Художник во всем художник

Оценить
Взглянуть на писателя с другой стороны

Осталось всего ничего до празднования 200-летия Михаила Лермонтова – юбилей писателя будет отмечаться 15 октября. В числе тех, кто готовится встретить памятную дату, Государственный музей К. А. Федина с выставкой «Мне жизнь всё как-то коротка...», открывшейся 4 сентября. Картины и важные артефакты из жизни поэта приехали к нам из музея-заповедника «Тарханы».

Вальс Арама Хачатуряна. Молодые офицеры берут под руки дам и начинают танцевать. Ра­зумеется, «Маскарад». Так начинается выставка.

Директор музея Наталья Щелканова рассказывает о значимости Лермонтова и его современников для последующего развития всей отечественной и даже мировой литературы, а также выражает надежду, что выставка будет представлять интерес прежде всего для молодежи.

Особенную ценность экспозиции представляют пейзажи Михаила Юрьевича, впервые в таком объеме представленные в Саратове. Мы привыкли воспринимать Лермонтова как писателя и зачастую даже не знаем, что его кисти принадлежат интересные пейзажи. Современники говорили, что если бы он не стал великим поэтом, то стал бы большим художником. Ефим Водонос, заведующий отделом русского искусства Радищевского музея, рассказал, как он познакомился с Лермонтовым-художником: «Я по первому образованию филолог, и на первом же курсе мне дали задание для курсовой работы «Портрет как средство характеристики в прозаических произведениях Лермонтова». Тогда я, еще не зная, что Лермонтов много художничал, обратил внимание на то, что у него взгляд человека, явно знакомого с приемами изобразительного искусства: скупая, очень детальная, зримая характеристика персонажа, которая раскрывается и во внешности, и в существе натуры посредством характеристики внешних черт. Лермонтов сильно отличается от многих тем, что все-таки имел достаточно серьезную профессиональную базу. Он учился у Петра Заболотского – довольно крепкого профессионального художника начала века, который дал Лермонтову вполне серьезный по тем временам профессиональный уровень. Обращаясь к поэзии Лермонтова, вы увидите, что она пропитана наглядными образами».

Помимо предметов быта Лермонтова и его времени (например, карты, которые он порицал, однако играл), его произведений (кроме картин представлены и первые публикации «Героя нашего времени») саратовский зритель также сможет увидеть на выставке работы, посвященные классику: портрет Лермонтова кисти Вильяма Куинджи или, скажем, портрет бабушки Лермонтова Елизаветы Арсеньевой.