«Как в кино. Дубль-2. Устные рассказы»
Нижегородское издательство «Деком» в серии «Имена» выпустило сборник Михаила Ромма «Как в кино. Дубль-2. Устные рассказы». В основу его положено предыдущее издание книги (2003), но есть некоторые дополнения. В конце шестидесятых знаменитый мастер, поставивший такие ленты, как «Пышка», «Тринадцать», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм», записал на магнитофон нечто вроде устных мемуаров – будучи в полной уверенности, что тексты эти никогда не удастся опубликовать. Те, кто помнит «Обыкновенный фашизм», едва ли забудут голос Ромма – мудрого повествователя, способного быть, когда надо, и лиричным, и даже сентиментальным, а когда необходимо, ироничным, ядовито-злым и жестким. Тексты, включенные в книгу, как раз являют собой образцы «разного» Ромма: если, например, в «Тосте Коле Шенгелая» сквозят явная печаль и ностальгия, то рассказ «Мой непутевый дядя Максим» больше похож на конспект веселого авантюрного романа, а трогательная психологически выверенная новелла «Наташа и я» сделала бы честь лучшим детским писателям... Но, безусловно, самой яркими ипостасями Ромма-рассказчика были Ромм Насмешливый, Ромм Презирающий, Ромм Наблюдательный. Когда эти качества собирались воедино, рождались маленькие шедевры, подобные «Семену Семеновичу Дукельскому», «Как меня предавали суду чести» или «Четыре встречи с Хрущевым». Ромм как никто другой понимал значение интонации рассказчика и пользовался ей настолько виртуозно, что изложение локальных событий (будь то смена руководства Комитета по делам кинематографии или выступления Хрущева перед деятелями культуры) превращалось в необычайной силы художественное обобщение. Советская реальность гляделась в это зеркало и выглядела чем-то немыслимым, невероятным, сюрреалистичным. Не потому ли все попытки издать рассказы Ромма до перестройки были тщетными? В трехтомник «Избранных произведений» (1980–1982) попало всего несколько наиболее «вегетарианских» новелл, да и те – с большими купюрами. Лишь в 1989 году на волне перестройки и гласности, «Устные рассказы» (хотя и не все) наконец были выпущены сумасшедшим по нынешним временам тиражом в 125 тысяч экземпляров... В нынешнее издание включено всё наследие Ромма-рассказчика, причем многие тексты прокомментированы фрагментами из воспоминаний его жены, актрисы Елены Кузьминой, и документами (письмами, рисунками, фотоиллюстрациями). К сожалению, тираж нынешнего издания не указан, но едва ли он превышает три тысячи.