Красные ворота для искусства

Оценить
О 10 темах и об «изысках» столичной архитектуры

Третья межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота/ Против течения» открылась 18 сентября. Основной задачей проекта является исследование региональной ситуации в искусстве Приволжского федерального округа и актуализация художественных практик, которые обращаются к классическим жанрам академического искусства.

10/100/160

Если первые и вторые «Красные ворота» разделили 10 лет, то третьей выставки пришлось ждать всего два года. Плотной оказалась и программа, начало которой положила пресс-конференция в Радищевском музее.

Руководитель проекта, президент Творческого союза художников России, председатель Поволжского отделения Российской академии художеств Константин Худяков рассказал, что в основу концепции проекта легла книга чешского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». «Сейчас мы живем в другую эпоху, у тотального большинства людей калейдоскопическое восприятие мира, – объясняет академик, – изобразительное искусство вроде бы прогрессирует, на мой же взгляд, наблюдаются абсолютно явные тенденции к регрессу с точки зрения профессионализма, ремесла. Мы пытаемся в силу своих возможностей привлечь художников к проблеме целостного воспитания картины мироздания. Наш проект в некотором роде заказной: в течение 20 лет мы проведем 10 проектов. Каждому циклу будет посвящена энциклопедия из 10 тем. Всего 100 тем, хотя у Коменского было 160».

В этом году в проекте участвуют представители из 12 регионов ПФО, Москвы и Санкт-Петербурга. Было принято более 500 заявок, а на рассмотрение экспертного совета и жюри отправилось более 6000 произведений живописи, графики, скульптуры и цифрового искусства. От Саратова – более 70 заявок (конкурс прошли 46 художников). Худяков назвал имена лауреатов-саратовцев: Антон Батишев, Любовь Горячева, Сергей Кармеев, Анатолий Учаев (премия им. К. П. Петрова-Водкина), Людмила Маханькова и Ольга Пеганова (премия президента РАХ Зураба Церетели), Вячеслав Цай (премия им. Н. И. Фешина).

Министр культуры Светлана Краснощекова затронула многострадальную тему об отсутствии помещения, где бы могло экспонироваться современное искусство (наиболее близкое по формату заведение арт-площадка «Лестница» ныне бездействует): «Ну нет пока в Саратове выставочного зала, но я вас уверяю, Константин Васильевич (Худяков. – Прим. ред.), будет. Уже ведутся переговоры насчет места, где это будет происходить».

Затронула эту тему и Ирина Сосновская – ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства, исполнительный редактор журналов ДИ и «Academia», куратор проекта. По ее словам, Саратов «намного опережали Пермь с музеем современного искусства, Нижний Новгород с Арсеналом, Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства. Когда два года назад губернатор сказал, что в Саратове будет крупнейший зал в Поволжье, мне стало интересно, каким же этот зал может быть относительно Арсенала. Остается только Авиазавод. Других пространств в Саратове просто нет...» «Есть. Осталось немного подождать», – уверила Краснощекова.

На саратовской выставке размещено около 150 работ более 100 художников. Частично экспозиция оказалась разбавленной работами мастеров XVIII-XX веков из собрания музея Радищева. Что касается новых произведений, то они посвящены 10 темам, о которых говорил Худяков: пейзаж, жажда и голод, охотник и жертва, растения, птицы, обитатели рек и морей, животные, пресмыкающиеся, натюрморт, существо (нечто). Кроме того, вместе с конкурсными работами саратовские любители живописи смогли насладиться картинами юбиляра – народного художника России Анатолия Учаева, к слову, инициатора и организатора Первой выставки «Красные ворота» в 2001–2002 годах.

После Саратова, где «Красные ворота/ Против течения» будут проходить с 18-го до 27 сентября, выставка побывает в пяти городах: Тольятти, Уфа, Казань, Чебоксары и Москва.

Парад уродов

В рамках «Красных ворот/ Против течения» состоялось много мероприятий, мы же остановимся только на семинаре и творческой встрече с художником, куратором и арт-критиком Дианой Мачулиной.

Среди наиболее известных и любопытных проектов художницы – «Похвала глупости, или Архитектура российского капитализма» (2012). Получился в некотором роде парад уродов, когда снимок того, как делать не надо, сопровождается точно бьющим примером из классики мировой литературы, живописи или кино. «Я решила попробовать осмыслить ситуацию не только с уничтожением исторической Москвы (это только одна из проблем), а с уничтожением какого-то нормального существования человека в городе посредством формирования другой среды».

Что мы видим? Высотки, построенные без расчета на то, что пожарники не могут тушить выше 13 этажа (аналогия Дианы – Алиса в Стране чудес, которая выпила жидкость и странно выросла); новая постройка с пятью колоннами (колонн всегда может быть только четное число, ко всему прочему, пятая колонна практически перекрывает вход; аналогия – знаменитый непонятный зверь, изображенный Дюрером). Это лишь несколько примеров.

Не в восторге Мачулина и от будущего: «Общие перспективы не радуют. Всё кажется очень мрачным: единый культурный код, поворот от западного к родному. Современное искусство, например, по определению западное – в российской действительности его не было. С одной стороны, ничего хорошего, с другой – всегда же как-то выкручивались. И здесь выкрутимся...»