Мечтам не дали разогнаться
Цены на проезд в городском электротранспорте уравняют с автобусными. Об этом депутаты Саратовской городской думы договорились сразу, как только вернулись с летних каникул. Пока что транспортный тариф обсудили и одобрили члены постоянной думской комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле. Теперь на ближайшем заседании Саратовской городской думы его будут обсуждать всем депутатским составом.
Повышение необходимое, но бесполезное
Нет никаких сомнений в том, что новую цену одобрят, утвердят и выпустят в жизнь. Принятие решения о повышении стоимости поездки в трамвае или троллейбусе до нынешних 15 рублей было делом времени.
В Саратове это известная практика. Сначала растут тарифы на автобусные перевозки, а спустя пару-тройку месяцев, когда горожане привыкают к новым ценам, до установленного уровня подтягивается стоимость проезда и в «социальном» городском электротранспорте. Но важно не это. А то, что рост тарифов, который чиновники и эксперты отрасли объясняют как вынужденную необходимость, никак не влияет на качество предоставляемых транспортными предприятиями услуг.
Сколько бы проезд для саратовских пассажиров ни стоил, мы продолжаем ездить (за редким исключением) в старых автобусах, трамваях, троллейбусах. Нас продолжают обслуживать хамоватые водители и кондукторы. Движение, как и всегда, не укладывается ни в одно придуманное транспортным управлением маршрутное расписание. Всё это потому, что тот тариф на провоз пассажира, который устанавливают для транспортных предприятий раз в два года городские и региональные чиновники, всегда оказывается ниже себестоимости этого провоза.
Вот и теперь, при повышении проезда в трамваях и троллейбусах депутаты и представители городской администрации сокрушались о том, что 15-рублёвый билет на поездку способен только удержать муниципальный Саратовгорэлектротранс на плаву ещё какое-то время. О повышении качества обслуживания пассажиров при таких расценках не стоит даже и заикаться. По словам председателя комитета по экономике Елены Ножечкиной, реальная цена одной поездки пассажира в городском электротрансопрте составляет 24 рубля. А значит, при цене даже в 15 рублей за поездку находящееся в предбанкротном состоянии транспортное предприятие будет продолжать нести финансовые потери.
Одновременно с ростом цены на разовую поездку в трамваях и троллейбусах подорожают, естественно, и месячные проездные билеты. Причём их удорожание для граждан будет, пожалуй, более ощутимым, так как в отличие от разовых билетов цены на проездные не менялись последние четыре года.
Гражданский проездной будет стоить 700 рублей на один вид транспорта и 840 на два вида. Для студентов и пенсионеров – 550 и 630 соответственно.
Конечно, повышение тарифа кое в чём СГЭТу поможет. Например, сократит убыток на 27 миллионов рублей. Но кардинально это ничего не изменит. Потому что сохранится весомый разрыв между доходами предприятия (согласно прогнозу на текущий год – около 872 миллионов рублей) и расходами (по прогнозам – 975 млн рублей). А значит, ни о каком финансовом оздоровлении не будет и речи. Не даёт рост тарифа и возможности восстановить материальную базу предприятия. Износ трамвайного парка на сегодняшний день составляет уже 76%, троллейбусов – 78%, контактных сетей – 81%.
Проект планировки – это ещё не проект
Проблемы транспортной отрасли и дорожного хозяйства на прошедшем в минувший четверг заседании комиссии по промышленности традиционно заняли центральное место. Кроме вопроса о стоимости проезда в горэлектротранспорте депутаты обсудили проект городской администрации «по планировке территории для размещения автомобильной дороги» от улицы Навашина до улицы Танкистов и от улицы Технической до улицы Плодородной.
Как рассказал членам комиссии заместитель главы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрей Гнусин, проект планировки подготовлен, прошёл процедуру публичных слушаний, после чего в июне 2014 года был утвержден. Теперь нужно провести целый ряд предварительных подготовительных мероприятий, прежде чем начинать думать о разработке проекта строительства обозначенной автомобильной дороги и тем более о сроках его реализации.
Например, нужно получить в распоряжение земельные участки, по которым дорога, согласно проекту планировки, должна проходить. Сейчас эта земля находится в государственной собственности, и право распоряжаться ею закреплено за федеральными минсельхозом и минобороны. По словам Гнусина, в оба ведомства уже отправлены письма с просьбой «рассмотреть возможность» передачи этих земельных участков в областное ведение, а затем в муниципалитет. Но на решение одного только этого земельного вопроса может потребоваться не один год, исходя из сложившейся на сегодняшний день практики переоформления земельных участков.
Запланированная муниципалитетом дорога важна для Саратова (и с этим согласились все участники заседания) прежде всего потому, что призвана если не освободить город от пробок совсем, то значительно его разгрузить. Андрей Гнусин отметил, что новая шестиполосная автомагистраль свяжет проспект 50 лет Октября с посёлком Солнечный и при этом будет «прямой и нерегулируемой». Это позволит оттянуть значительное количество транспорта с центральных улиц.
Одобрив начинания городской администрации и приняв информацию о «проекте планировки» к сведению, депутаты взялись накидывать идеи о том, как и в чём можно было бы ещё улучшить ситуацию на саратовских дорогах. Вот, например, депутат Андрей Карасёв заявил, что «от Солнечного до «Авангарда» добираться можно было бы и быстрей», призывая представителей муниципалитета поработать и в этом направлении тоже. На что председатель комиссии по промышленности депутат Анатолий Серебряков иронично заметил: «Ну всё, мечты пошли развиваться...» – чем и поставил точку в обсуждении.
Войну проиграли
Еще одна возможность порассуждать о плачевном состоянии дорожно-транспортного хозяйства Саратова депутатам представилась при рассмотрении информации от Андрея Иващенко. Он возглавлял рабочую группу из представителей муниципалитета и депутатов, которая создавалась, чтобы контролировать соблюдение общественным транспортом графика движения и скоростного режима. Иващенко предложил депутатам прекратить работу возглавляемой им инициативной группы, потому что «свои задачи она выполнила» и более собираться ей незачем.
Поддержала коллегу только депутат Елена Злобнова, которая, как оказалось, тоже входит в состав рабочей группы. Она призналась, что группа эта уже давно не собирается и ничего не решает. Другие члены комиссии заявили, что на деле никаких результатов от якобы найденных рабочей группой решений не видно. И ситуация с общественным транспортом как была безобразной, так и остаётся таковой.
Депутат Виктор Марков, в частности, заявил, что, по его ощущениям, водители автобусов и маршруток вообще не знают, что их кто-то в городе контролирует, или «плевать на этот контроль хотели». «Нужно признаться, что все мы с вами, городская власть, проиграли войну водителям автобусов, – заявил Марков. – Ничего от нашего контроля не изменилось. Как останавливались маршрутки на пешеходных переходах, так и останавливаются. Как ползли автобусы по Московской толпой, так и ползут. И если уж говорить о роспуске рабочей группы, которая должна была решать такие вопросы, то не потому, что она всё сделала, а по причине её «банкротства», то есть полной несостоятельности».
Андрей Иващенко с критикой в адрес рабочей группы спорить не стал. Вместо этого он выразил надежду на изменении ситуации в сфере пассажирских перевозок общественным транспортом с приходом новых перевозчиков, которые должны быть отобраны на предстоящем конкурсе.
«Проводимый конкурс поможет найти таких перевозчиков, которые будут соблюдать и график движения своего транспорта на маршрутах, и скоростной режим, и прочие условия работы», – заявил депутат. Для полноты картины здесь очень не хватило ироничного замечания Анатолия Серебрякова о том, как пошли развиваться мечты.