Самодостаточная Каталония

Оценить
Мимолетные впечатления российского путешественника с сопутствующими размышлениями

В тревожное время санкций, когда закрывают заведения фастфуда только за американский бренд и грозят запретить полеты ведущих авиакомпаний над Россией, каждый выезд за границу воспринимаешь как последний. А вдруг следующие санкции отразятся на деятельности туроператоров, обеспечивающих прибыль заграничным отелям за счет российских путешественников? И еще один нюанс: как долго смогут высокопоставленные чиновники, которым закрыт въезд в страны Евросоюза, терпеть заграничные вояжи рядовых соотечественников? По этим резонам мы и отправились в Испанию, в один из курортных городков региона Каталония Салоу (побережье Коста Даурада, к югу от Барселоны).

Сумка на животе – как гарантия безопасности

От аэропорта Барселоны до Салоу – полтора часа пути по скоростной трассе. В дороге гид предупреждала, что курортные места с тысячами расслабленных туристов – любимое место промысла воришек-карманников. И давала советы, аналогичные тем, что можно прочитать и в саратовском общественном транспорте. А именно: если сумку или фотокамеру вы несете через плечо, в людных местах лучше разместить их спереди, на животе. А кошельки должны находиться во внутренних карманах.

В отелях тоже есть вероятность быть обворованными. Во всяком случае сохранность личных вещей в номере не гарантируется. Аренда сейфа стоит пять евро в сутки. Мы предпочли не платить, ведь эта сумма сопоставима со стоимостью экскурсии в Барселону на двоих.

В общем, сумку с деньгами и документами мы таскали с собой. Сразу скажу, что всё заработанное непосильным трудом удалось сохранить. При этом я постоянно следила за тем, чтобы сумка с «сокровищами» не сползла с живота мужа на спину. Еще одна сопутствующая трата – аренда пляжного полотенца за один евро в сутки плюс 20 евро в залог. Ну как тут не купить лишнее пляжное полотенце за шесть евро, тем более если на нем изображены архитектурные шедевры Гауди?

Нас призывали остерегаться людей, кидающихся с объятиями, как к старым знакомым, а также тех, кто пытается отвлечь внимание, показывая на пятно на одежде, или подходит с просьбой расписаться в поддержку какой-либо инициативы. Ничего такого с нами не произошло. Только как-то молодой человек сунул мне в руку листовку, в которой на нескольких языках говорилось о необходимости отделения самодостаточной Каталонии от Испании.

Каталонцы и испанцы: просьба не путать

Во время экскурсий гиды старались избегать темы противостояния Испании и Каталонии. Этот регион, площадью 32,114 кв. км (в три раза меньше Саратовской области), составляет 6,4% от площади Испании, при этом тут проживает 16% населения страны и производится 23% валового продукта. Это подстегивает стремление каталонцев стать самостоятельным государством. Регион добился автономии, официального статуса каталонского языка и признания каталонцев нацией, отдельной от испанцев. Очередной референдум намечен на 9 ноября, впрочем, Мадрид заявляет, что его результаты отменит Конституционный суд. Да и канцлер Германии Ангела Меркель пригрозила каталонцам, что их страна не будет признана европейским сообществом.

Во время футбольных матчей между местной командой «Барселона» с мадридским «Реалом» в воздухе Барселоны носятся электрические разряды. Обнаружить свои симпатии к мадридской команде чревато крупными неприятностями. Известное развлечение испанцев – коррида – в Каталонии запрещено. Здесь не допускается жестокое отношение к животным.

В противовес другим частям Испании почти все дороги в Каталонии платные. Возможно, поэтому остальные жители Испании считают каталонцев жадными. У нас рачительных хозяев тоже совсем недавно причисляли к кулакам, не так ли?

Чтобы добраться от Салоу до Барселоны на автомобиле, нужно примерно 23 евро. Терминалы через каждые 20 километров. Шлагбаум открывается после оплаты. Есть отдельный проезд для машин и автобусов организаций, у которых средства со счета списываются автоматически. Сеть дорог разветвленная, перекрестки заменены движением по кругу. Из Салоу в Барселону есть бесплатная дорога, двухполосная, и обгон на ней запрещен.

Стоимость парковки в Барселоне носит запретительный характер – почти три евро в час. Барселонцы предпочитают разветвленную сеть метро. Поэтому Барселона не стоит в пробках, а едет. В центре есть места, где можно припарковаться не более чем на два часа. За превышение – жестокая кара. Услуги эвакуатора больше 100 евро, плюс штраф. В общем, арендовать машину для путешествий в Барселону бессмысленно. Многие жители Каталонии не имеют своих машин. Одна из наших экскурсоводов Ирене сообщила, что она арендует машину, только когда путешествует за границу.

Заработки у каталонцев, как и по всей Испании, небольшие – 1,2–1,3 тыс. евро в месяц. Но в случае потери работы при стаже в шесть лет пособие будет выплачиваться 720 дней и составит 60% от заработка. Многие этим пользуются. В Каталонии, где занятость высокая из-за развитой промышленности, аграрной отрасли и туризма, с презрением рассуждают об испанцах, закредитованных «по горло» и коротающих рабочие дни между утренним кофе, сиестой и вечерним кофе.

Арабы, которые шесть веков (с восьмого века по четырнадцатый) правили на Пиренейском полуострове, зачастую пересекают Средиземное море и высаживаются на испанском побережье. Но скудные меры их социальной поддержки не способствуют задержке в этих местах. И они мигрируют вглубь Европы. Поэтому барышни в хиджабах на улицах встречаются довольно редко.

Салоу – курорт для русских

В отеле, где мы жили, львиную долю туристов составляли русские. Почти все продавцы в магазинах изъясняются по-русски в объеме достаточном, чтобы помочь с покупкой. Много наших бывших соотечественников заняты в сфере торговли, туризма и общепита. Зазывалы в кафешки приглашают отобедать. При этом не обижаются на отказ, а доброжелательно желают приятного отдыха.

Но машины, припаркованные вдоль улиц, были не только испанские. В Салоу едут на отдых в выходные французы – здесь дешевле.

На столбах мы встречали объявления на русском языке о продаже квартиры неподалеку от моря, по пути на пляж стоял автомобиль, обклеенный объявлениями с рекламой агентства о продаже недвижимости. На балконах некоторых квартир вывешены растяжки о продаже и аренде жилья, в том числе и на русском языке. Встречаются и надписи на указателях на русском языке: «Аптека» или «Меню на русском».

Любовь к веселью – в крови барселонцев

Барселона и Гауди – близнецы-братья. Говорим «Барселона», подразумеваем «Гауди». А говорим «Гауди» – подразумеваем самый, наверное, известный символ Барсы – Собор Саграда Фамилиа (храм Святого Семейства). Гениальное творение великого Антонио Гауди должно было строиться, по замыслу автора, 200 лет, с 1882 года по 2082-й. Он посвятил своему детищу 43 года из отпущенных ему 74. Сооружение сколь масштабное, столь и необычное, активно строится и по сей день по чертежам Гауди. Храм строился на пожертвования, деньги поступали нерегулярно, стройка периодически замирала. В 2010 году хитроумные каталонцы нашли выход – 7 ноября недостроенный собор освятили. И теперь каждый посетитель платит 15 евро, чтобы оказаться внутри сооружения. Язык не поворачивается назвать собор культовым сооружением – для истинно верующих отведена небольшая комнатка слева от алтаря. Местные добились бесплатного посещения храма. Почти все огромное внутреннее пространство предоставлено туристам. Их оплату в кассу можно считать пожертвованием. Теперь собор планируют завершить к 2025 году.

Самодостаточная КаталонияВ Барселоне еще много интересного, описывать достопримечательности в газете – задача неблагодарная. Но что поражает – это готовность и умение барселонцев развлекаться и веселиться. На пешеходной Рамбле множество живых скульптур. Морские чудища, римские воины, Колумб неподалеку от монумента Колумбу. Именно из Барселоны он отправился открывать Америку. Статуи охотно фотографируются с теми, кто кинет в шляпу монету.

На балконе третьего этажа видим Мерилин Монро. Вентилятор раздувает подол белого платья, обнажая белые панталоны. По движениям и формам крепких ног, по росту красотки становится ясно, что это особь мужского пола. Бесплатно эпатирует праздную публику.

На площади Каталонии начали концерт бродячие артисты. Три парня – два гитариста, один с банджо. И девушка, в шортах, не скрывающих стройные загорелые ноги. Саксофонистка. В центре перед ними ящик с дисками, кому нравится их музыка – диск всего пять евро. Туда же кидают монеты благодарные зрители. Мимо идет парень с пакетом с брендом известного магазина. Вроде случайный прохожий только что из магазина. Выходит в центр круга, начинает танцевать. Девушка кладет саксофон, извлекает из сумки широкую юбку с оборкой. Она уже больше не озорная пацанка, а юная, грациозная сеньорита. Плавные движения в танце, взлетают руки-птицы, держащие концы подола пышной юбки, а вокруг вьется ее случайный (или всё же нет?) партнер в спортивных штанах. К ним начинают присоединяться стихийно образовавшиеся парочки, люди, стоящие по кругу, невольно начинают приплясывать.

И тут подошел наш автобус...

Что-нибудь останется

Главный для меня символ Барселоны – это знаменитая песня, которую на открытие Олимпиады в 1992 году исполнил Фредди Меркурии в дуэте с Монтсеррат Кабалье.

Кстати, о Монтсеррат. Неподалеку от Барсы есть гора с таким названием и расположенным на ней монастырем. Формы этой горы, высотой 1236 метров над уровнем моря и длиной 10 километров, считают феноменальным природным явлением. Поражающее воображение нагромождение скал удивительной сглаженной формы. И еще поезд к монастырю, непонятно как карабкающийся по зубчатой железной дороге. Конечно, можно доехать на автобусе по серпантину и по канатной дороге, но горный поезд – нечто невиданное. Гиды умело подогревают интерес к монастырским святыням. Огромная очередь выстраивается, дабы приложиться к местной Божьей Матери (стоять нужно полтора часа). Мы загодя усаживаемся в соборе – послушать капеллу мальчиков (тоже символ монастыря). Совсем близко к началу заняты уже и все места в проходах. Мы теснимся на скамье, усаживаем мамочку с ребенком месяцев 10. Как только мама села, малыш засыпает. Молодая бабушка в проходе сокрушается: «Мальчиков не послушает!» «Да он разве запомнит?» – удивляюсь я. «Что-нибудь да останется!» – был ответ.

Вообще молодых мам из России, путешествующих с детьми в колясках, великое множество. Вечером, когда стемнеет, они таскаются по магазинам, малышня при этом капризничает, кто-то спит. И каждая такая мамаша, наверное, оправдывает свое нежелание растить дитя в домашних условиях тем, что ребенок даже и в несознательном возрасте обогатится впечатлениями.

Напоследок пунктиром

В знак протеста или желая привлечь внимание власти, каталонцы водят хороводы. Танец, запрещенный во время диктатуры Франко, называется «сардана».

В Таррагоне, втором по величине городе Каталонии, каждое лето проходят соревнования по строительству пирамид из людей. Внизу группа самых крепких парней, на верхнем ярусе (шестом, седьмом?) непременно мальчик, который должен поднять руку.

Самое лучшее вино – из старых виноградников. Несколько первых лет при закладке новых виноградников гроздья ягод скармливают свиньям.

В испанских бесплатных школах социальные работники убеждают детей, что учиться совсем не обязательно. В стране много рабочих мест, где нужны рабочие руки. Можно откручивать мандарины, собирать пылесосом орехи, стучать по оливкам, сбивая маслины, укладывать изделия в коробки на фабриках. Таким образом, в стране готовят рабочий класс. Как рассказала наш гид Ольга, в бесплатных школах хорошо учатся один-два ученика из класса. Есть платные школы. Учебная программа та же самая, но дети из более состоятельных семей. И в этих школах социальные педагоги настраивают детей на учебу, чтобы им не пришлось откручивать мандарины, сбивать маслины, собирать орехи...