачёва сразу сообщила, не скрывая, что вся элементная база, на основе которой на заводе строится производственный процесс, на 90 процентов импортная. Предприятие, напомним, делает приборы для вертолетов и авиатехники, то есть получается, что на 90 процентов эти приборы, сделанные отечественным заводом, состоят из импортных деталей.

Представители завода заявили, что все компоненты поставлялись в основном из стран ближнего зарубежья – Белоруссии, Украины, Грузии, Латвии. И что с украинской базы предприятие сейчас просто перейдет на российскую. Выбирать, по словам Толмачёвой, есть из чего. Правда, не по всем элементным позициям. Из 40 наименований, которые поставлялись заводу с Украины, аналогов не удаётся найти для пятнадцати. При этом главный конструктор завода заявила, что совсем без импорта обойтись, наверное, не получится. Потому что нет в России силовой электроники, а надёжность полётов в гражданской авиации должна поддерживаться на высоком уровне.

«Мы отвечаем за безопасность. А в отношениях с российскими поставщиками компонентов часто сталкиваемся с трудностями. Не выдерживаются объёмы заказов и сроки их выполнения», – призналась Ольга Толмачёва.

И, выдерживая всё-таки позитивное настроение, добавила, что если государство, озаботившись этой проблемой, возродит станкостроение, поможет умножиться предприятиям из ряда жизненно важных отраслей, то успеха долго ждать не придётся. Здесь её поддержал Анатолий Волков, начальник отдела развития того же ОАО «Электроприборостроительный завод им. С. Орджоникидзе». Он по-пионерски лихо просто заявил, что «нам всё по плечу».

«В середине 80-х годов мы достигли в своих научных разработках уровня стран Запада – Европы, США, в том числе и Японии, – начал свой исторический экскурс этот заводской специалист. – Вы знаете, почему у нас перестройка началась? Потому что нас настолько испугались, что решили устроить нам шурум-бурум. Потом 90-е годы наступили. Но прошли времена Горбачёва, прошли времена Ельцина, появился наконец-то руководитель с головой. Я не буду кричать, что он молодец, но то, что он делает, результаты его – они налицо. Вы знаете, какая у него команда набралась? Рогозин, Лавров – ну замечательная же команда! А куда они нас ведут? Они нас ведут в светлое будущее! И у нас золотой нефтерубль будет завтра. Будет!»

Не слушают, не верят, не дают говорить

С этим страстным монологом про уверенность в безмятежном завтра резко контрастировало выступление Валентина Павлюкова. Не без препятствий добравшись до трибуны, Валентин Григорьевич обвинил участников круглого стола в легкомысленности и непрофессионализме. Только так, по его словам, можно объяснить их уверенность в том, что задача импортозамещения решается быстро, просто и без проблем.

Пример привёл из родной для электроприборостроительного завода имени Серго Орджоникидзе отрасли – вертолётостроении. В ней одной только проблем непочатый край. «Украина производит двигатели для вертолётов. Это не секрет ни для кого. И что за вертолёты мы будем строить без двигателей? – задавал свой риторический вопрос Валентин Григорьевич. – Мы всегда соревновались с Западом, в чём-то они уходили вперёд, в чём-то мы. Но Миг-35 и сегодня самый совершенный самолёт, а вертолёты наши стремятся покупать даже американцы. Поэтому как мы теперь будем, я даже не представляю».

Смешным и легковесным подходом назвал Валентин Павлюков обсуждение острой и крайне важной темы импортозамещения, которое разворачивалось в «Комсомольской правде». И пристыдил электроприборостроителей, напомнив им, что для обеспечения внутренних потребностей государства когда-то на «Серго» работало 13,5 тысяч человек. И можно ли это сравнить с той неполной тысячей, что работает на заводе сегодня?

«В этом самая главная сложность решения всех проблем и поставленных задач, – сказал советский директор Валентин Павлюков. – Система подготовки качественных рабочих и инженеров у нас полностью разрушена. И пока не будет решения здесь, как можно думать о восстановлении тех же станкостроительных заводов, авиационных заводов и прочего? Как можно быстро и просто заполнить эту пустоту?»

Проблема в том, что власти не интересен бизнес

Федор Шимчук

Фёдор Шимчук: когда российским
заводам, как конкурентам, желают
разорения иностранные производители,
это понятно. Но когда собственное
государство – нет

По мнению председателя совета директоров ОАО «Нефтемаш»-Сапкон Федора Шимчука, который тоже был приглашён к участию в круглом столе в «Комсомолке», но отказался по причине «а с кем говорить?!», конкурировать с западными аналогами промышленной продукции сложно, но можно. И по многим позициям российские предприятия имеют качественное превосходство. Проблема в реализации действительно важного для ­отечественной экономики процесса импортозамещения кроется и в другом. В несогласованности действий власти и бизнеса. При всей очевидности преимуществ нефтемашевской продукции по сравнению с европейскими аналогами она нередко проигрывает им в отечественных тендерах, утверждает Шимчук.

«Мы выходили на депутатов Госдумы с предложением изменить методику тендерных закупок в сторону реальной поддержки отечественных производителей, отменив сложившуюся практику проведения тендеров, на которых лоббируется продвижение импортного оборудования. Причём качество отечественных аналогов не хуже, а по цене и срокам изготовления и поставок имеет преимущества», – рассказывал корреспонденту «Газеты недели» Фёдор Шимчук. По его словам, на эти обращения и предложения никто во власти не отреагировал.

Депутат Госдумы, приезжавший на выставку и коллегию минпрома, пообещал позвонить, а с представителями региональной власти, как говорит Шимчук, разговор складывается на разных языках.

В глобальном смысле вопрос импортозамещения сейчас перед властями и не стоял бы вовсе, если бы государство помогало производственникам не только на словах, но и делом: «Ничего не пришлось бы восстанавливать, если бы всё не разорили в девяностых».