Саратовское лицо нашей промышленности

Оценить
Китай, Белоруссия, Казахстан – страны, на которые нам надо бы равняться

Всё чаще мы стали слышать об «импортозамещении», призванном сделать нашу страну менее зависимой от зарубежных товаров. Но насколько эти смелые заявления с высоких трибун соответствуют настоящему положению дел в отечественной промышленности? Об этом корреспондент «Газеты недели» попытался узнать, посетив специализированные выставки «Тэхноэкспо.2014» и «Нефть.Газ.Хим.2014», состоявшиеся на минувшей неделе в манеже саратовского Дворца спорта в рамках VI Индустриального форума.

«Промышленность и нефтегазохимия являются основой внутреннего валового продукта нашей страны, – заметил на открытии форума председатель комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения Национального объединения проектировщиков и начальник департамента стратегического развития ОАО «Газпром» Игорь Мещерин, добавив, что неслучайно такие значительные мероприятия проходят в Саратове. – Этот город знаменит не только волжскими просторами и русской живописью галереи имени Радищева, но также славен нефтегазовыми ресурсами, многолетними традициями их добычи, транспортировки и переработки». Выступающий напомнил, что в городе находится крупнейший в России проектный институт нефтегазовой отрасли «ВНИПИгаздобыча» (проектант газопровода «Сила Сибири»), а также компании «Саратовнефтепродукт», «Саратовнефтьоргсинтез» и «Саратовский НПЗ», которые Мещерин назвал «предприятиями, непосредственно формирующими лицо промышленности нашей страны».

Троллейбус в сеть

Интернет победно шагает по планете, однако в России ещё остались места, не охваченные этим благом. Например, саратовские троллейбусы. В то время как в Москве и других российских городах эта проблема постепенно устраняется, саратовцы вынуждены до сих пор, словно в каменном веке, пользоваться общественным транспортом без Wi-Fi. Но вот на выставке энгельсский троллейбусный завод представил модель, оснащённую наконец-то беспроводной точкой доступа в Сеть. Машина снабжена и другими благами технического прогресса – кондиционером, четырьмя видеокамерами (одна из них в кабине водителя), оборудована ГЛОНАСС (чтобы люди на остановках имели возможность в прямом режиме узнавать время прибытия долгожданного троллейбуса), кнопками оповещения водителя и системой клининга. Последняя функция позволяет машине наклоняться в сторону, облегчая посадку людям с ограниченными возможностями. Кроме того, модель отличается удлинённым автономным ходом, то есть в случае обесточки может проехать на собственной батарее до 30 км (у работающих сейчас в Саратове троллейбусов эта дистанция составляет всего лишь 500 м). Как пояснил мне представитель компании, именно такой экземпляр демонстрировался на недавнем открытии моста Саратов – Энгельс. Но когда такие прогрессивные троллейбусы появятся на дорогах областного центра в большом количестве, к сожалению, пока не известно.

Недалеко от высокотехнологичного троллейбуса расположилась палатка компании «Лидер», о которой «Газета недели» пишет уже не впервые. Фирма занимается альтернативными источниками энергии. Идея получать энергию природы бесплатно очень понравилась посетившему форум министру промышленности и энергетики Саратовской области Сергею Лисовскому, который сразу же задумался об использовании такой технологии в коммунальном хозяйстве. «Если альтернативную энергию перевести на общедомовые нужды, вопрос будет решён чётко», – позволил себе помечтать чиновник. Как пояснил руководитель компании Сергей Федин, основная помеха для распространения подобной продукции – недостаточная информированность населения. Кстати, здесь же был приведен хороший пример в тему импортозамещения: по словам Федина, несмотря на то что саратовские щелочные аккумуляторы вдвое дороже иностранных, граждане предпочитают покупать именно наши – они надёжнее.

Саратовское измерение

Саратовское лицо нашей промышленностиА вот шестиосевые измерительные приборы за рубежом не делают вовсе. «Не умеют», – лаконично пояснил мне представитель компании, производящей такую продукцию в Саратове. Сейчас в мире распространены преимущественно трёхосевые модели, которые по точности не уступают шестиосевым, но вот по скорости замера явно проигрывают – последние производят измерения до трёх раз быстрее. При этом по стоимости быстрые саратовские приборы приблизительно соответствуют медленным иностранным. По словам собеседника, за рубежом были попытки создать подобную технику, но ничем хорошим они не закончились: оборудование либо обладало низкой точностью, либо просто плохо работало. Однако несмотря на уникальность продукции компании почему-то никак не удаётся получить государственные гранты. «Наверное, наше правительство не заинтересованно в развитии таких технологий», – сделал невесёлый вывод собеседник.

Уникальный статус саратовской продукции подтвердил и министр Лисовский. «Эта фирма уже 20 лет выпускает шестикоординатные измерительно-обрабатывающие центры, – объяснял мне чиновник. – Это оборудование стоит на саратовском агрегатном и вольском механическом заводах и великолепно работает».

Из дальнейших разговоров я выяснил, что вообще российское измерительное оборудование находится на достаточно хорошем уровне. Например, представитель фирмы, предлагающей приборы неразрушающего контроля как отечественного, так и зарубежного производства, уверяла на полном серьезе, что почти вся присутствующая на рынке иностранная продукция дублируется российскими аналогами, которые к тому же и дешевле. Бывает, что иногда у наших приборов хромает точность, но это, как пояснила собеседник, наблюдается только в отдельных случаях.

Во всём виноват Чубайс

Саратовское лицо нашей промышленностиОгнеупорное и пулестойкое стекло, которое производится в Саратове по швейцарской технологии, тоже вполне европейского качества. При этом оно дешевле зарубежных аналогов на 15–20 процентов. Высокий класс огнестойкости позволяет нашему стеклу целый час выдерживать температуру в 1030 градусов Цельсия с одной стороны и в 140 градусов – с другой. «Если зайдёте в Сбербанк, обратите внимание – наверняка где-нибудь на стекле увидите нашу маркировку, – похвастался владелец завода. – Наше стекло ставят во всех городах Поволжья». По словам собеседника, его завод – единственное подобное производство на территории от Казани до Краснодара. Он обратил внимание на стоящие рядом склянки с неким белым веществом – полититанатом калия. Оказалось, что при низкой стоимости этот наноматериал обладает почти волшебными свойствами: добавление его в пластмассу в соотношении всего лишь 1% приводит к повышению прочности в полтора раза, а добавление 3% в стандартные смазки улучшает трение на 20–50%. «Чубайс всё направление дискредитировал, – подытожил нашу беседу хозяин завода. – Теперь, когда ты говоришь, что занимаешься нанотехнологиями, тебя сразу называют «чубайсовцем»!» Но грустно на самом деле не это, а то, что в производстве своей уникальной продукции компания вынуждена использовать иностранные компоненты – российских на рынке попросту нет.

А вот со станкостроением в отечестве нашем явные проблемы

Как удалось мне понять из общения с участниками форума, российских аналогов некоторых зарубежных станков на рынке или просто нет, или очень мало. Те, что есть, стоят дороже импортных. Как пояснил мне представитель одной из компаний, станкостроение в России просто нецелесообразно: российский рынок станков оценивается всего в три тысячи единиц в год, в то время как, например, китайский в 50 тысяч единиц. Стоит заметить, что иностранные станки обходятся россиянам дороже их обычной стоимости на родине: в цену попадают как затраты на доставку, так и около 28 процентов пошлин. Кроме того, сказывается отсутствие в России собственного производства элементной базы – проводов, приводов и т. д. Но представители другой компании на всякий случай пояснили, что даже после растаможки зарубежный станок будет стоить дешевле аналогичного российского.

Что мешает развитию промышленности в регионе?

Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский:

АТМОСФЕРА ПООЩРЕНИЯ СОЗИДАТЕЛЕЙ НЕ СОЗДАНА

В импортозамещении первым приоритетом поставлено как раз станкостроение. Мы наиболее отстали в нём, а это же основа машиностроения. Сегодня здесь была представлена и отечественная, и импортная продукция, и я каждого спрашивал: как обстоят дела по организации этого производства в России? И три фирмы, которые раньше занимались только поставками импортной продукции, доложили о начале развёртывания работ по организации производства в РФ. Конечно, на выставке превалирует зарубежная продукция, но ростки в том, что началась организация производства и в России. Важно выйти на массовый уровень, а массовым пока остаётся всё-таки импорт. Но в станкостроении быстрых процессов не произойдёт – мы должны быть реалистами.

Факторы, которые сдерживают развитие нашей промышленности, общеизвестны. Первый – это идеология. Я не такой уж консерватор, но атмосфера поощрения созидателей у нас не создана. Сегодня уже приводился пример, когда на страницах известной газеты помещают новость о каком-то проекте, но не указывают, кто его автор. Сейчас людей всё больше тянет сфера распределения, потребления, надзора, контроля. Это тревожит. Вторая часть факторов – экономическая. Раз мы конкурируем на мировом рынке и думаем об импортозамещении, то должны создаваться соответствующие условия.

По тем условиям, на которых кредитуются наши промышленные предприятия, мы проигрываем. Дальше – налоговая система. К сожалению, она не является стимулирующей, в ней много недостатков. Но ещё хуже, если мы будем в спешке шарахаться и изменять её. Сейчас только такие варианты и предлагаются: давай менять НДС, НДФЛ, имущественные налоги... Это вызывает очень серьёзные опасения у производственников. Ведь получается, что подвергаются корректировке те бизнес-планы, которые уже были составлены. Поэтому я сторонник того, чтобы базовые принципы взаимодействия с промышленностью резко не менять, но постепенно идти к совершенству. Куда совершенствоваться – мы знаем. Китай, Белоруссия, Казахстан – примеры стран с культом промышленности. Вот на кого нам надо равняться.