Со временем в ногу, или Дорогу молодым!

Оценить
Со временем в ногу, или Дорогу молодым!
Фото Вера Салманова
Дефиле от театра оперы и балета к художникам и обратно

Природа не терпит пустоты. В Саратове проходят фестивали, посвященные разным видам искусства, но такого, который ставил бы перед собой цель объединить все направления современного творчества, до недавнего времени не было. В Год культуры в нашем городе впервые состоялся Поволжский фестиваль современного искусства.

Бутылочный сюрреализм

4 сентября, в четверг, голубая гостиная театра оперы и балета принимала открытый конкурс-дефиле театров моды «Шаг навстречу», в котором смогли поучаствовать детские и молодежные коллективы. Но прежде чем на сцене появились участники из разных уголков нашей родины, художественный руководитель фестиваля Николай Шиянов объявил сюрприз от театра оперы и балета – модную коллекцию «Любимые спектакли сезона – 2014».

После этого на сцену вышла Светлана Краснощекова, министр культуры Саратовской области, инициатор проведения фестиваля и председатель оргкомитета, которая заметила, что первый раз всегда сложно: «Мы решили пойти на эксперимент и провести в Год культуры 1-й Поволжский фестиваль искусства в Саратове – городе с твердо классическими устоями... В этом фестивале принимают участие и представители различных регионов нашей страны: Пенза, Нижний Новгород, Самара и, что особо ценно, Москва, которую, вы понимаете, сложно чем-то удивить». А удивлять было кого – председателем жюри в этом году стал знаменитый дизайнер, модельер и художник Андрей Бартенев.

Без долгих предисловий начинается конкурс – первым идет театр моды «Триумф» из Озинок, после чего на сцену (порой и не раз) выйдут модели из Саратова, Энгельса, Вольска, Шихан, Самары и Пензы. Было бы лукавством сказать, что фавориты не выделялись: чувствовалось, что кто-то не поскупился на расходы, а кто-то действовал по принципу «чем богаты, тем и рады»: все-таки разница в уровне между коллекциями временами была настолько заметной, что отражалось и на реакции публики – кого-то встречали сдержанно, а кого-то овациями.

Отдельных аплодисментов удостаивались самые юные модели, не просто выходившие на подиум, а еще и старавшиеся понравиться публике народным танцем – одного костюма мало! Что касается модной одежды, которую довелось увидеть, то диапазон был достаточно широк: от «патриотического» наряда с гербом и достопримечательностями Саратова до авангардных образцов, перенесших на подиум картины Малевича или, как саратовская модель Анна Зейдер, сюрреалистическую одежду, в которую очень органично и практически незаметно были вживлены донышки бутылок. В результате именно эта коллекция – «Сюрреализм» Артёма Ямпольцева – и удостоилась первого места. Второе заняла школа-студия «Художник-модельер» из Пензы, третье – «Триумф» из Озинок.

Не столица

Наиболее плотным по графику днем фестиваля должно было выдаться 5 сентября. Началось всё с пресс-конференции организаторов фестиваля и Андрея Бартенева на ГТРК. Художник признался, что даже толком не понимал, как оказался в Саратове: «Сам задаюсь этим вопросом. Николай (Шиянов. – Прим. авт.) открыл тайну, что в Москве есть мой почитатель, который меня рекомендовал. Николай как-то сразу вышел на директора, который, если его в чем-то убедят, схватит за горло и доставит в определенную точку. Я только в машине, когда уже приехал в Саратов, спросил, по какому поводу здесь нахожусь. Поверьте, у меня очень напряженный график, я веду несколько проектов».

На вопрос, выйдет ли когда-то эпатаж на улицы российских городов, Бартенев отвечает отрицательно: «Я всегда думал, что это случится. Но с начала 90-х этого не произошло и, думаю, не произойдет. Это – тенденция даже не внутри России, это – международная тенденция. Существуют определенные стандарты дресс-кода, и они господствуют». Неожиданно ответил эпатажный модельер и на вопросы, предназначавшиеся организаторам: к чему именно они стремились – к современному искусству или к contemporary art и почему для программы был сделан выбор в пользу достаточно консервативных жанров музыки вроде авторской песни и рока? «Это одно и то же, абсолютно одно и то же. Просто одно может включать в себя другое, либо другое может быть подразделением первого. Современное искусство – это про всё, в том числе и про рок с авторской песней. Они ведь тоже могут давать неожиданные сочетания, которые могут обогатить современного художника».

Директор фестиваля Ренат Мухамедьяров добавил, что «фестиваль не догма» и «номинации будут постоянно меняться. Сейчас представлены семь направлений. Следующий раз могут быть другие». «Массовые мероприятия на площади, перформансы – это тоже современное искусство. Видно, куда стремиться. Для этого нужна постоянная ежедневная работа и правильные кураторы, – добавил уже Шиянов. – Но я верю, что и у нас появится свой «Винзавод», свои места... Да уже есть, но еще не в том состоянии, чтобы можно было об этом говорить. Я считаю, что наш город все равно продолжает оставаться культурной столицей Поволжья». «Вы меня простите, – вклинился в разговор Бартенев. – Я много путешествую по России и бываю на фестивалях кино, ландшафтного дизайна, архитектуры. И все называют себя столицей. Ну, оставьте уже это! Лучше говорите «мы – неповторимый город Саратов», и этого достаточно. Поверьте, мало кто так говорит».

Без главного художника

Буквально через полчаса после окончания пресс-конференции на ГТРК в выставочном зале Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова состоялось открытие конкурса-выставки художественной фотографии и изобразительного искусства «Саратоwww». Основу экспозиции составили конкурсные работы девяти авторов-живописцев (27 картин) и четырнадцати фотографов (81 фотография). В одном зале были представлены конкурсные работы, в другом – внеконкурсные.

Директор училища Павел Тимофеев выразил надежду, что на будущих мероприятиях подобного рода со стороны студентов будет наблюдаться большая активность и желание выступить в номинации «изобразительное искусство». Впрочем, несколько студентов от училища поучаствовало в конкурсе. Что же касается победителей, то здесь любопытная ситуация: если в номинации «художественная фотография» победили сразу два человека, Екатерина Иконникова и Артём Коренюк, то при отборе лучшей живописной работы победитель не был выявлен, наградили только участников, занявших второе и третье места. Еще нескольких участников отметил Бартенев лично.

Что касается выставки, то, к счастью, ощущения винегрета не возникает, хотя работы, безусловно, различаются как тематически, так и стилистически. Вот, мы видим зимний портрет «Лизы» с грустным плюшевым мишкой – ощущение старой фотографии на пленке и идеальной обложки для какой-нибудь чиллвейв-группы («чиллвейв» – жанр электронной музыки, появившийся в середине 2000-х годов, характеризуется интенсивным использованием наложения на мелодию звуковых эффектов и проч. – Прим. ред.) не покидает ни на секунду. А вот – дилогия Алексея Трубецкова «Нарцисс» и «Аполлон и Дафна», которая плавно, но зримо вбирает в себя зачатки комикса, который, казалось бы, в этой стилистике работать не может. И тем не менее, работает. В первом зале – 3D-работы, которые не оценишь без специальных очков. Разработчик технологии Эдуард Коробков неожиданно удивляет – оказывается, фотографии были сняты на мобильный телефон. И никаких дорогостоящих фотоаппаратов.

Клиповая измена

Вечером того же дня в концертном зале Саратовского академического театра оперы и балета после церемонии открытия фестиваля состоялся гала-концерт «Contemporary dance». Призерами-участниками стали ансамбль современного танца «Ракета» (Нижний Новгород), шоу-балет «Диамант» (Саратов) и самарский театра танца «Скрим». Они и поделили в несколько неравных пропорциях около двух часов «современного танца». У нижегородцев более всего запомнилась композиция (могу назвать неправильно) «Bozon», достаточно минималистичная, с акцентом на простом беге участников. Казалось бы, нет каких причудливых ходов, а тем не менее номер способен зацепить сразу, и вольно либо невольно снова в голове всплывает эстетика чиллвейва с его ностальгией по детским годам, Олимпиаде, первомаям и школьным соревнованиям.

Совсем иного эффекта достигает фрагмент «Измена» из спектакля «Стена» «Диаманта». Здесь эмоции бушуют с самого начала: от главной героини мы сразу узнаем об измене, которую и будем наблюдать в течение следующих пяти минут с постоянным накалом страстей, молодым человеком, разрывающимся между двух девушек. По сути это клиповый танец с блестящей раскадровкой и совершенно чудесным финалом: главная героиня, запутавшись (буквально и, скорее всего, переносно), упадет и в застывшей позе со вскинутой рукой и гримасой отчаянья на лице будет утащена за сцену.

Самым большим по продолжительности выступлением стал почти часовой спектакль «Скрима» «За светом в свет». В нем постепенно уходящие из жизни старики вспоминают свою давно ушедшую молодость, в которой будет всё – и любовь, и детская непосредственность, и суровая жизнь, и даже теплая авторская ирония, обращенная к старикам, частенько уже не понимающим, кто они и где находятся. Безусловно, интересный спектакль, к которому, впрочем, надо быть готовым: если вы впервые пришли посмотреть contemporary dance, то он может оказаться для вас сложным.

Таким выдались первые два дня фестиваля. На этой же неделе состоятся еще два мероприятия – 10 сентября в камерном зале филармонии пройдет конкурс авторской песни и поэзии, а 14 сентября на Театральной площади саратовские меломаны смогут услышать «Рок без границ». Безусловно, подводить итоги сейчас рано, и все-таки 1-й Поволжский фестиваль современного искусства однозначно ярко стартовал и имеет все шансы в скором времени встать на один уровень не только по значимости, но и по популярности с другими ведущими фестивалями, проводящимися в нашем городе. Потенциал у него велик. Будет ли он реализован – посмотрим через два года, когда пройдет второй фестиваль.