Выборы с дешевой картошкой
В самом начале событий на востоке Украины один то ли голландский, то ли бельгийский военный теоретик дал название конфликту – «гибридная война». Вообще-то под определение гибридной войны подпадают разные виды конфликтов, но наш теоретик имел в виду такую, которая как бы маскируется не под войну. Или как неучастие одной стороны в конфликте. Похоже на действие России: если и воюют, то «отпускники», техника появляется сама собой.
Но выборы-то почему гибридные? Попробуем ответить на этот вопрос. Самый большой интерес вызвали выборы в Московскую городскую думу. Выборы питерского и остальных губернаторов не вызывали такого интереса по причине предсказуемости результатов. Не зря РБК назвала единый день голосования единым днем одобрения. Однако в столице на начальном этапе предполагалось некоторое движение, драйв. Обусловлено это было попытками представителей несистемной оппозиции пройти на выборы. Но никто из них не смог набрать нужное количество подписей за свою кандидатуру, а именно пять тысяч голосов. Ироничный наблюдатель московских выборов заметил, что для прохождения в думу в одном из округов нужно меньше голосов, чем для прохождения предвыборного барьера.
Да, кандидаты от «Единой России» получили более половины мест в Московской городской думе шестого созыва. Партии достались 28 из 45 мандатов.
Еще в десяти одномандатных округах одержали победу кандидаты, которые делали вид, что они самовыдвиженцы. Прямо как наши десантники в Луганске и Донецке. Хотя в ходе выборов их поддерживала «Единая Россия».
Коммунисты получили в новом столичном парламенте пять мест, «Родина» и ЛДПР – по одному.
Правда, при этом надо отметить, что выборы в Москве прошли при рекордно малой явке избирателей, которая составила 21,04 процента – самый низкий показатель с момента учреждения столичного парламента. На прошлых выборах в МГД в 2009 году явка была 35,26 процента. К тому же наблюдатели отмечают странно быстрый рост явки в последние часы голосования. Объяснений тому, что только каждый пятый житель столицы, обладающий правом голоса, пришел на выборы, было много. От серьезных до курьезных. Например, один из видных коммунистов посетовал на то, что грибы уродились, и москвичи с лукошками разбрелись по окрестным лесам. Хотя на самом деле ясно, что, установив единый день голосования в начале сентября, власти этого и добивались – низкой явки, которая позволяет манипулировать результатами. И потом, жители столицы и все россияне давно уже поняли, что Государственная дума и региональные парламенты не то что не приспособлены для дискуссий, они не предназначены для серьезной работы вообще. Так, главная Дума только придает легитимность спущенным из администрации президента законопроектам, и ровно так же региональные утверждают решения, принятые губернаторами.
Есть и еще одно понятие гибрида – это объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов. Например, многие московские выборные участки стали одновременно овощными мини-ярмарками. «Картофель, лук, морковь – всё по 10». В Тюмени выборы стали гибридом с лотереей. Выбирая себе губернатора, тюменцы одновременно могли участвовать в лотерее с главными призами – двадцатью автомобилями «Лада» и четырьмя квартирами. Но в целом все эти ухищрения были напрасны: люди бы и так в большинстве своем голосовали за «Единую Россию» и за любого кандидата, который бы говорил, что «Крым – наш», или что-нибудь о наших донецких братьях, сражающихся против «карателей киевской хунты».
В целом высокий результат «Единой России» политолог Евгений Минченко связывает с «эффектом мобилизации поднявшегося рейтинга Владимира Путина: он вытягивает всех остальных».
В Саратовской области тоже прошел единый день голосования, но очень маленький: решалась судьба 66 депутатских мандатов в 12 районах.
Из этих 66 мандатов 63 получили кандидаты от ЕР. Кроме того, в Красноармейском районе выборы в своих округах выиграли два самовыдвиженца и один кандидат от «Справедливой России».
То есть никаких изменений в нашей жизни не предвидится. Всё как шло, так и дальше пойдет.